Сосредоточимся на потребителе, а остальное приложится

25.11.200425610

Сосредоточимся на потребителе, а остальное приложится


 Основатели компании Google Ларри Пейдж и Сергей Брин познакомились в 1995 году, будучи аспирантами Стэндфордского университета. Выпускник Мичиганского университета Пейдж, к тому времени известный, в частности, тем, что умудрился собрать работающий принтер из деталей конструкторов Lego, приехал в Стэнфорд учиться, а Брин был среди группы людей, сопровождавших гостя по вузу.


Сферы научных интересов аспирантов совпали - они занимались различными аспектами управления данными. Объединив усилия, к началу 1996 года Пейдж и Брин создают поисковую систему BackRub, в которой была реализована инновационная технология анализа результатов поиска. Аспиранты отметили, что в большинстве случаев их разработка дает более точные результаты поиска, чем имеющиеся на сегодняшний день аналоги, и в 1997 году будущий Google становится внутренним поисковиком Стэнфордского университета. Вся работа велась в рамках научно-исследовательского проекта - тогда будущие доктора наук и миллионеры и не подозревали о перспективах своего открытия.


Как и все гениальное, изобретение Пейджа и Брина было простым. До появления Google большинство поисковых систем определяли релевантность найденных страниц запросу по наличию на них ключевых слов, которые пользователь ввел в форму поиска. Фирменная технология Google, PageRank, стала своеобразной надстройкой к этому механизму. Поисковая машина стала учитывать не только содержащиеся на страничке ключевые слова, но и количество ссылок на нее с других ресурсов. Чем популярнее сайт и чем больше он содержит полезной информации, тем чаще на него будут ссылаться. Таким образом, порядок вывода ссылок в результатах поиска определялся путем своеобразного "голосования". Этот принцип перевернул мир поисковых систем.


Несмотря на свое многообещающее открытие, сами создатели не горели желанием открывать собственную компанию, а потому, доработав программу, в середине 1998 года стали обзванивать компании, которые могли быть заинтересованы в том, чтобы приобрести у них лицензию. Среди людей, которым они позвонили с этим предложением, был и основатель Yahoo! Дэвид Фило, который посоветовал Пейджу и Брину открыть свою компанию. Большинство остальных компаний и веб-ресурсов не проявили особого интереса к изобретению. Главный администратор одного известного портала даже заявил следующее: "Пока мы на 80 процентов так же хороши, как и наши конкуренты, все в порядке. Нашим пользователям глубоко все равно до поиска".


Подобный ответ был закономерным для 1998 года, но недальновидным. Этот период развития Интернета обозначился резким ростом медиа-компаний. В связи с этим большинство поисковых систем переключились с задач поиска на предоставление разнообразных Интернет-услуг, таких как бесплатная почта, новости и так далее. Поиск перестал быть для них ключевым объектом интереса.


Однако не все оказались столь близоруки. Энди Бехтольшайму, одному из основателей компании Sun Microsystems, достаточно было поверхностного ознакомления с демо-версией Google, чтобы понять, что у этой поисковой системы большое будущее. Брин так описывал встречу с Бехтольшаймом: "Мы встретились с ним ранним утром около подъезда дома, в котором живут преподаватели факультета, в Пало Альто. В двух словах мы описали систему. Он куда-то спешил, а потому сказал: "Вместо того чтобы обсуждать подробности, почему бы мне просто не выписать вам чек?" Чек был выдан Google Inc., на сумму 100 тысяч долларов".


Казалось, лучшего и желать было нельзя. Проблема была только в том, что никакой "Google Inc." на тот момент еще не существовало, да и сама поисковая система называлась Googol. Googol —это число 10, возведенное в степень 100 (единичка со ста нолями). Такое название было призвано подчеркнуть стремление разработчиков сделать доступным для поиска весь, практически бесконечный, массив информации, размещенный в Интернет. Так, в результате орфографической ошибки, на свет появилось название современное название поисковика.


Собрав один миллион долларов инвестиций, Пейдж и Брин официально зарегистрировали Google Inc. 7 сентября 1998 года. На тот момент бета-версия Google.com ежедневно обрабатывала 10 тысяч запросов. Пресса, в лице таких крупных изданий, как USA Today и Le Monde, с одобрением встретила появление новаторской поисковой системы, а журнал PC Magazine включил Google в число ста лучших сайтов 1998 года.


С самого начала своего развития компания решила не распылять внимание на предоставление дополнительного сервиса и не стала заниматься агрессивной саморекламой, сосредоточившись исключительно на предоставлении услуг поиска.


Четкая постановка задачи стала немаловажным фактором растущей популярности Google. Многих пользователей привлекала, прежде всего, простота дизайна и функциональность сайта при практически полном отсутствии рекламы.


Приятно удивляла и скорость поиска информации - в среднем, на возврат результатов запроса Google затрачивал меньше секунды. Это особенность была обусловлена еще одним нововведением - работу системы обеспечивали не несколько больших ЭВМ, а тысячи обыкновенных персональных компьютеров, объединенных в сеть.


Несмотря на отмеченную пассивность в маркетинговом отношении, популярность поисковика неуклонно росла. К февралю 1999 года система обрабатывала уже 500 тысяч запросов, а инвестиции достигли 25 миллионов долларов. AOL/Netscape выбирает Google в качестве своего поискового сервиса, что помогло системе преодолеть рубеж в 3 миллиона запросов ежедневно. 21 сентября 1999 года с вебсайта Google исчезла приставка beta.


Инновации стали не единственной причиной ошеломляющего успеха молодой компании. Значительную роль сыграло пристальное внимание Google к нуждам пользователей. "Сосредоточимся на потребителе, а остальное приложится" - так звучит один из основных принципов компании. Развитие Google и по сей день подчинено решению задачи персонализации поиска — система должна не просто искать информацию по вашему запросу, но искать ее именно для вас.


Одним из проявлений этой стратегии стало введение возможности поиска на нескольких языках (на данный момент их насчитывается 26). Теперь, набирая в адресной строке браузера http://www.google.com, пользователь попадал не на главный сайт Google, а на его версию на своем языке, который автоматически определяла система.


Продолжали расширяться и возможности поиска. Google обзаводится собственным поисковым каталогом Google Directory. В феврале 2001 года решено проиндексировать самый большой в Интернете архив Usenet (система электронных досок объявлений) - в поисковый формат было переведено более 500 миллионов сообщений (на данный момент уже 800 миллионов). Google запускает сервис поиска изображений с первоначальной базой данных в 250 миллионов рисунков (сейчас их число достигает 425 миллионов). С помощью Google Catalog Search появляется возможность просматривать высылаемые по почте каталоги товаров, ранее доступные только в печатном варианте. Сравнительно недавно в систему была добавлена возможность поиска внутри файлов с расширениями .doc и .pdf.


В 2000 году компания была отмечена двумя наградами: Webby Award и People's Voice Award ("Выбор пользователей"). Все, что хотели сказать по этому поводу Пейдж и Брин, уместилось в пять слов: "Мы любим вас, пользователи Google!" В июне того же года Google стал самой большой поисковой системой, проиндексировав миллиард страниц - впервые для поиска стало доступно такое количество информации. Все больше и больше сайтов использовали поисковые технологии Google. На тот момент среди них числились Washington Post, фирма Cisco, порталы Business.com и Yahoo!, договор с которым способствовал дальнейшему укреплению репутации компании. Количество партнеров неуклонно росло.


Не забывал Google и о рядовых пользователях, продолжая радовать их новинками. Настоящим хитом стало появление "Панели инструментов Google" (Google Toolbar). Эта надстройка для браузера, которая позволяет осуществлять поиск в Google, не заходя на сайт системы, сегодня стоит на миллионах компьютеров по всему миру.


Немаловажную роль в росте популярности Google сыграла уникальная корпоративная культура. Для создания атмосферы открытого, нестесненного общения в новом офисе было решено не ставить традиционные перегородки, разбивающие рабочее пространство на ячейки. Еще одним оригинальным решением стала возможность использования вместо стульев больших мягких шаров (изображение кучек этих разноцветных шаров сейчас можно встретить на сайте Google). Каждый сотрудник компании получал возможность бесплатно столоваться у одного из лучших шеф-поваров Калифорнии, который раньше обслуживал известного музыканта Джерри Гарсиа.


К началу четвертого квартала 2001 года Google объявил о получении прибыли, о чем многие Интернет-компании могли только мечтать. Инвестиции в 25 миллионов долларов стали последним вложением в проект. Количество проиндексированных страниц достигло к тому времени цифры в 3 миллиарда.


Изобретательность персонала компании не иссякала - инновационные разработки и оригинальные решения сыпались из Google как из рога изобилия.


В феврале 2002 года в строй была введена улучшенная рекламная технология AdWords, впервые появившаяся два года тому назад. Вместо мозолящих глаза баннеров вниманию пользователей предлагалась подборка рекламных объявлений, сформированная на основании введенных ими ключевых слов, причем порядок вывода ссылок фильтровался на предмет релевантности запросу. AdWords оказалась идеальным решением как для пользователей, так и для рекламодателей, рекламировавших свои товары и услуги только среди целевой аудитории.


Открытие раздела Google Labs, на котором программисты компании выкладывали бета-версии своих разработок, обогатило Интернет целым рядом полезных и интересных сервисов, среди которых можно выделить возможность поиска, ограниченного определенным регионом (Search by Location) и сервис Google Voice Search, позволяющий производить поиск путем телефонного звонка.


В мае 2002 года, ведущий американский провайдер America Online, выбрал Google в качестве поисковой системы для своих более чем 34 миллионов пользователей, назвав этот поисковик "правящим королем веб-поиска".


Так новаторские идеи в сочетании с пристальным вниманием к нуждам потребителей и сосредоточенной работой в строго определенной сфере за несколько лет превратили научно-исследовательский проект в компанию, приносящую многомиллионные доходы.


Источник: М3М-медиа


 


Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей