Новая экономика и российская специфика

13.05.200531190
В последнее десятилетие XX века в научный оборот вошел термин Новая экономика. Можно полагать, что наиболее передовые фирмы (судя по списку Fortune 500) работают в секторах рынка, которые в большей степени является ее порождением. Вместе с тем, до сих пор не существует единого признанного определения новой экономики и при обсуждении подобных вопросов часто исходят из неверного понимания ее сути. Постараемся рассмотреть некоторые, часто употребляемые, определения.

Новой экономикой ( с точки зрения масс-культуры, которая, к сожалению, проявляется и в научных статьях ) называют все компании, связанные с Интернетом и рынком информационных технологий (особенно в секторе B 2 C - business to client). Данное определение представляется излишне поверхностным, ибо не учитывает ни человеческий капитал, ни инновационный характер Новой экономики, который делает ее действительно новой.

Новой экономикой ( с позиций менеджмента компаний ) называют компании, работающие на быстрорастущих рынках, где «главным критерием является развитие компании за счет умелых и активных предпринимательских действий ее руководства». Однако под это определение подходит практически любая компания на быстро растущем рынке, а среди лидеров Новой экономики есть и иные компании. Все эти подходы действительно не совсем новы и достаточно однобоки. Они вовсе не охватывают всей широты и размаха данного подхода.

Конечно, как и любой новый термин, этот еще не имеет жестко закрепленных установок, термин развивается вместе с новыми тенденциями в бизнесе, однако уже сегодня можно определить те факторы, которые отличают новую экономику:

• Новая экономика основана на знаниях и передовых технологиях, что заставляет выйти на первый план интеллектуальную составляющую товара и услуги. Основные доходы предприятий в новой экономике основываются на оригинальных идеях, а также технологиях и моделях ведения бизнеса. Следовательно, наукоемкие продукты становятся определяющим фактором экономического роста.
• Обработка и обмен информацией становятся более мощным и эффективным средством ведения бизнеса, чем перемещение физических товаров. Стоимость компаний все в большей степени определяется нематериальными активами (идеи, технологии и стратегии объединения и использования главных информационных ресурсов компании).
• Фокус новой экономики окончательно смещается с производства товаров на оказание услуг: большая часть рабочей силы занята в сфере услуг или обработки информации.
• Особое значение приобретает уже не физическая составляющая капитала, но капитал человеческий и, что особенно важно, социальный.
• В новой экономике идет усиление конкуренции и превращение инновационного процесса не только в достаточный, но и необходимый (критический) элемент успеха. "С одной стороны, в новой экономике преимущества первопроходца еще более значительны, а с другой - лидер получает все".
• Изменяется отношение к рынку, возникают новые возможности привлечения потребителей. Произошел переход в сознании производителя от пассивной маркетинговой стратегии ("найди потребность и удовлетвори ее") к активной ("создай потребность и удовлетвори ее").

Следовательно, это экономика, в которой риск, неуверенность и постоянные изменения являются правилом (а не исключением из него). Такая экономика должна породить принципиально новый тип организации (предпринимательские организации и иные формы мягких систем) и, следовательно, новые теории управления этими организациями. Это экономика в глобальном мире, где у каждого есть равные возможности вступить во всеобщую конкурентную борьбу.

На первый взгляд, российская экономика находится сейчас не на той стадии, чтобы успешно конкурировать со своими западными коллегами. Однако, ни для кого не секрет, что российские специалисты очень успешно выживают в этих же условиях и пользуются устойчивым спросом. Это объясняется тем, что российская действительность вынуждает быть гибким, легко приспосабливаться к изменяющемуся миру и активно действовать в целях выживания. Иностранные коллеги не всегда имеют столь же мощные стимулы для постоянного развития, а, следовательно, проигрывают в конкурентной борьбе.

Складывается удивительный парадокс. Российские специалисты весьма конкурентоспособны, а российские предприятия никак не могут выйти даже на средний уровень. К сожалению, парадокс базируется на истории формирования нашего бизнеса: в условиях неустойчивой законодательной базы и общей смуты политических и экономических подходов гораздо проще заработать на перепродажах, чем на производстве чего-то нового.

В то же время это положение уже далеко не столь бесперспективно, как может показаться на первый взгляд. И российская действительность порождает новый вид компаний, работающих уже не только и не столько в производстве продукта (тем более не массовом производстве по "отверточным" технологиям, поставляемым западными кампаниями), а в сфере разработки новых технологий (в этом случае продукт рассматривается как часть технологии) и оказания услуг по распространению и внедрению инноваций. Многие из этих компаний вышли в современный мир из тех самых не приспособленных к новой жизни советских институтов и лабораторий.

На современном рынке такие компании занимают особое место. Чтобы выжить и развиваться, им приходится искать новых, никем не испробованных путей. Гибкость их структуры и инновационные подходы это основа их существования. Чтобы выжить, эти компании вынуждены искать новые рынки для своей инновационной продукции, и, как правило, им приходится создавать эти рынки самим.

В ходе внедрения инновационной продукции на вновь созданных рынках, они преобразуют сознание руководства тех компаний, которые являются их клиентами. А значит, постепенно изменяют их бизнес, стимулируют реинжиниринговые процессы своих клиентов. Таким образом, все та же российская действительность порождает детище новой экономики.

Можно попытаться рассмотреть данное понятие и с иной точки зрения. Особенностью новой экономики – является движение «к технико-экономическому паритету … в мире остается все меньше и меньше товаров, услуг, технологий, знаний, опыта или процессов в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Милане и Мадриде, которые не были бы недоступны нашим братьям и сестрам в Бангалоре, Сеуле, Гданьске, Буэнос-Айресе или Куала-Лумпуре».

Современные компании конкурируют на основе знаний, но сами знания с течением времени и ускорением всех социальных и экономических процессов, становятся все менее долговечными. Рынки изменяются, приобретая фрагментарный характер с точки зрения требований, предъявляющихся со стороны «новых потребителей».

Следовательно, Новая экономика, глобальная благодаря развитию и распространению знаний, технологий, информации, в то же самое время фрагментарна, и двойственный характер данной экономической системы в еще большей степени усложняет процесс анализа основных тенденций ее развития . Подобная амбивалентность приводит к совершенно иному типу взаимоотношений в рамках рыночной системы.Это – несколько иные представления о роли фирмы и подходах к управлению компанией.

Изменяются традиционные представления о продукте и его назначении: очевидна трансформация от объекта необходимости к культурному и психологическому артефакту, посредством которого возможно выражение своей индивидуальности. В этой связи, рыночная и экономическая позиция потребителей так же подвергается изменению: «…раньше потребители страдали от нехватки товаров. Теперь … компании страдают от дефицита покупателей».

Новая экономика – это смешение стилей, субкультур, направлений. В результате, в рамках подобной среды возрастает количество требований, соблюдение которых необходимо для успешной коммерческой деятельности. Вероятно, достигнут успеха те организации, которые смогут выработать уникальную инновационную концепцию развития своего бизнеса и создадут все необходимые предпосылки и внутренние условия для активных действий в выбранном направлении.

«Будущее невозможно предсказать – его нужно создавать. Вы либо наблюдаете, как что-то происходит, либо определяете то, что происходит». Так как фирму окружает слишком большое число непредсказуемых и сложно идентифицируемых факторов внешней среды, то если организация будет стремиться постоянно их отслеживать и учитывать, тратя излишние средства на сам процесс мониторинга среды, она просто утонет в море информации.

Стремления и попытки «угнаться» за достижениями конкурентов, с постоянной оглядкой только лишь на то, что было достигнуто когда-то и кем-то, в итоге, может ни к чему не привести. Поэтому, возможно, наиболее эффективным способом существования и развития в условиях Новой экономики с колоссальными объемами информации и постоянно возрастающей скоростью изменения этой информации, является четкая самоидентификация, ясное самоопределение, продуманный подход к выработке направления развития фирмы.

Одним из вариантов новой предпринимательской структуры Новой экономики является « Funky Inc .». «Это организация, которая стремится изменить обстоятельства и непредсказуемость нашего времени. Ее отличие и ее постоянное стремление быть отличной бросается в глаза во всем, что она делает и даже в том, как она выглядит».

« Funky Inc .» представляет собой компанию:
• Специализированную (узкая и целенаправленная специализация + глубокое фокусирование).
• Имеющая большой леверидж (как возможность привлечения чужих средств для наращивания своей мощи).
• Тотально инновационную (инновационный образ мышления касается каждого в компании, по отношению к любым вопросам).
• Гетерархичную.

За последние 10 – 15 лет мир существенно (революционно) изменился: появились новые подходы и современные методы ведения бизнеса, появились новые угрозы экономической безопасности и, следовательно, изменилась политика государства, направленная на подавление этих угроз. К причинам таких изменений относятся, прежде всего:

• Глобализация мировой экономики и интеграция мировых рынков капитала;
• Изменение методов ведения бизнеса и построения компаний (от выделения и стандартизации бизнес-процессов до реинжиниринга и стратегического менеджмента II уровня (менеджмента самообучающихся систем));
• Превращения компьютерных технологий в «фактор выживания» компаний (вплоть до внедрения ERP –технологий самых высоких уровней);
• Рост электронного бизнеса (особенно B 2 B и B 2 C ): B 2 B –революция (« B 2 B –революция будет развиваться со скоростью света»);
• Усиление конкуренции и дифференциации компаний («придумайте что-нибудь, что сделает Вас на секунду уникальным и даст Вам уникальное конкурентное преимущество»);
• Капитал компании начинает все более состоять из «неощутимых активов» (знания, брэнд, человеческий капитал и.т.д.).

Новая экономика – это та же экономическая система, та же внешняя среда для компании, то же бизнес-пространство, в котором функционируют и развиваются различные фирмы, но характеризующееся некоторыми весьма интересными, своеобразными и ранее не проявлявшимися столь отчетливо признаками.

Понятие новой экономики чрезвычайно сложно свести к какому-либо наиболее обобщенному или единственному определению, ибо это понятие разнообразно и связно с множеством функциональных и научных областей. Да и, вероятно, сведение этого явления к единственной дефиниции будет не совсем корректным, поскольку в процессе формулирования ограниченного описательного понятия может быть потерян сам глубокий и многосторонний смысл этой категории.

Единственное, что можно отметить с большей или меньшей степенью вероятности, это то, что новая экономика как объект анализа и исследования представляет собой открытую систему со всеми вытекающими из этой характеристики системными свойствами (холистичности, дифференциации, отрицательной энтропии, цикличности событий и т.д.).

Ядром новой экономики является инновационный стиль мышления. Инновационный тип мышления (по П. Друкеру), это ориентация на «созидательное разрушение» превращение изменений в ключевой фактор успеха: можно утверждать так же, что на развитых рынках идет усиление конкуренции и превращение инновационного процесса не только в достаточный, но и необходимый (критический) элемент успеха . Стоимость компаний все в большей степени определяется нематериальными активами (идеи, технологии и стратегии объединения и использования главных информационных ресурсов компании).

Ключевые преимущества получают те компании, которые могут быстро реагировать на изменения на рынке и адаптироваться к новым условиям в реальном времени, которые научились постоянно менять свою структуру, методы ведения бизнеса, продукцию и услуги.

Естественно, новая экономика порождает и новую культуру. Разрушаются и основы стандартных подходов, при помощи которых можно было изучать традиционное общество потребления. «Нравится нам это или нет, но мы превращаемся в само-сегментируемых потребителей».

Интеллектуальный капитал стал главнейшим фактором в развитии новой экономики, ибо огромные доходы можно получить от оригинальных идей, а также технологий и моделей ведения бизнеса. Таким образом, можно полагать, что наукоемкие продукты стали определяющим фактором экономического роста. Данное утверждение относится не только к фирмам-инноваторам, но и фирмам-имитаторам «формируется устойчивая тенденция наделения товара интеллектуальным имиджем, что также является отличительной особенностью товара и рынка в условиях «новой экономики»».

Пашкус Вадим Юрьевич, доцент Санкт-Петербургского Государственного университета


Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей