Стратегия и тактика патентной политики фирмы

28.03.200529810
Какие же действия должны последовать за решением фирмы серьезно заняться коммерциализацией своей интеллектуальной собственности? Прежде всего, учитывая направления деятельности, цели и организационную структуру предприятия (научная, научно-внедренческая фирма, промышленное предприятие, концерн, в состав которого входят предприятия-разработчики и пользователи, и т.д.), следует определить стратегию и тактику в данной области.

Так, к примеру, для промышленного предприятия защита производимой продукции патентами существенно облегчит борьбу с конкурентами. Если продукция реализуется в основном на внутреннем рынке, фирма может ограничиться получением патентов только на территории Российской Федерации. Если предприятие активно выходит на внешний рынок, то необходимо осуществить зарубежное патентование. При этом немаловажным фактором окажется и то, что таким образом фирма заявит о себе на данном рынке.

Для научной организации-разработчика предпочтителен смешанный режим правовой защиты, при котором часть разработок целесообразно сохранять в виде ноу-хау или коммерческой тайны.

Предприятие также может получить дополнительные доходы за передачу прав на использование своей интеллектуальной собственности третьим лицам в рамках лицензионных соглашений. Это позволит законным образом не переплачивать налоги на прибыль и на добавленную стоимость и при этом выплачивать вознаграждение, минуя фонд оплаты труда.

Возможно внесение интеллектуальной собственности в качестве взноса в уставный фонд предприятия, что позволит сформировать его без привлечения значительных денежных средств. Кроме того, законодательство допускает использование объектов интеллектуальной собственности в качестве предметов залога наравне с иным имуществом предприятия при получении банковских кредитов.

Итак, сначала необходимо определить, что и где надо патентовать, а что сохранить в тайне. При этом стоит подумать о возможной защите товарных знаков и промышленных образцов, относящихся к выпускаемой продукции. Практика показывает, что логотип фирмы, а также ее оригинальное наименование тоже нуждаются в соответствующей правовой защите.

Определив направления, в которых нужно действовать, надо разобраться с имеющейся в его распоряжении интеллектуальной собственностью. Для этого следует провести полную инвентаризацию нематериальных активов с последующим их оформлением в качестве имущества предприятия.

Следующим важным этапом станет разработка порядка правовой защиты объектов, определяющего последовательность действий со стороны администрации и работников предприятия при получении охранных документов на созданные объекты интеллектуальной собственности, а также обеспечения режима конфиденциальности в отношении информации, составляющей коммерческую тайну.

Завершить работу следует принятием внутреннего нормативного документа наподобие Положения по обеспечению прав предприятия в сфере интеллектуальной собственности. В нем должны найти отражение все действия, так или иначе связанные с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности на данном предприятии.

При разработке внутренних нормативных документов для научно-внедренческих организаций особое внимание стоит уделить регулированию договорных отношений с заказчиками научно-технической продукции, предусматривающему различные варианты распределения прав в отношении создаваемых объектов интеллектуальной собственности между исполнителем и заказчиком.

Кроме того, стоит разработать внутренние документы, регламентирующие взаимоотношения между авторами - разработчиками объектов интеллектуальной собственности и работодателем с учетом финансовых интересов сторон.

Характер взаимоотношений на российском рынке товаров и услуг, несмотря на его молодость, уже начинает достигать уровня, предполагающего активное вовлечение интеллектуальной собственности в сферу деловых интересов партнера. Отечественные разработки всегда отличались высоким интеллектуальным уровнем. Поэтому сейчас российским производителям и ученым крайне важно не упустить возможность законным путем сохранить за собой права на плоды своих исследований.

http://business.rin.ru

Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей