Лженаука или новый «опиум для народа»
Сколько существует наука, столько же существует и ее антипод – лженаука. Наиболее характерный пример – параллельное существование астрономии и астрологии. Астрономия познавала устройство Вселенной и достигла сегодня фантастических результатов, астрология же дурачила сначала монархов, а в последнее время простолюдинов, многократно попадая впросак со своими предсказаниями. Сегодня лженаука стала заметным явлением во всем цивилизованном мире. Но то, что произошло в России после распада СССР, а именно – уровень, достигнутый лженаукой в нашей стране, совершенно несопоставим с ее влиянием в наиболее развитых странах мира. Тут мы, к сожалению, далеко впереди планеты всей.
Современная наука дала человечеству все блага, которыми оно сегодня располагает: электричество, средства связи, телевидение, скоростной транспорт, приборы и устройства, облегчающие труд людей. Ею созданы лекарства, спасающие людей от множества ранее неизлечимых болезней, существенно увеличилась продолжительность жизни. Этот перечень можно продолжать и продолжать. А что же лженаука? Дала ли она людям хоть что-нибудь? Нет. Как же в таком случае понять происходящее? Думаю, можно назвать несколько факторов, способствующих бурному расцвету лженауки именно в России. Мгновенный переход от плановой экономики к рыночной, способствуя развитию страны, означал в то же время разрушение определенных моральных и нравственных стереотипов, сложившихся ранее, и, увы, стимулировал рост цинизма, стяжательства и бездуховности.
Неоднократно я получал по электронной почте письма идентичного содержания: «Предлагаем услуги по изготовлению дипломов ВУЗов и техникумов. Есть варианты с полной проводкой и регистрацией всех документов. Большой выбор ВУЗов и специальностей. Работаем по России и СНГ». В принципе, поймать мошенников ничего не стоит, но наша прокуратура такими «мелочами» не занимается. Урон же те наносят огромный.
Думаю, каждому приходилось видеть оптимистические образчики рекламы типа: «Гарантирую излечение от рака» или «исправлю биополе». Не исключено, что некоторые мошенники, промышляющие в медицине (здесь правильнее говорить – в лжемедицине), приобрели медицинские дипломы у вышеупомянутых жуликов. Впрочем, есть и другие пути, были бы деньги.
Вокруг науки появились «ученые», которые, скорее всего, и школу-то, как следует, не смогли закончить. Откуда же они взялись? Демократизация общества породила новые, неведомые раньше явления. Любая кучка людей легко и просто может организовать в России академию, как правило, «Международную». Не могу не упомянуть бывшую «Мосгорсправку», ставшую «Международной академией информатизации» (МАИ). Надо сказать, ее организаторы позаботились о фасаде: явочным порядком в «Академию» были «избраны» пара Генеральных секретарей ООН, президенты, премьер-министры и послы ряда государств. Прочих «избирали» уже за немалые деньги. Не знаю точно, сколько в МАИ сегодня «академиков», но три года назад их было пятнадцать тысяч! Функционеры «академии» при попустительстве властей завели новый бизнес для тщеславных неучей: «обучение» в аспирантуре и доктурантуре, где ускоренно «пекли» кандидатов и докторов наук – нередко по специальностям, о которых «ортодоксальная наука», (так мошенники величали науку) даже не догадывалась. Ряд депутатов Государственной Думы (особенно первых созывов) стал «докторами наук» и «академиками». Высокие должностные лица получали докторские дипломы просто так, «простым» депутатам пришлось раскошеливаться…МАИ была отнюдь не единственной из новоявленных «академий», где расцвел бизнес на дипломах.
«Международная академия энерго-информационных наук» (МАЭИН или МАЭН), во главе которой стал бывший генерал-лейтенант КГБ Ф.Ханцеверов, собрала в свои ряды «ученых», промышлявших на ниве биолокации, телекинеза, ясновидения, телепатии, ретровидения, астрологии, и других «наук». Многие люди слышали о так называемом «энерго-информационном обмене». «Академия» внесла огромный вклад в продвижение данной лженаучной терминологии в массы. Даже некоторые врачи сегодня воспринимают «энергоинформационный обмен» как нечто реально существующее.
На фоне бесчисленного количества «академиков» (академий сегодня в России около двухсот!), фальшивых кандидатов и докторов наука оказалась оттеснена на обочину. С первых дней существования нового российского государства в СМИ во все возрастающих масштабах фактически процветает пропаганда: астрологии, белой и черной магии, оккультизма и прочей мистики. Голос же ученых в СМИ неизменно оказывается намного слабее.
Один из руководителей телевещания Олег Попцов как-то заметил: «Если говорить о телевидении, то это еще и механизм управления». Осталось только понять, кому и с какой целью потребовалось массовое систематическое оболванивание населения. Результаты этой деятельности хорошо видны: люди обращаются за помощью к экстрасенсам, астрологам, целителям, покупают бессмысленные медицинские приборы-пустышки, которые СМИ рекламируют. Вот вам пример рекламы из одного из самых тиражных изданий России: «Деньги обладают характерной только для них информационной составляющей. Нашелся изобретатель, которому удалось выделить эту составляющую, а затем записать ее на информационный носитель и поместить в необычный контейнер (медальон), который многократно ее усиливает. Если такой медальон носить на груди, то информация с него перетекает на тело человека, и он, как магнит, начинает притягивать к себе деньги, богатство и удачу». Всякий, кто получил техническое образование в СССР, поймет, что это полная ахинея.
Увы, давно уже нет советского образования. Уровень же российского образования как вузовского, так и школьного катастрофически падает. Наблюдается тенденция к снижению объема предметов (математика, физика, химия, биология), закладывающих мировоззрение человека. Не думаю, что «Основы православной культуры» и «Богословие», упорно продвигаемые иерархами РПЦ в школы и вузы, явятся эквивалентной заменой.
Академик РАН В.Арнольд отметил на лекции в Папской Академии в Ватикане весьма опасную тенденцию – исключение доказательств из курса школьной математики: «Роль доказательства в математике аналогична роли орфографии... для поэзии. Человек, который не овладел искусством доказательств в средней школе, является, как правило, неспособным распознать, что правда и что ложь. Такие люди становятся игрушкой в руках безответственных политиков». Трудно с этим спорить. Хотел бы добавить к сказанному, что появилась еще одна серьезная угроза образованию. Сегодня заурядным явлением стало проникновение лженауки в учебники. Апофеоз этого безобразия – издание учебного пособия Г.Грабового «Унифицированная система знаний», получившего одобрение Минобразования в 2001 г.
Недавно высокопоставленные чиновники спохватились, что Россия мало патентует своих изобретений за границей. Это, конечно, правда. Но почему никто из них не возмутился содержанием патентов, запатентованных в России «Роспатентом»?
Вот несколько вопиющих примеров. Патент №2140796 «Устройство для энергетических воздействий с помощью фигур на плоскости, генерирующих торсионные поля». Известна крупномасштабная афера с торсионными полями, обошедшаяся Советскому Союзу в последние годы его существования в 500 млн. рублей (около $700 млн). Фундаментальной науке неизвестны торсионные генераторы. Это блеф. Но «Роспатент» выдал соответствующий документ. Соответственно, появилось множество «приборов» в виде наклеек, пластиковых карточек и т.д. для быстрого лечения наших доверчивых сограждан от множества болезней. Питание от сети или хотя бы от батарейки, разумеется, не требуется. Кстати, «приборы» не только лечат, но и спасают своих обладателей от ужасного «патогенного» воздействия окружающей среды. Вот еще один «шедевр»: патент №2139107 «Преобразование геопатогенных зон в благоприятные на огромных территориях путем использования минералов положительного поля». Невежественно по сути, но «Роспатент» отказать автору не может: существующий патентный закон стоит на страже интересов заявителя, в законе отсутствует требование приемлемости заявки с точки зрения современной науки (хотя во многих зарубежных странах это – норма). Поэтому не приходится удивляться появлению патента №2983239 «Симптоматическое лечение заболеваний с помощью осиновой палочки в момент новолуния для восстановления целостности энергетической оболочки организма человека».
Тяга к мистике, склонность к предрассудкам свойственны человеческой психике. Это особенно проявилось после развала СССР, когда для многих наших граждан наступило кризисное время неуверенности в завтрашнем дне. Отсюда и тяга многих, и особенно обездоленных людей к прорицательству, ясновидению, паранормальным явлениям, я уж не говорю об астрологии, которая сумела проникнуть даже в Министерство обороны. Увы, за всеми этими «науками» никакого содержания нет, только мошенничество (и, отчасти, простое невежество).
Серьезные масштабы коррупции в стране способствуют появлению, мягко говоря, недобросовестных научных исследований. Конечно, бороться с этим можно, в частности, проводя экспертизу перед выделением государственных средств. Существовавшая в советские времена экспертиза позволяла избежать массированного разворовывания средств. Увы, этой системы ныне нет. Правда, время от времени какие-то абсурдные проекты все же попадались на глаза здравомыслящим высокопоставленным руководителям, обращавшимся к помощи экспертов. И тогда удавалось сэкономить средства государства. В середине 90-х гг. минувшего века мне довелось познакомиться с опусом по поводу антигравитации (любимый конек лженауки). Приведу свое заключение, которое было отправлено в высокие инстанции.
«Рецензируемый отчет состоит из двух частей. Задача первой части – довести до читателя тезис о реализации антигравитации. Она насыщена самой современной терминологией фундаментальной физики. Несмотря чрезмерное наукообразие, текст абсолютно лишен какого-либо смысла. Можно лишь констатировать, что текст писали не сумасшедшие люди (стиль изложения у душевнобольных людей не таков), но люди, знакомые с терминологией современной физики. Наиболее точная аналогия – эстрадный номер М.Державина и А.Ширвиндта с разговором на несуществующем иностранном языке: видимость языка есть, а реального смысла в словах нет. Второй раздел связан с описанием конкретного эксперимента, судя по всему, призванного продемонстрировать осуществимость антигравитации, однако как постановка эксперимента, так и его смысл до читателя практически не доведены.
Чтение отчета приводит к выводу, что деньги и притом немалые, уже выделялись. Расчет авторов «панамы» строится на идее, почерпнутой ими в сказке Г.Андерсена о голом короле: мало найдется рецензентов, которые отважатся сознаться, что они не понимают смысла документа.
Еще одно замечание: эффекты, которыми манипулируют авторы отчета, фундаментальной науке неизвестны и ею не изучаются. Тем, кто выделяет средства на подобные аферы, следует помнить, что наука имеет дело только с такими экспериментами, которые могут воспроизвести другие группы исследователей. Для этого, как минимум, результаты должны публиковаться в рецензируемых научных журналах. Только тогда возможна проверка результатов, их признание или опровержение. Думать, что фундаментальная наука и ее крупные открытия могут делаться через первые (секретные – Э.К.) отделы – значит глубоко заблуждаться».
Наиболее популярные «сюжеты» лженауки связаны с физикой. Уже упоминались антигравитация и торсионная афера. Мошенники обещали военным с помощью торсионных генераторов организовать скрытую связь хоть с подводными лодками, хоть с отдельным агентом в любой стране мира (по их уверениям, сообщение совершенно невозможно перехватить), обещали они в случае необходимости полностью деморализовать войска противника, привести их в состояние идиотизма и т.д. Когда об этих совершенно секретных работах стало известно в АН СССР в марте 1991 г., афера лопнула. Вскоре мошенники вновь всплыли, но теперь они предлагали исключительно мирные использования торсионных технологий (очистка сильно загрязненных водоемов, поиски нефтяных месторождений и т.д.). (Подробнее см. работу Э. Круглякова «Ученые с большой дороги» – прим. «РЭО».)
И еще о военной лженауке. Капитан первого ранга А.С.Бузинов «обслуживал» своими военными астрологическими прогнозами Генеральный штаб. При Минобороны существовала (может быть, существует и сегодня) в/ч 10003, где до самого недавнего времени работали… с колдунами. Неоценимый вклад в лженауку внес уже упоминавшийся Г.Грабовой, мысленно диагностировавший в середине 1990-х гг самолет Президента РФ перед вылетом, читавший лекции в МЧС. У Грабового есть патент на «кристаллический модуль», якобы позволявший дистанционно (!) уменьшать силу ядерного взрыва или землетрясения. Увы, в подобный бред в нашей в недалеком прошлом просвещенной и «самой читающей стране» верило немало людей. Хочу упомянуть еще случай, когда один высокопоставленный чиновник Совета Безопасности РФ добивался положительного заключения от РАН, Минатома и Миннауки по поводу «научной» работы, обещавшей завалить Россию золотом, которое некие «ученые» намеревались получить из широко распространенных на Земле элементов.
Вторая по значимости «область гнездования» лженауки связана с биологией и медициной. Лжеученые смело лечат неизлечимые болезни, нещадно обирая старых больных людей. Энергично рекламируются всевозможные приборы-пустышки, с помощью которых вас обещают излечить от восьмидесяти, ста пятидесяти, двухсот и даже от трехсот пятидесяти разнородных болезней. И на все это выдаются лицензии. Убедиться в бесполезности подобных «приборов» несложно. В таком случае, на каком основании выдаются лицензии? Есть только два разумных ответа: коррупция и некомпетентность. Как-то во время передачи профессора С.П.Капицы «Очевидное-невероятное» я упомянул широко рекламировавшийся препарат «Бионормалайзер», который, согласно рекламе, «подавляет вирусы гепатита, препятствует развитию цирроза печени, нормализует клиническую картину крови и самочувствие» и т.д. Хвалебный отзыв и рекомендацию на очередную пустышку дал Федеральный Центр Госсанэпиднадзора Минздравсоцразвития РФ.
Узнавший о мошеннической рекламе, академик РАН И.И.Гительзон обратился к Министру М.Ю.Зурабову с просьбой провести расследование по этому поводу. После ряда проволочек и отписок реклама «Бионормалайзера» была запрещена, но все действующие лица остались на своих местах…
Рост влияния лженауки в немалой степени зависит от, мягко говоря, странного поведения СМИ. Ограничусь лишь одной иллюстрацией. Кто не помнит о «девочке-рентгене» Наташе Демкиной? Газеты и телевидение взахлеб сообщали об удивительном феномене (сенсация все-таки!). Девочка видит насквозь любого человека со всеми его болячками. Мощная реклама СМИ сделала свое дело. В Москве начал работать Центр специальной диагностики человека. Ведет прием и ставит диагнозы Наталья Демкина. Некоторые из пациентов этой девицы, упустившие время, когда нужно было бы пройти обследование у врачей, отправятся в мир иной.
Конечно, любой ученый скажет, что Демкина и дельцы, ее окружающие, занимаются мошенничеством. Только вот комментариев у ученых СМИ не спрашивали... В США есть Комитет по научной проверке претензий на паранормальные способности, сумевший организовать проверку Демкиной. Профессор психологии из Орегонского университета Р.Хаймэн и профессор психологии из Херфордширского университета в Англии Р.Уайзман (в прошлом профессиональный фокусник высокого класса) вместе с журналистом Э.Сколником пригласили Демкину с матерью и ее агентом в США для проведения тестов. Условия были заранее оговорены. Демкиной было предложено продиагностировать семь человек, один из которых был абсолютно здоров, а шестеро имели внутренние дефекты, хорошо видимые на рентгеновских снимках (искусственный металлический бедренный сустав, отсутствие легкого, отверстие в черепе, прикрытое металлической пластинкой и т.д.). Условия эксперимента были предельно благоприятными для испытуемой, которой до начала эксперимента вручили карточки с описанием всех дефектов диагностируемых лиц. На этом простейшем задании она провалилась, и эксперимент был прекращен. Российские СМИ, однако, не проронили ни слова по поводу разоблачения Демкиной при встрече с наукой.
Хорошо представляю ответные аргументы со стороны критиков: начинается новая «охота на ведьм», косная академическая наука пытается закрыть дорогу новому знанию, как она уже подавила в свое время генетику и кибернетику. Ответ довольно прост. Подавление генетики в СССР было следствием насаждения идеологии в науку, свойственным тоталитарным режимам (вспомним хотя бы «арийскую» и «неарийскую» науку в фашистской Германии). Решение о разгроме генетики принималось в Политбюро ЦК ВКП(б).
Сегодня наука в России полностью деидеологизирована, между мировой наукой и российской нет никаких разногласий. Если автор выступает с новой теорией, ниспровергающей существующую науку, ему следует всего-навсего опубликовать свои результаты в рецензируемых научных журналах. При рецензировании весьма квалифицированные эксперты, назначаемые редколлегией, «выловят» ошибки и укажут на них автору. Если им встретилась грубая или принципиально неустранимая ошибка, рукопись может быть окончательно отклонена. Поэтому-то в научных журналах появление ошибочных или лженаучных работ – большая редкость. Не публикуют российские издания, – никто не запрещает опубликовать статью в международных журналах (опять-таки, в рецензируемых). Такова общепринятая практика.
Здание науки в основном построено, и никакие революции, разрушающие это здание до основания, невозможны. Ссылки на теорию относительности и квантовую механику, часто называемые революциями в физике, некорректны. Данные теории не отменили предыдущее Знание, а лишь распространили его на область очень больших скоростей и очень малых размеров, которыми наука ранее не занималась. Этого не хотят понять лжеученые, публикующие свои абсурдные «открытия» в СМИ. Для науки такой подход неприемлем и является дурным стилем.
Как избавить страну от лженауки? В свое время в письме Президенту страны В.В.Путину мы (академики РАН Е.Б.Александров, В.Л.Гинзбург, Э.П.Кругляков) – члены комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований (прим. «РЭО») – предложили такой комплекс мер.
• Проведение с помощью РАН экспертизы любых проектов, которые основаны на использовании новых, неизвестных науке законов природы (антигравитация, торсионные поля и т.д.).
• Разработка кодекса, препятствующего обману и оболваниванию людей с помощью СМИ; создание наблюдательного совета, действующего гласно и открыто, но наделенного полномочиями ставить на место недобросовестных журналистов.
• Поддержка на государственном уровне научно-популярной литературы.
Надо сказать, после этого письма кое-что изменилось. Началось небольшое оживление с изданием научно-популярной литературы, Комиссия РАН стала получать на рассмотрение ряд проектов из высших органов власти. Так что лед тронулся. Но это лишь малая часть того, что еще надо сделать, чтобы удержать страну от одичания….
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
Виталий Гинзбург: Наука начинается с образования
По словам Нобелевского лауреата Виталия Гинзбурга, важнейшим условием прогресса науки является забота об образовании. Известный российский ученый убежден: «культурным человеком можно признать лишь того, кто овладел совокупностью знаний, отраженных в программе хотя бы неполной средней школы».
Он констатирует: при наличии всеобщего обязательного школьного образования людей, удовлетворяющих высказанному критерию, недостаточно много.
Так, люди с высшим образованием нередко неспособны ответить на простой вопрос о причинах смены времен года, хотя на протяжении нескольких столетий известно: в основе данного явления лежит наклон оси вращения Земли по отношению к линии Солнце-Земля.
Виталий Гинзбург недоумевает: «Нельзя себе даже представить претендента на «звание» культурного человека, не могущего назвать авторов «Евгения Онегина» или «Войны и мира». А вот абсолютная безграмотность в области естествознания не смущает: «ах, ах, у меня нет способностей к математике!», а такое восклицание многократно приходилось слышать. При чем здесь математика, это же научные азы». По его мнению, описанная ситуация является результатом запаздывания общественного сознания, еще не впитавшего в себя понимания роли науки и НТР в современной жизни. Один из самых известных отечественных ученых убежден, что СМИ обязаны заботиться о внедрении и пропаганде знаний.
«О науке, о себе и о других», М.: «ФМЛ», 2001.
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
Лженаука и ошибки в науке: как различить?
По мнению экспертов, нельзя отождествлять лженауку, неизбежные научные ошибки и паранауку (исторический этап развития науки).
Отличительными чертами псевдонаучных теорий являются: игнорирование или искажение фактов, известных автору теории, но противоречащих его построениям, нефальсифицируемость, то есть невозможность поставить эксперимент (хотя бы мысленный), один из принципиально возможных результатов которого противоречил бы данной теории; отказ от попыток сверить теоретические выкладки с результатами наблюдений при наличии такой возможности, замена проверок апелляциями к «интуиции», «здравому смыслу» или «авторитетному мнению»; использование в основе теории недостоверных данных (т. е. не подтвержденных рядом независимых исследователей), либо лежащих в пределах погрешностей измерения), либо на недоказанных положениях, либо на вычислительных ошибках; введение в процесс научной работы, публикаций или обсуждений политических и религиозных установок.
Следует заметить, что существует и постоянно появляется множество теорий и гипотез, которые могут показаться псевдонаучными по ряду причин (новый, непривычный формализм (язык теории); фантастичность следствий из теории; отсутствие или противоречивость экспериментальных подтверждений (например, из-за недостаточной технологической оснащенности); отсутствие информации или знаний, необходимых для понимания; использование терминологии старых, отвергнутых наукой взглядов для формулирования новых теорий; конформизм того, кто оценивает теорию. Однако, если автор теории предусматривает потенциальную возможность ее независимой проверки, то это не может называться лженаукой. Некоторые из таких теорий могут стать «протонауками», породив новые направления исследований и новый язык описания действительности. С другой стороны, «степень бредовости» (термин Н.Бора) теории или ее «непризнанность» еще не являются достаточным признаком ее новизны и научности, хотя многие псевдоученые склонны апеллировать к этому.
Не следует также относить к псевдонауке то, что наукой изначально не является и связано с другими аспектами жизни, например, религию, философию, спорт, театр, фольклор, психотерапию.
Отнесение к псевдонауке каких-либо отраслей человеческой деятельности происходит постепенно, по мере развития человечества и отхода от устаревших воззрений. Так, алхимия дала начало химии, астрология – астрономии, нумерология – математике.
Примеры современных теорий, не прошедших проверку, либо целиком пересмотренных и преобразованных в соответствии с новыми сведениями:
• теория теплорода и теория флогистона дали начало молекулярной термодинамике;
• теория Ламарка дала начало эволюционной теории живого, в противовес религиозной догме об «акте творения».
С другой стороны, существуют «науки», которые появились как некорректные попытки основать новую, альтернативную науку: информациология, «новая хронология», «теория волнового генома», «торсионные поля», «единая голографическая теория Вселенной».
По материалам: ru.wikipedia.org
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
«А вот попробуйте найти глубокую внутреннюю связь между сверлящим свойством взгляда и филологическими характеристиками слова «бетон», попробуйте решить эту маленькую частную проблемку, известную под названием Великой проблемы Ауэрса! Ее решил Ойра-Ойра, создав теорию фантастической общности и положив начало совершенно новому разделу математической магии. Но почти никто не слыхал об Ойре-Ойре, зато все превосходно знают профессора Выбегаллу. («Как, вы работаете в НИИЧАВО? Ну как там Выбегалло? Что он еще новенького сотворил?») Это происходит потому, что идеи Ойры-Ойры способны воспринять всего двести-триста человек на всем земном шаре, и среди этих двух-трех сотен довольно много членов-корреспондентов и – увы! – нет ни одного корреспондента. А классический труд Выбегаллы «Основы технологии производства самонадевающейся обуви», набитый демагогической болтовней, произвел в свое время заботами Б. Питомника изрядный шум. (Позже выяснилось, что самонадевающиеся ботинки стоят дороже мотоцикла и боятся пыли и сырости)».
Аркадий и Борис Стругацкие. Понедельник начинается в субботу: Сказка для научных работников младшего возраста. М.: «Детская литература», 1965.
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
Эдуард Кругляков,
председатель комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификаций научных исследований РАН
Журнал «Российское Экспертное Обозрение» № 3-2007