Эксперимент глобализации: как Индия хочет изменить мировую фармацевтическую отрасль

12.04.200529700
На протяжении последних 20 лет бизнес индийской фармацевтической компании Nicholas Piramal заключался в покупке прав на медицинские препараты, разработанные в США и Европе, и последующей их продаже в Индии. Однако сейчас компания поставила перед собой более высокие цели, в случае успешного достижения которых существующий порядок в мировой фармацевтической отрасли кардинально изменится.

Как заявила директор исследовательского направления Nicholas Piramal Свати Пирамал (Swati Piramal), «если крупным фармацевтическим компаниям разработка нового препарата обходится минимум в $800 млн., то мы можем это сделать за $50 млн.». Несмотря на сложность выполнения такой задачи, д-р Пирамал уверена в успехе: «Чтобы доказать это, мы разработаем препарат для лечения рака. Мы поставим отрасль с ног на голову».

Благодаря квалифицированной и дешевой рабочей силе Индия уже стала крупным игроком на рынках программного обеспечения и информационных технологий. Вдохновленные достижениями национальных ИТ-компаний, несколько индийских фармацевтических фирм разработали амбициозный план покорения мирового рынка. Используя то же преимущество квалифицированной, но низкооплачиваемой рабочей силы они намерены сделать фармацевтику следующим направлением аутсорсинга услуг в Индию.

Реализация идеи станет увлекательным экспериментом на определение «пределов» глобализации. Если в итоге развивающиеся страны смогут стать равными конкурентами в отраслях, требующих интеллектуального труда, таких как фармацевтика, то в корпоративном мире начнутся кардинальные изменения.

Смелая заявка Индии прозвучала в нелегкое для многих крупных транснациональных фармацевтических компаний время. За последние 10 лет в исследовательские направления ими были инвестированы рекордные суммы денег, однако количество производимых препаратов не изменилось.

Кроме того, идея индийских компаний может вызвать возмущение США даже большее, чем в случае с аутсорсингом ИТ-услуг. Многие политики США глобализацию воспринимают положительно, если это касается перенесения неквалифицированных рабочих мест в Азию, но не приемлют идею разработки в развивающихся странах препаратов для лечения таких заболеваний как рак, поскольку этот процесс требует больших капиталовложений и характеризуется высокой добавленной стоимостью полученного продукта.

Индия славится своими талантливыми химиками, однако на протяжении последних 20 лет их разработки в основном заключались в копировании препаратов других компаний. Согласно закону о патентах от 1970 г. индийские производители имеют право на продажу препаратов-генериков при условии изменения технологии их производства. Но с 2005 г. в стране вводятся правила ВТО по защите прав интеллектуальной собственности, предусматривающие обязательное наличие патента на производство лекарственных препаратов, то есть индийские фирмы уже не смогут рассчитывать на внутренний рынок и поэтому сейчас вынуждены разрабатывать новые модели развития.

Ряд индийских компаний, включая Nicholas Piramal, Ranbaxy и Dr Reddy’s, решили развивать инновационную деятельность. Они хотят сменить фокус существующих ресурсов в медицинской химии с копирования препаратов других компаний на разработку своих собственных. Так, к 2012 г. фармацевтическая компания Ranbaxy намерена 40% своих доходов получать от инновационных продуктов.

Основным конкурентным преимуществом являются низкие издержки. Как и в секторе информационных технологий, в фармацевтической отрасли Индии трудится множество квалифицированных специалистов, готовых работать за небольшую по сравнению с США или Европой плату. По оценкам индийских компаний, заработная плата исследователя в Индии составляет 20—30% соответствующего показателя США.

Более того, в Индии заявляют, что здесь медицинские тестирование новых препаратов обойдется намного дешевле. Сомеш Шарма (Somesh Sharma), глава научного направления в Nicholas Piramal, считает, что большая численность населения в Индии упрощает поиск добровольцев для тестирования. Когда компания принимала участие в совместном тестировании препарата для лечения рака, разработанного американской группой, то ей удалось закончить свою часть исследования на 4 года раньше, чем ее американскому партнеру.

Фармацевтические компании начинают налаживать контакты с огромнейшей диаспорой индийских ученых, работающих в США. По некоторым оценкам, 20% всех исследователей в биотехнологической отрасли в районе Сан-Франциско — выходцы из Индии. Индийские производители не могут позволить себе вернуть большое количество специалистов, уехавших из страны, так как в этом случае они очень быстро потеряют ценовое преимущество. Но даже приглашение на работу нескольких квалифицированных руководителей будет способствовать перенесению западного опыта и стандартов на местную отрасль.

«Множество людей хотят вернуться, — говорит Касим Мухтиар (Kasim Mookhtiar), вице-президент компании Ranbaxy. — Мы не можем обеспечить им соответствующие перспективы в карьере». Д-р Мухтиар, в прошлом глава исследовательского отдела компании Bristol-Myers Squibb, также уверен, что утечка мозгов из Индии является отличным контраргументом для США. «После окончания Индийского института технологии в Бомбее из 160 человек в моем классе 120 уехали в Соединенные Штаты, — отмечает он. — Наш вклад в экономику США огромен».

Несмотря на потенциал и оптимизм индийских компаний, существует ряд серьезных препятствий. За последние 20 лет в США и Европе были созданы сотни биотехнологических компаний, но лишь немногим из них удалось разработать хотя бы один препарат. Крупные фармацевтические фирмы минимизируют этот риск за счет широкого спектра тестируемых препаратов, — по их мнению, это увеличивает шансы хотя бы нескольких из этих препаратов оказаться успешными. При этом шансы менее крупных компаний совсем малы.

Так, еще 10 лет назад компания Dr Reddy’s первой в Индии занялась собственными исследованиями. Одна из ее разработок — препарат для лечения диабета — находилась на последних этапах медицинского тестирования, однако 18 месяцев назад опыты были прекращены.

Не всегда попытки привлечь квалифицированных выходцев из Индии были успешными. Так, Рашми Барбхайя (Rashmi Barbhaiya), в прошлом сотрудник Bristol-Myers Squibb, приглашенный на пост главы исследовательского отдела Ranbaxy, уволился в начале этого года вследствие возникших разногласий с топ-менеджментом. А открытие лаборатории компании в США было воспринято ее конкурентами как неспособность найти нужные кадры в Индии.

Если со специалистами в области химии в Индии проблем нет, то в области молекулярной биологии их недостаточно. Более того, исследовательская деятельность зависит не только от таланта ученых. Современные исследования невозможны без специального оборудования, которое стоит очень дорого. Существенное повышение расходов на исследования в США и Европе отчасти явилось следствием именно этих инвестиций.

Несмотря на существенное ценовое преимущество, у индийских компаний нет ресурсов для крупных вложений в исследования. Если западные корпорации на исследовательские направления выделяют более 15% своих миллиардных доходов, то ведущие индийские производители — около 5%. Исследовательский бюджет Ranbaxy составляет $60 млн., Dr. Reddy’s — около $40 млн., а общий объем доходов фармацевтической отрасли Индии составляет меньше $7 млрд., которые одна Pfizer тратит только на исследования.

«Неужели вы хотите сказать, что вся мировая отрасль неправильно вкладывает деньги? — Спрашивает Ранжит Шахани (Ranjit Shahani), управляющий директор компании Novartis в Индии. — От копирования сразу перейти к инновациям — это большой скачок».

Шанс, что какая-то индийская копания все же произведет на свет собственный препарат, все же существует. Как поспешили отметить индийские предприниматели, крупный бизнес во многих преуспевающих сейчас компаниях начинался с одного лекарственного средства — например, для компании Glaxo таковым стал препарат для лечения язвы Zantac. Но это в долгосрочных планах. Высока вероятность того, что компаниям сразу не удастся переквалифицироваться на исследовательскую деятельность.

На всякий случай должен быть план «Б». Чтобы не рисковать, нарушая последовательность этапов цепочки создания стоимости, перепрыгивая с продаж генериков на собственные медикаменты, индийские фирмы разрабатывают и менее амбициозные стратегии.

Производство генериков остается составной частью этой стратегии. Учитывая слабые перспективы индийского рынка в долгосрочном периоде, ряд индийских компаний выходят на международные рынки препаратов-генериков, на которых их козырем является цена. Кроме привлекательности генериков как самостоятельного бизнеса, доходы от него могут быть использованы на финансирование исследовательского направления. Как вариант можно рассматривать потенциал версий биотехнологических препаратов, патенты на эксклюзивное производство которых скоро истекают.

Индийские компании также занимаются менее рискованными исследованиями, в которых они могут использовать свой солидный опыт в химии. К таковым относится поиск новых способов применения уже существующих медикаментов. Ranbaxy уже получает роялти от немецкой Bayer за разработку версии антибиотика Cipro, предусматривающей его прием 1 раз в день.

Dr Reddy’s пыталась разработать аналог препарата Norvasc компании Pfizer, продажи которого составляют $4 млрд. в год. В надежде переманить клиентов Pfizer, компания создала такой же препарат, однако с использованием другой соли в формуле. В ходе судебного процесса решение было принято в пользу индийской фирмы, однако в итоге апелляцию выиграла Pfizer. Сейчас у компании другая тактика — она формирует портфель существующих на рынке дерматологических продуктов в целях повышения их эффективности на основе ее опыта в химии.

Эти стратегии не такие амбициозные, но и менее рискованные, чем разработка новых препаратов. Кроме того, они могут способствовать приобретению компаниями исследовательского опыта.

Еще одной стратегией для индийских компаний может быть не прямая конкуренция с американской и европейской отраслями, а сотрудничество. Благодаря партнерским отношениям с международными группами в исследовательских проектах, индийские поизводители смогут снизить свои расходы на исследования, а также получить опыт в сфере управления такими проектами.

Несмотря на большие перспективы роста, фармацевтические компании Индии спешат действовать. Как и по многим другим направлениям, конкуренция со стороны Китая в отрасли усиливается. «Все изменения мы планируем осуществить в течение 10 лет, — говорит д-р Шарма (Sharma) из Nicholas Piramal. — Если за это время не успеем, Китай нас опередит».

В Индии многие считают, что национальные фармацевтические компании находятся в преддверии динамичного развития. Однако его предпосылки несколько отличаются от факторов, изменивших сектор информационных технологий.

Во-первых, это предстоящее введение жесткого патентного режима в следующем году. Защита изобретений патентами заставляет национальные и зарубежные группы инвестировать в собственные исследования. В свою очередь бум информационных технологий в Индии произошел без законодательного вмешательства. Благодаря эффективному действию закона, индийские, равно как и иностранные фармацевтические корпорации, смогут подняться на более высокую ступень «цепочки стоимости» раньше, чем это удалось компаниям сектора ИТ.

Во-вторых, секторы отличаются по наличию трудовых ресурсов. Для проведения коммерческих исследований фармацевтическая отрасль Индии нуждается в опытных биомедиках. «Научный вклад имеет большое значение в процессе разработки медицинских препаратов. Однако индийские исследовательские отделы при университетах не ориентированы на рынок», — отмечает Нермин Варавалла (Nermeen Varawalla), вице-президент американской компании по медицинскому тестированию PRA International, которая намерена открыть свой центр в Бомбее. При этом д-р Варавалла подчеркивает, что ведущие фармацевтические фирмы все еще зависят от глобальной сети индийских ученых.

Совместно с компаниями ИТ-сектора национальные фармацевты могут разрабатывать проекты, позволяющие им выйти на рынок услуг с более высокой добавленной стоимостью. Уже сейчас в этом направлении действует аутсорсинг медицинского тестирования препаратов.

В ответ на введение закона о патентах индийские компании не только заявили о своих исследовательских амбициях, но также занялись усовершенствованием технологий и производства в соответствии со стандартами США, что укрепляет их позиции на мировом рынке.

Крупные расходы на исследовательские работы заставляют индийских производителей сотрудничать не только с мировыми лидерами отрасли, но и с другими индийскими компаниями различных секторов. Главный советник правительства по научным вопросам Рагхунат Анант Машелкар (Raghunath Anant Mashelkar) приводит в пример альянс 18 государственных исследовательских организаций и частной компании Tata Consultancy Services, благодаря которому относительно недорого было разработано программное обеспечение для биоинформатики.

Вице-президент индийской ИТ-группы Nasscom Санил Мехта (Sunil Mehta) считает, что отечественные фармацевтические компании «должны следовать нашему примеру и говорить на языке мировых потребителей». Но, скорее всего, самым важным ИТ-уроком для фармацевтов является практика создания сети советников, инвесторов и лоббирующих групп, формирование которой подготовит фармацевтическую отрасль Индии к выходу на рынки США и Европы.

Источник: Financial Times, http://news.ft.com


Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей