Цены на лекарства: богатые тоже плачут

25.01.200531710
По данным исследования, проведенного компанией Ipsos - Pharm Trends, в 2003 году почти 15% американских семей не принимали лекарств, которые им выписывали врачи. Причиной этого стал рост цен на медикаменты, примерно 16 млн. американцев не в состоянии оплачивать их. Организация Families USA подсчитала, что в 2002 году американский пенсионер должен был потратить $1.5 тыс. на покупку одного необходимого ему лекарства. Если таких лекарств пять, то, соответственно, сумма увеличивается до $7.5 тыс. Однако многим пенсионерам это не по карману: исследование, проведенное в 2001 году показало, что примерно 20% американских пенсионеров вынуждены были ограничивать себя в приеме необходимых им лекарств лишь для того, чтобы сэкономить. Обычно стоимость прописанных врачом лекарств полностью или частично погашают медицинские страховые компании. Однако за последние годы в США значительно увеличилось число людей, у которых нет медицинской страховки. Кроме того, лекарства постоянно дорожают.

По данным маркетинговой компании IMS Health, за период с ноября 2003 года по октябрь 2004 года, продажи медикаментов в 12-ти государствах, являющихся крупнейшими мировыми рынками, выросли на 7% и достигли рекордной суммы в $341.9 млрд. Фармацевтические компании получают наибольшие доходы в США (за этот период американцы приобрели лекарств на $173 млрд.). В США в свободной продаже находятся лишь несколько категорий препаратов - простейшие болеутоляющие, средства от простудных заболеваний и т.д., для покупки примерно 95% наименований медикаментов требуется рецепт врача. Эксперты IMS Health пришли к выводу, что расходы американцев на лекарства каждый год увеличиваются примерно на 10-16%.

Ныне лекарства являются одной из самых "дорогих" составляющих системы медицинского обслуживания США. На госпитальное обслуживание в 2002 году уходило 36% всех средств, на оплату труда врачей и медсестер - 25%, на лекарства - почти 13% (данные исследовательского центра Public Agenda). По оценкам общественной организации Families USA, фармацевтические компании могут многократно увеличивать розничные цены на свои продукты. К примеру, за пять лет цены на один из самых популярных в США антигистаминных препаратов Claritin выросли более, чем на 50%.

Лекарства в США продаются по более высокой цене, чем в других странах. В соседних Мексике и Канаде те же самые медикаменты, продаваемые под одной и той же торговой маркой, что и в США, стоят на 20-60% дешевле. К примеру, таблетки Lipitor (в 2005 году этот препарат, который снижает уровень холестерина в крови, установил мировой рекорд по объемам продаж) в США стоят $2.38, во Франции - 75 центов, в Великобритании - 93 цента. В 2003 году большую часть рынка США контролировали девять гигантов - американские Pfizer, Merck, Johnson & Johnson, Bristol-Myers Squibb и Wyeth, британские GlaxoSmithKline и AstraZeneca, швейцарские Novartis и Roche, а также французская Aventis. При этом они придерживаются одинаковой политики: в США они продают лекарства дороже, чем где бы то ни было в мире.

По данным Министерства Здравоохранения СШАDepаrtment of Health and Human Service, в среднем по США медицинские расходы на душу населения составляют $3 759 в год (в масштабах страны они достигают $1 трлн.). При этом, в американских больницах ежегодно умирает до 100 тыс. человек из-за негативной реакции на используемые при их лечении лекарства. Иногда пациенту прописывают более десяти препаратов, при этом половина из них должна устранить негативный эффект от применения другой половины.

Ныне в США существуют две мощные коалиции, которые отстаивают две полярные точки зрения на эту проблему. Фармацевтические компании доказывают, что цену на лекарства должен определять исключительно рынок. Такие структуры, как Американская Медицинская АссоциацияAmerican Medical Association и Американская Ассоциация ПенсионеровAmerican Association of Retired Persons доказывают, что цены хотя бы на часть медикаментов, которые получают нетрудоспособные жители США, должны формироваться на основе прямых переговоров власти и фармацевтического бизнеса.

Служба Gallup определила, как относятся американцы к различным сферам индустрии. Как показал опрос, фармацевтические фирмы, наряду с нефте- и газовыми компаниям имеют рекордно низкую популярность в глазах жителей США. Опрос компании Harris Interactive показал, что большинство жителей США убеждены, что цены на лекарства и медицинские услуги в стране неоправданно высокие: 66% американцев считают необоснованными столь высокие цены на лекарства, 64% придерживаются аналогичного мнения в отношении стоимости больничных услуг, 56% - стоимости услуг врачей. 73% американцев считают, что цены на лекарства в США выше, чем в остальных странах мира. 41% опрошенных считают главной причиной столь высоких цен жадность фармацевтических компаний. 60% респондентов одобрили бы введение государственного контроля за ценами на лекарства.

Washington ProFile

Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей