Обозначены приоритеты экономической политики до 2008 года

17.11.200424150

Обозначены приоритеты экономической политики до 2008 года


Правительство РФ разработало “Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года”, подробнее о нем рассказывает один из членов рабочей группы.


На выходе получился системный документ (пока не имеющий публичного распространения), и первое, что обращает на себя внимание в этом документе – сам текст, его построение, стиль изложения.


Во-первых, этот документ весьма напоминает доклад главного управляющего менеджера председателю совета директоров о выполнении его указаний, о выполнении решения совета директоров в практической плоскости. Практически, документ и начинается с того, что Президентом страны поставлены первоочередные общенациональные задачи, - удвоение ВВП за десять лет, уменьшение бедности, увеличение благосостояния людей и модернизация армии, - то весь данный документ направлен на перевод в практическую плоскость достижение поставленных задач. То есть, система управления все больше напоминает управление крупной корпорацией.


Второй отличительной чертой данного документа является то, что этот документ написан в стиле позднеперестроечных постановлений ЦК КПСС. То есть, задачи сформулированы, сформулированы те или иные положения. Поэтому надо обратить внимание на то, что в этом тексте появляются новые словосочетания, которые раньше не упоминались в такого рода документах. Это “частно-государственное партнерство”, “рента” и “рентные платежи”, это терминология о “проектировании пространства России”. То есть, те слова, львиная доля которых употребляется в отдельных программах разных партий и общественных объединений, теперь именно в таком варианте, именно в таком понимании, с расшифровкой терминологии появились в этом документе.


Третий момент – очень трудно оценить, на кого рассчитан данный документ. То, что документ не широко публичный, и не рассчитан на простого рядового россиянина, совершенно понятно, потому что он в значительной мере перегружен экономической и политической терминологией, и не содержит каких-то ярких лозунгов, которые можно было бы как в старое доброе время писать на транспарантах во время демонстраций. Можно было бы предположить, что этот документ рассчитан на элиту. Но тогда возникают вопросы по механизму распространения этого документа.


И главный вопрос, который должен стоять, - если этот документ рассчитан на бюрократическую структуру и носит чисто аппаратный характер, как постановления ЦК КПСС и Совмина, то вызывает сомнение и недоумение то, что многие правильно обозначенные предложения и цели не прописаны с точки зрения механизмов их достижения. По крайней мере, из постановлений ЦК и Совмина было ясно, что надо делать, оставалось всего лишь прописать мероприятия и планы работ, и хотя это присутствует в данном документе, но сказать, что можно однозначно выделять мероприятия с определенными механизмами по этому документу практически невозможно.


В четвертых, основная отправная точка данного документа, наверное, состоит в том, что в нем впервые зафиксировано понимание правительством экономического положения, в котором находится сегодня государство российское. Практически это означает, что за последнее время рост ВВП достигался за счет благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, запаса свободных мощностей в производстве и в инфраструктуре и за счет внутренних рынков в связи с девальвацией рубля. Таким образом, зафиксировано, что стимулирование роста происходило главным образом за счет макроэкономического регулирования. Даже зафиксировано, что на сегодняшний день лимит подобного роста для России исчерпан.


А каковы конкретные цели и задачи?


Суть документа можно высказать в нескольких позициях. Основной задачей правительства на ближайшее время является обеспечение экономического роста и на этой базе улучшение качества жизни людей в России. Цель впервые зафиксирована четко, в поддающихся критериям измерениях, более-менее понятных для экономической элиты.


Какие способы достижения этой цели видит правительство?


В первую очередь, зафиксировано использование человеческого ресурса. Правда, этот фактор рассматривается и как человеческий капитал для обеспечения экономического роста, и одновременно, как система, влияющая на внутренний рынок, и конечная цель социального измерения процентов экономического роста. Это обеспечение людей доступным жильем, модернизация системы образования, повышение доступности и качества медицинской помощи. Так же принципиальным подходом является подход к заработной плате. Впервые зафиксировано, что низкая заработная плата в реальном секторе не конкурентное преимущество России, как это было в последнее время, а препятствие для увеличения человеческого капитала и для проведения социальных реформ.


Отсюда ставится задача роста заработной платы в реальном секторе, но при одновременном повышении производительности труда. И, соответственно, повышение заработной платы в бюджетной сфере, без которой реализация новых систем и инновационных технологий будет практически невозможной. Это касается фундаментальной науки, образования, и других секторов социальной сферы.


Вторым фактором повышения экономического роста определена активная промышленная политика. Правда, этот термин в последнее время считается неудачным. Тогда можно сказать – активная поддержка конкурентоспособности российской промышленности, науки и экономики. По сути, ставится задача развития стратегии инноваций, развития высокотехнологичного сектора, которым объявлен авиакосмический сектор, оборонно-промышленный комплекс, атомная промышленность, связь и коммуникации, фармацевтика, биотехнологии и программное обеспечение.


Практически все прорывные технологии, которые сегодня имеет Россия, определены и названы. Причем активность данной поддержки заключается в том, что государство будет увеличивать свою долю присутствия в фундаментальных исследованиях, в стимулировании венчурного финансирования и в переоборудовании и внедрении новых технологий в промышленности.


 Впервые поставлена вполне конкретная задача о переходе в 2005 – 2006 гг. к серийному производству авиационной техники, соответственно, обеспечение системы лизинга авиационной техники, привлечение частных инвестиций в авиастроение. Это напрямую говорит о том, что правительство будет поддерживать эти направления на государственном уровне.


Следующим значимым направлением определяется инфраструктура. Инфраструктура понимается в широком смысле этого слова, и задачи, которые поставлены как первоочередные, это увеличение оборота и строительства морских портов, в том числе, Усть-Луга, акватория морского порта Санкт-Петербурга, создание железнодорожного комплекса в Балтийске, развитие Дальневосточного региона.


 Поставлена задача - увеличить пропускную способность морских портов в два раза к 2010 году. Также сюда включается развитие сети автомобильных дорог, развитие нефтегазовых магистралей и информационных потоков. Заявлено при этом, что контроль над магистральными нефтегазопроводами будет и должен оставаться в руках государства. Мы имеем также определение государственных приоритетов, которые будут осуществляться не при помощи государства, кроме, может быть, военного сектора, а при его прямом участии и контроле.


Следующим сюжетом является вопрос банковского сектора, и он тоже практически определен. Это система одновременного укрупнения банков путем стимулирования их добровольного объединения и слияния с учетом конкурентной среды. А так же специализация на рынке финансовых услуг, в том числе, среди мелких кредитных организаций, как структур малого бизнеса в банковской сфере.


Обращается внимание и на определенный государственный надзор за совершенствованием банковской структуры, что, поневоле, будет увеличивать государственный контроль над банковским сектором. Отдельным вопросом, как фактор повышения эффективности, стоит вопрос добросовестной конкуренции. Вопрос добросовестной конкуренции и технического регулирования как одной из форм соблюдения равной конкуренции, направлен, если смотреть по данному тексту, в первую очередь на крупные предприятия и естественные монополии. То есть, определенные ограничения их воздействия на экономику, и в то же время расширение возможностей для среднего и малого бизнеса.


Еще одним фактором, который может обеспечивать систему развития, является реформа налоговой системы. Налоговая система должна быть направлена не на узко фискальную функцию, а на систему стимулирования тех или иных отраслей промышленности.


Одним из факторов развития страны являются вопросы поддержки региональных стратегий социально-экономического развития территорий. Здесь впервые употреблено наименование формирование механизма политики пространственного развития. Если перевести на российский язык, это означает взвешенный подход к расселению людей по территории России по уровню обеспеченности населения в зависимости от их проживания в тех или иных регионах.


То есть, это отказ от уравнительного принципа “всем сестрам по серьгам”. Эта задача нового географо-переселенческого принципа, которая впервые прозвучала в документах подобного рода. Это тянет за собою вопросы миграции, сохранения численности населения, вопросы рациональности экономического развития тех или иных регионов. В том числе, поставлены задачи по решению проблем Калининградского региона, вопросы по концепции совместного решения приграничных территорий, полноценности функционирования субсидий и дотаций для тех или иных регионов, их смысл и их экономическое существо. Данный круг проблем довольно четко очерчивает те ресурсы, которые должны быть реализованы для достижения удвоения ВВП.


Какой же механизм предлагается для решения данных вопросов?


Основным механизмом для решения данных вопросов в документе, впервые за последнее время, определен механизм частно-государственного партнерства. То есть, государство определяет приоритеты и стимулирует бизнес, делая те области, которые объявлены приоритетными, более выгодными, чем другие. Именно такая основа просматривается по всем проблемам, включая социальный, инфраструктурный и высокотехнологичные проекты. В значительной мере именно этот механизм призван быть основным для реализации общенациональной задачи.


Какие источники государство видит для реализации поддержания и финансирования данных процессов? Впервые в подобном документе источниками для реализации и поддержания этих процессов названы рентные платежи. Причем поставлены ограничения, чтобы рентные платежи не превышали необходимые суммы для развития нефтекомплекса с учетом его дальнейшего развития, включая трубопроводные системы и необходимые инвестиции.


Однако уровень изъятия ренты, оставаясь нормальным для инвестирования, должен изымать ту его долю, которая складывается как из платежей, так и из уровня цен и конъюнктуры на мировых топливно-энергетических рынках. Также предложено распространить ренту и на другие объекты природных ископаемых, просчитав и закрепив определенные меры для государственного права на собственность и упорядочив систему предоставления данного материала и сырья для использования.


Вторым источником называется государственная собственность. Поставлена задача определиться с минимально достаточной государственной собственностью в тех или иных отраслях, которая должна оставаться в ведении государства, направив избыточную собственность на приватизацию.


Подводя итог, можно сказать, что мы имеем дело с довольно четко прописанной программой изменения государственной экономической политики. По существу это социально-ориентированная, национальная система капитализма, при активной роли государства.


Совершенно ясно, что уровень этого документа и его значимость нуждаются в активной общественной экспертизе по той причине, что многие механизмы по обеспечению тех или иных положений, к сожалению, в документе не прописаны (чего от этого документа и нельзя требовать). Это вызывает определенные разночтения.


К примеру, вопросы по ипотеке и вопросы выдачи жилищных кредитов – это не только банковские вопросы, это вопросы, в первую очередь, связанные с увеличением строительства жилья, по крайней мере, в 3-4 раза, иначе выдача кредитов приведет только к очередному витку роста цен на жилье.


Вопрос достойного жилья и возможности его приобретения сегодня для России немаловажен, как у Булгакова “хорошие люди – москвичи, только квартирный вопрос их испортил”, и он их портит до сих пор. Но этого механизма не прописано, поэтому возникают вопросы, – даст ли ипотечное кредитование рост цен на жилье или это действительно станет тем механизмом, который позволит увеличить объемы строительства жилья. И так по очень многим позициям.


Мне непонятно, почему этот документ находится в тени и не становится предметом обсуждения в общенациональном масштабе, поскольку этот документ мог бы стать платформой для выработки общенациональных решений, которые могли бы осуществляться не только частно-государственным партнерством, но и частным, и государственным, и общественно-гражданским партнерством.


Задачи, поставленные и в выступлении Фрадкова, и в данном документе, очень масштабны. Это цели, на выполнение которых в любом нормальном государстве должно уйти много лет. При этом декларируется, что все это нужно для удвоения ВВП к 2010 году.


Связь тут очень простая и четкая. По сути дела, этот документ закладывает не только задачу удвоения ВВП к 2010 году, но и создание принципиально новых и принципиально важных механизмов, которые должны будут обеспечивать рост России. Есть вопрос: рост должен идти без помощи государства, рынок сам должен расставить все по своим местам? Ответ в этой бумаге - нет, только при активном участии государства. Рост должен идти только за счет сырьевых запасов? Ответ – нет. Вопрос: за счет каких секторов Россия может обеспечить данный рост? Ответ – аэрокосмическая, ВПК, атомная, фармацевтика, биотехнологии, информатика.


То есть, к 2010 году ВВП может и не удвоится, но по крайней мере основы заложим?


Обсуждаемый текст принципиален в том, что удвоение ВВП требует выстраивания новой экономической системы и новой системы взаимоотношений в обществе. Эта бумага нацелена именно на это. Поэтому, с одной стороны, он как бы конъюнктурен и завязан на реально измеряемые показатели, к которым можно привязывать все остальные показатели, пусть даже немного неправильно, пусть со статистической погрешностью, с ошибкой. Но этот документ весьма содержателен и весьма принципиален с точки зрения выстраивания механизма, который позволит достичь и удвоения ВВП, и дальнейшего развития России. Международных аспектов я здесь не касаюсь.


В данном документе определяющая роль отводится государству, то есть, выстраивается система государственного капитализма. А российский бизнес, на который делается ставка в частно-государственном партнерстве, будет готов общаться и реализовывать проекты на таких условиях? Ведь он привык к совсем другому принципу общения с государством.


Данный документ ставит формулу, по которой будет развиваться Россия. По сути дела, введено понятие большой и малой прибыли. Большая прибыль – это прибыль государства и всего народа, малая прибыль – это прибыль конкретного бизнеса. Документ четко ставит задачу - большой прибыли не может быть без малой. Но при сравнении приоритетов приоритет большой прибыли будет выше, чем малой. Вот эта формула, по которой будут идти взаимоотношения бизнеса и власти, и здесь это заявлено четко.


То есть, не хочешь жить в сотрудничестве, – не живи вообще?


Абсолютно верно. То есть, что выгодно России, то должно быть выгодно для ЮКОСа.


Означает ли этот документ, что все, что было раньше, признается неправильным, и люди, которые стоят на позициях либерализма окажутся невостребованными?


Документ определяет позицию, - был период после дефолта и до 2003 года, где все преимущества, которые могла дать макроэкономическая ситуация, мы реализовали. Дальше макроэкономическая политика должна быть направлена на поддержание рубля, на сокращение инфляции, то есть, на нормальные общеэкономические задачи. Остальные механизмы встраиваются к макроэкономической политике. Кончился определенный этап.


Очень многие вопросы, которые поставлены в системе разработок механизмов, потребует довольно больших, и, как это не парадоксально, либеральных действий. Особенно в создании нормальной конкурентоспособной среды. Система технического регулирования – это чисто либеральная вещь, и мы, наоборот, должны идти вперед. Развитие среднего и малого бизнеса без дальнейшей либерализации в отношениях с администрациями просто невозможно. По каким-то направлениям будет идти дальнейшая либерализация, где-то, наоборот, усилится роль государственного регулирования, государственной поддержки.


Нещадин Андрей Афанасьевич, исполнительный директор фонда "Экспертный Институт".


 


Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей