О Картахенском протоколе по биобезопасности - для "чайников"

09.09.2003178110

О Картахенском протоколе по биобезопасности - для "чайников"


Если вы не очень хорошо представляете себе, что такое биоразнообразие и биобезопасность, кто такие генетически модифицированные организмы и что делается для того, чтобы вреда от них было как можно меньше, а пользы больше, и для чего нужен Картахенский протокол - прочитайте эту статью. Это вольный пересказ раздела "FAQ" (ЧаВо) официального сайта Конвенции по биологическому разнообразию (Convention on Biological Diversity) в двойном переводе - с английского и с канцелярского. Мы старались изложить основной смысл этого (действительно судьбоносного) документа по возможности понятным для неспециалистов языком. Если захотите ознакомиться с оригиналом, обращайтесь по адресу http://www.biodiv.org/biosafety/faqs.asp


Что такое Картахенский Протокол?


Это международное соглашение о мерах и процедурах, необходимых для безопасного перемещения через государственные границы, переработки и применения продуктов современной биотехнологии.

Необходимость в международном масштабе регулировать деятельность, связанную с современной биотехнологией, члены ООН признали на конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году. На ней 193 государства (плюс Европейское Содружество в целом как отдельный участник конференции) подписали Конвенцию по биоразнообразию (что-то вроде соглашения о намерениях принимать меры по исключению вредного влияния современной биотехнологии на здоровье человека и окружающую среду) и создали комитет по разработке соответствующего Протокола. Картахенским он называется потому, что его почти приняли в 1999 г. на конференции в колумбийском городе Картахена-де-Индиас. Из-за разногласий сторон окончательный вариант Протокола по биобезопасности был принят в 2000 г. в Монреале.

Регулярно обновляемый перечень Сторон Протокола (на английском языке) с указанием даты подписания, ратификации и вступления Протокола в силу находится по адресу: http://www.biodiv.org/biosafety/signinglist.aspx?sts=rtf.

Протокол вступает в силу через 90 дней после того, как будет передан на хранение 50-й документ о ратификации, принятии, одобрении или присоединении, подписанный одной из 194 Сторон Конвенции по биоразноообразию 1992 г. Пятидесятый документ был передан на хранение 13 июня 2003 г., следовательно, Протокол вступает в силу с 11 сентября 2003 г.

С этого дня его будут обязаны соблюдать все страны, которые ратифицировали это соглашение. Остальные, к сожалению, не обязаны - до тех пор, пока не присоединятся к Протоколу.

К первому сентября 2003 г. Протокол ратифицировали 57 государств. Остальные 136 (в том числе и Россия) пока что не взяли на себя обязательств выполнять его положения, и проблемы биотехнологической безопасности в них регулируются местными законами или не регулируются вообще.


Где можно найти текст Протокола?


Оригинал Протокола, тексты которого на арабском, китайском, английском, французском, русском и испанском языках имеют равную силу, сдан на хранение Генеральному секретарю ООН. Электронные варианты текста доступны по адресу http://www.biodiv.org/biosafety/protocol.asp. Русский перевод размещен и в рубрике "Нормативные документы" нашего сайта. Это официальная версия, и претензии к качеству перевода адресуйте непосредственно в Секретариат Конвенции. Мы тут ни при чем. В случае сомнений и неясностей рекомендуем обратиться к английской версии.


С какой целью принят Протокол?


Цель Протокола сформулирована в его Статье 1. В переводе с юридического канцелярита, выполнение положений Протокола позволит сохранить биоразнообразие и обеспечить биосфере, в том числе человечеству и его отдельным представителям, безопасность при использовании современной биотехнологии, в том числе генетически модифицированных организмов (ГМО) и продукции, полученной с их помощью или в результате их переработки. Особенное внимание в Протоколе уделяется соблюдению мер безопасности при перемещении ГМО через национальные границы.


Что такое биоразнообразие?


"Биологическое разнообразие" означает различие свойств живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы. Это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем. Вид Homo sapiens и его отдельные особи тоже входят в экосистему планеты.


Что такое биотехнология?


Термин "биотехнология" относится к любой технологической схеме, в которой продукцию получают или перерабатывают с помощью живых организмов или их элементов (например, молекул ферментов).

Одна из отраслей биотехнологии - традиционные процессы ферментации - уже тысячи лет используется для изготовления хлеба, сыра, пива и других продуктов. В самом широком смысле биотехнологией является все сельское хозяйство и традиционные методы выведения новых пород животных и сортов растений с помощью скрещивания и отбора. Отбор растений и животных с нужными признаками позволяет получить, например, более продуктивные сорта и породы.

Современная биотехнология, в отличие от классической, позволяет выделить отдельный ген микроорганизма, растения или животного, определяющий конкретный признак, и поместить его в клетку другого организма. При этом такой генетически модифицированный организм приобретет, например, устойчивость к вредителю или заболеванию или способность синтезировать белок, закодированный в чужом гене.

В тексте Протокола термин "современная биотехнология" употребляется для обозначения:




  • методов, основанных на использовании нуклеиновых кислот "in vitro", включая работу с рекомбинантными ДНК и введение нуклеиновых кислот в клетки или внутриклеточные структуры;


  • методов слияния клеток организмов, которые относятся к разным систематическим группам (например, высших растений и микроорганизмов).

такие методы, в отличие от традиционных технологий скрещивания и отбора, позволяют преодолеть естественные физиологические барьеры, которые в природе препятствуют переносу признаков между разными, даже близкородственными, видами, и получать организмы с совершенно новыми, иногда фантастическими свойствами.


Что такое "генетически модифицированный организм" (ГМО)?


В Картахенском Протоколе по биобезопасности применяется термин "живой модифицированный организм" (ЖМО). В Статье 3 дается следующее определение ЖМО: "любой живой организм, обладающий новой комбинацией генетического материала, полученной благодаря использованию современной биотехнологии".

В неофициальной литературе чаще используют термин ГМО (генетически модифицированные организмы). Хорошо известны сельскохозяйственные культуры (томаты, кукуруза, хлопчатник, соевые бобы), которые были генетически модифицированы для достижения большей урожайности или устойчивости к вредителям и заболеваниям. ГМ микроорганизмы (дрожжи, бактерии, грибки) применяются для производства медицинских препаратов, пищевых продуктов, средств защиты растений.


Какую пользу может принести биотехнология?


Генная инженерия может принести огромную пользу в медицине, сельском хозяйстве и других областях. Среди продуктов, полученных с ее помощью - медицинские препараты и вакцины, усовершенствованные волокна, новые виды топлива и другие промышленные материалы. Сторонники биотехнологии утверждают, что она в состоянии улучшить обеспечение населения пищей, добиться стабильного повышения урожайности на скудных почвах или в неблагоприятных климатических условиях, сократить нагрузку на земельные угодья и снизить потребление воды и химикатов для нужд сельского хозяйства.


С какими потенциальными опасностями связано применение биотехнологии?


Биотехнология - новая отрасль науки, и поэтому взаимодействие ГМО с разнообразными экосистемами изучено еще не полностью. Применение методов современной биотехнологии, даже без злого умысла, потенциально может нанести вред биосфере Земли и здоровью человека. Генетически модифицированные организмы могут проявить свойства, не предусмотренные их разработчиками. Например, исходно безвредные микроорганизмы могут оказаться заразными, растения - более конкурентоспособными, чем обычные растения того же или других видов. Возможно отрицательное воздействие ГМО на биоразнообразие, например, вытеснение обычных видов генетически модифицированными, скрещивание ГМО с обычными организмами того же или родственных видов. Существует риск возникновения сорняков с устойчивостью к гербицидам и насекомым и другими нежелательными для сорняков свойствами, так как не исключена возможность передачи модифицированных генов диким растениям. ГМО могут действовать на другие виды организмов. Например, растения, устойчивые к вредителям, могут представлять опасность для полезных насекомых. Соблюдение разработанных национальными и международными организациями мер безопасности снижает вероятность риска, связанного с применением ГМО.


Что такое "генетически модифицированные продукты"?


К продуктам переработки ГМО относятся некоторые вакцины, лекарства, пищевые добавки, а также многие пищевые продукты и консервы, в состав которых входит сырье, полученное из генетически измененных растений. Из сырья, полученного с помощью ГМО, производят многие непищевые продукты. Например, из генетически модифицированной кукурузы получают крахмал, применяемый в производстве картона и клейкой ленты, и гидролизный спирт для производства топлива. Многие традиционные пищевые продукты (например, пиво и хлеб) производят с помощью генетически модифицированных микроорганизмов или их ферментов, полученных методами современной биотехнологии.


Что такое биобезопасность?


Это комплекс мер, направленных на устранение потенциально опасных последствий применения методов и продуктов биотехнологии. При определении целей Протокола по биобезопасности за основу был принят принцип принятия мер предосторожности (фактически, презумпция виновности). Согласно этому принципу, ГМО и продукты их переработки считаются потенциально опасными, пока их безопасность не подтверждена всеми методами, указанными в соответствующих нормативных документах. При недостатке достоверной информации ГМО и полученная из них или при их участии продукция требует соблюдения всех мер предосторожности, как если бы они действительно представляли угрозу серьезного или непоправимого ущерба для здоровья человека и биоразнообразия. Промышленно развитые страны, которые являются центрами современной биотехнологической промышленности, уже ввели свои внутренние режимы биобезопасности. Многие развивающиеся страны еще только приступают к созданию национальных систем биобезопасности.


Для чего необходимо международное соглашение по биобезопасности?


Хотя достижения биотехнологии обещают большие перспективы для благосостояния человечества, их следует применять с определенной осторожностью, чтобы не нанести вреда экологии и здоровью человека.

Целью Конвенции по биоразноообразию 1992 г. было "сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов". При разработке Конвенции участники переговоров четко сознавали, что биотехнология может принести большую пользу при условии, что для ее развития и применения будут разработаны соответствующие меры безопасности. Договаривающиеся стороны согласились, что необходимо разработать процедуры для безопасного перемещения, переработки и использования ГМО, так как подобные организмы могут потенциально оказывать вредное воздействие на биоразнообразие (см. Статью 19.3. Конвенции). Результатом разработки и стал Картахенский Протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии (так звучит его полное официальное название).


В чем состоят основные положения Протокола?


В первую очередь правила и процедуры безопасного перемещения, обработки и применения ГМО направлены на защиту здоровья человека и охрану экосистем путем сохранения биоразнообразия. В Протоколе представлен комплекс мер, необходимых при намеренном введении ГМО в окружающую среду (так называемая процедура "заблаговременного обоснованного согласия") и при использовании ГМО в качестве пищи, корма для животных или для производства непищевой продукции. Страны, подписавшие Протокол, обязаны гарантировать, что при обработке, упаковке и транспортировке ГМО соблюдаются меры безопасности. Поставки ГМО за границу должны сопровождаться соответствующей документацией. Среди прочего, в сопроводительных документах должно быть указаны идентификационные данные ГМО и контактный адрес для получения дополнительной информации. Эти требования разработаны для того, чтобы страны, намеренные импортировать ГМО, могли получить всю необходимую информацию, прежде чем принять обоснованное решение о том, разрешать ли импорт ГМО, и быть уверенными в том, что смогут обеспечить безопасные условия для их обработки.

Страна-импортер принимает решение на основании научно достоверной оценки риска (Статья 15). В Протоколе установлены принципы и методы проведения оценки риска (Приложение III). В случае, если по данному вопросу нет достаточной научной информации, страна-импортер, принимая решение об импорте ГМО, может применить "Принцип принятия мер предосторожности", т. е. отказаться от импорта или отсрочить принятие решения. Принимая решения об импорте ГМО, участники могут учитывать социально-экономические соображения в соответствии со своими международными обязательствами. Стороны обязаны принимать все необходимые меры для урегулирования любых потенциальных опасностей, выявленных в процессе оценки рисков (Статья 16). Они также обязаны предпринимать необходимые действия при случайном проникновении ГМО в окружающую среду (Статья 17).

Чтобы облегчить применение Протокола, предусмотрено создание специального "Механизма посредничества по биобезопасности" (Biosafety Clearing House), основанного на современных интернет-технологиях. С его помощью участники могут быстро обмениваться информацией. В Протокол включен ряд других важных положений, включая развитие и укрепление организационного потенциала, механизм финансирования, ответственность за исполнение обязательств, информирование и привлечение общественности.


Что означает "процедура заблаговременного обоснованного согласия"?


Эта процедура применяется в случае, когда одна из сторон впервые осуществляет намеренное перемещение через свою границу (импорт) ГМО, предназначенных для введения в окружающую среду - например, покупку семян генетически модифицированных сельскохозяйственных растений. Она состоит из четырех стадий:




  1. Страна-экспортер направляет стране-импортеру специальное предупреждение. Вместе с предупреждением экспортер обязан предоставить импортеру подробную характеристику ГМО в письменном виде.


  2. Импортер обязан в течение 90 дней подтвердить, что предупреждение получено.


  3. Импортер принимает решение - разрешить или запретить импорт ГМО.


  4. Импортер обязан в течение 270 дней с момента получения предупреждения сообщить о своем решении и указать обоснованные причины. Возможны 4 варианта решения: разрешить импорт; запретить импорт; затребовать дополнительную информацию по данному вопросу или продлить установленный период в 270 дней на определенный срок.

Такая процедура гарантирует, что у страны-импортера будет возможность оценить возможный риск, связанный с ГМО, прежде чем разрешить его импорт (Статьи 7-10).


Какая процедура разработана для ГМО, предназначенных для употребления в пищу, на корм животным или для дальнейшей переработки?


Такие ГМО (для краткости применяется английская аббревиатура LMO-FFP), составляют значительную долю сельскохозяйственных товаров. Для их перемещения через границы Протокол устанавливает упрощенную по сравнению с "Заблаговременным обоснованным согласием" процедуру. Если одна из Сторон решила использовать на своей территории LMO-FFP, который когда-нибудь впоследствии, возможно, будет экспортироваться за ее пределы, она должна в течение 15 дней с момента принятия решения известить об этом остальные Стороны. Для этой цели служит "Механизм посредничества по биобезопасности".

Сторона принимает решение о том, импортировать LMO-FFP или нет, на основании положений своей внутренней правовой базы. Если Сторона не имеет собственной правовой базы по этому вопросу (например, она является развивающейся страной или страной с переходной экономикой), она может сделать объявление через "Механизм посредничества по биобезопасности". В объявлении должно быть указано, что решение впервые импортировать LMO-FFP будет принято на основании оценки риска, с соблюдением нормативов и сроков, указанных в Протоколе.

В случае недостаточной научной информации по рассматриваемому вопросу, Сторона-импортер, принимая решение об импорте LMO-FFP, может применить принцип предосторожности и отказаться от импорта данного ГМО или отложить принятие решения (Статья 11.8).


Что такое "Механизм посредничества по биобезопасности"?


Это электронная база данных на основе современных интернет-технологий, составная часть посреднической работы в рамках Конвенции по биологическому разнообразию (Статья 20). Обмен научной, технической, экологической, юридической информацией и опытом в отношении ГМО поможет участникам правильно применять положения Протокола.

Межправительственный комитет Картахенского протокола рекомендовал создавать "Механизм посредничества" поэтапно. В настоящее время осуществляется предварительный этап. С его результатами и ответами на самые распространенные вопросы по этому поводу (на английском) можно ознакомиться на сайте http://bch.biodiv.org/


Что говорится в Протоколе по поводу обработки, транспортировки, упаковки и идентификации ГМО?


При перемещении ГМО через границу стороны обязаны принимать меры по их безопасной упаковке, транспортировке и обработке. В Протоколе перечислены требования к идентификации ГМО и указано, какая информация должна содержаться в сопроводительных документах. Предусмотрена возможность дальнейшего ужесточения этих стандартов на конференции Сторон Протокола.

От каждой Стороны требуется обеспечить ГМО идентификационной документацией с указанием контактной информации о лицах, ответственных за перемещение через границу. Требования к идентификационной документации могут различаться в зависимости от того, с какой целью будет использован ГМО. Детальные требования к документации к ГМО, предназначенных для непосредственного употребления в пищу, на корм животным или для дальнейшей переработки, будут определены Конференцией Сторон не позднее, чем через два года после вступления протокола в силу (Статья 18).


Что обязаны предпринять Стороны в случае непреднамеренного перемещения ГМО через границу?


Если какой-либо Стороне станет известно о непреднамеренном перемещении через границу какого-либо ГМО, который может оказать отрицательное воздействие на здоровье человека и биоразнообразие, она обязана известить те государства, территория которых затронута или может быть затронута, "Механизм посредничества по биобезопасности" и, при необходимости, другие международные организации. Стороны обязаны немедленно провести консультации с государствами, территория которых затронута или может быть затронута, чтобы совместно определить защитные меры (Статья 17).


Что говорится в Протоколе о взаимоотношениях с государствами, которые не являются Сторонами Протокола?


При перемещении ГМО (в обоих направлениях) через границы с государствами, которые не ратифицировали Протокол, необходимо следовать положениям Протокола. Стороны должны способствовать тому, чтобы другие государства присоединялись к Протоколу и предоставляли необходимую информацию "Механизму посредничества по биобезопасности".

Что говорится в Протоколе о наращивании потенциала биобезопасности?

Протокол стимулирует международное сотрудничество, которое должно помочь развивающимся странам и странам с переходной экономикой подготовить собственные кадры и создать организационные структуры для сохранения биоразнообразия (Статья 22). Поощряется содействие в научно-технической подготовке персонала, передача технологий и финансовая помощь. Предполагается также, что стороны будут содействовать привлечению к этой деятельности частных и негосударственных организаций.


Что уже сделано для наращивания потенциала биобезопасности и эффективного применения Протокола?


На глобальном уровне Межправительственный комитет Картахенского протокола по биобезопасности в 2001 г. разработал "План действий по созданию потенциала для эффективного применения Протокола". Разрабатывается Координационный механизм для более успешного выполнения этого плана и для обеспечения взаимной поддержки различных полезных инициатив. В рамках "Механизма посредничества по биоразнообразию" созданы специальные базы данных для обмена информацией о проводимых действиях и для рационального распределения имеющихся ресурсов, отвечающего потребностям конкретной страны. Кроме того, создана международная коллегия экспертов, которая по соответствующей просьбе обеспечивает Сторонам с развивающейся и переходной экономикой консультативную и другую помощь при оценке риска, принятии решений, подготовке национальных кадров и усовершенствовании организационных структур.

Правительства и общественные организации также создают различные проекты и программы в области биобезопасности. Один из примеров - международный проект "Развитие национальных структур биобезопасности", работающий под эгидой соответсвующего комитета ООН. Его цель - помощь развивающимся странам в развитии национальных регуляторных и административных структур в области биобезопасности, совершенствование системы принятия решений (включая оценку риска) и механизмов участия общественности. Существует также много иных инициатив различного масштаба. В базе данных "Механизма посредничества по биоразнообразию" перечислено более 60 таких проектов (http://bch.biodiv.org/Pilot/CapacityBuilding/SearchProjects.aspx, на английском).


Что говорится в протоколе о защите конфиденциальной информации?


Согласно процедуре заблаговременного обоснованного согласия и другим описанным в Протоколе процедурам, Сторона-экспортер обязана предоставить Стороне-импортеру подробную информацию для принятия решения об импорте ГМО. В свою очередь, экспортер имеет право указать, что какая-либо часть представленной информации является конфиденциальной, а импортер обязуется не разглашать ее. Импортер может запросить разъяснения, почему та или иная информация должна считаться конфиденциальной. Если импортер считает, что эта информация не является конфиденциальной, то он должен предоставить экспортеру соответствующие аргументы и получить его согласие, прежде чем предавать информацию огласке.

От каждой Стороны требуется принимать меры для защиты конфиденциальной информации, полученной в рамках Протокола. Сторона должна обращаться с такой информацией не менее тщательно, чем с конфиденциальной информацией в отношении ГМО собственного производства. Сторона-импортер не должна использовать конфиденциальную информацию в коммерческих целях без письменного согласия владельца.

Конфиденциальной не может считаться следующая информация:




  • название и адрес организации, направившей предупреждение;


  • общее описание ГМО;


  • результат оценки риска;


  • методы действий в чрезвычайных ситуациях.

Единственным исключением является случай, когда организация, направившая уведомление, отзывает или уже отозвала его. Подробнее см. Статью 21.


Рассматривается ли в Протоколе вопрос о несоблюдении его положений?


Протоколом предусмотрены процедуры, которые содействуют соблюдению обязательств Сторон и регламентированы действия в случае их несоблюдения (Статья 34). Конференция Сторон на первом своем совещании после вступления Протокола в силу должна рассмотреть и одобрить соответствующие механизмы. Механизм разбирательства в случае несоблюдения положений Протокола не зависит от механизма урегулирования споров, установленного Статьей 27 Конвенции по биоразнообразию.


Рассматривается ли в Протоколе вопрос об ответственности и возмещении ущерба вследствие перемещения ГМО через границу?


В Протокол включено положение, согласно которому Конференция Сторон на первом своем совещании после вступления Протокола в силу должна начать выработку международных правил и процедур, относящихся к ответственности и возмещению ущерба вследствие перемещения ГМО через границу (Статья 27). Стороны будут стремиться закончить этот процесс в течение четырех лет.


Какие национальные организации требуются для выполнения положений Протокола?


Каждой Стороне необходимо определить один национальный Координационный центр, который будет от ее имени отвечать за связь с Секретариатом Конвенции по биоразнообразию (Статья 19). Например, в Координационный центр будут поступать направленные Секретариатом уведомления о предстоящих встречах в рамках Протокола, или предложения высказать свое мнение по определенному вопросу.

Каждой Стороне необходимо также назначить один или несколько национальных административных органов, которые будут выступать от имени своей Стороны в той области, которая касается их функций. Сторона может назначить единую структуру, которая будет одновременно выполнять функции Координационного центра и административного органа. Не позднее чем к моменту вступления Протокола в силу каждая Сторона должна сообщить Секретариату данные о своем Координационном центре и административных структурах. На сайте "Механизма посредничества по биоразнообразию" (http://www.biodiv.org/world/map.asp) размещен список предоставленных данных (на английском).


Что будет служить руководящим органом Протокола?


Руководящим органом Протокола является Конференция Сторон Протокола (Статья 29). Основная функция Конференции - наблюдение за выполнением Протокола и принятие решений, необходимых для повышения его эффективности. Решения в рамках Протокола могут принимать только Стороны Протокола. Стороны Конвенции по биоразнообразию, которые не являются Сторонами Протокола, могут участвовать в заседаниях Конференции только как наблюдатели.


Какие взаимоотношения существуют между Протоколом и Всемирной торговой организацией (WTO)?


Ряд международных соглашений, принятых WTO, содержит положения, которые имеют отношение к предмету Протокола. Среди них: Соглашение о применении санитарных и фитосанитарных мер (SPS Agreement), Соглашение о технических барьерах в торговле (TBT Agreement) и Соглашение об интеллектуальной собственности, имеющей отношение к торговле (TRIPs). Как утверждается в Преамбуле Протокола:




  • международные соглашения в области торговли и охраны окружающей среды должны взаимно дополнять друг друга;


  • Протокол не предполагает изменение прав и обязанностей Сторон, вытекающих из других международных соглашений;


  • Стороны не намереваются подчинить Протокол действующим международным соглашениям.

В чем разница между подписанием и ратификацией Протокола?


Подписав Протокол, государство выражает поддержку его целей и положений. Подписание также означает, что государство намерено в дальнейшем стать одной из Сторон Протокола и выполнять вытекающие из Протокола обязательства. На 4 июня 2001 г. (последний день отведенного для подписания срока) Протокол был подписан 103 государствами. Однако Протокол не будет иметь юридической силы для государства, пока глава государства или правительства либо Министр иностранных дел не подпишет документ о ратификации, принятии, одобрении или присоединении к Протоколу. Подписанный документ должен быть передан на хранение Генеральному Секретарю ООН.

Если какое-либо государство, подписавшее Протокол, ратифицирует его после этой даты, то для данного государства Протокол вступит в силу через 90 дней после передачи на хранение документа о ратификации. После этого государство обязано следовать положениям протокола и выполнять вытекающие из него обязательства.


Каким образом государство может стать Стороной Протокола?


Стороной Протокола может стать только одна из Сторон Конвенции по биоразнообразию (Статья 32.1 Конвенции) с помощью механизма ратификации, принятия, одобрения или присоединения. Все перечисленные механизмы имеют одинаковую юридическую силу.

Если одна из Сторон Конвенции не подписала Протокол в отведенный промежуток времени, она может впоследствии стать Стороной Протокола путем присоединения.


Какова процедура передачи на хранение документов о ратификации, принятии, одобрении или присоединении?


Государство должно подготовить документ о ратификации, принятии, одобрении или присоединении по утвержденному образцу. Документ должен быть подписан Главой государства или правительства или Министром иностранных дел. Затем документ следует доставить в Отдел Договоров ООН лично, почтой или по факсу. Если документ передается по факсу, впоследствии необходимо как можно быстрее доставить в Отдел Договоров его оригинал.

Официальное описание этой процедуры (на английском) находится по адресу: http://www.biodiv.org/doc/legal/cp-proc-rat-en.pdf.


Несет ли государство какие-либо финансовые обязательства, если оно становится Стороной Протокола?


В соответствии со Статьей 29.5. финансовые правила, установленные Конвенцией по биоразнообразию, применяются и в отношении Протокола. Согласно правилам Конвенции, каждая Сторона должна делать ежегодный взнос на покрытие административных расходов по Конвенции, включая содержание Секретариата. Способ расчета суммы взноса для каждой Стороны основан на выработанной ООН схеме пропорционального распределения суммы затрат на содержание Организации Объединенных Наций. Взносы развивающихся и, в особенности, слаборазвитых стран относительно невелики, а обычно - чисто номинальны. От наименее развитых стран, как правило, требуется сумма не более 0,01% от общей суммы бюджета на данный финансовый год.

Согласно Статье 31.1. Протокола Секретариат Конвенции одновременно является и Секретариатом Протокола. Стороны Протокола должны будут оплачивать расходы только на те функции Секретариата Протокола, которые отличаются от функций Секретариата Конвенции. Предполагается, что на своей первой встрече Конференция сторон Протокола, выступающая в качестве Совещания сторон, примет необходимые решения по бюджетным вопросам.


Какие преимущества получит страна, если станет Стороной протокола?


Статус Стороны Протокола предоставляет целый ряд преимуществ, в том числе:




  • Выражение своего стремления сохранять и разумно использовать биоразноообразие, применяя меры для поддержания биобезопасности.


  • Возможность влиять на применение Протокола и определять пути его дальнейшего развития, участвуя в принятии решений на Конференции Сторон.


  • Возможность вносить свой вклад в усовершенствование нормативов и практических процедур, относящихся к перемещению ГМО через границы.


  • Повышение надежности и прозрачности национальных систем регулирования биобезопасности.


  • Правительства получат дополнительные возможности сотрудничества с другими правительствами, частным сектором и обществом в целом в деле укрепления биобезопасности.


  • Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой смогут получить финансовую поддержку и другие виды помощи, которые обеспечат полноценное применение Протокола и участие в его процессах.


Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей