«Быстров» заварил биотехнологическую кашу

28.03.200529050
Если бы не детская мечта Сергея Выходцева увидеть Африку, российский рынок, возможно, не знал бы «Инвайта». «В 1990 году мне со школьным другом и партнером Асланом Кораевым пришлось уехать из России. Выбор пал на Африку – и не зря», – рассказывает г-н Выходцев. Первый африканский проект был связан с приключенческим турбизнесом и назывался «КиВи» (Кораев и Выходцев). На смену ему в 1994 году пришли морепродукты. В том же году был сделан первый шаг к «Инвайту».

«В течение восьми месяцев мы импортировали в Россию прототип «Инвайта» – быстрорастворимый напиток Drink-o-Pop. Это было удачное время для подобных проектов – рухнула советская система дистрибьюции лимонада и минеральной воды. Мы привезли порошок, из пяти граммов которого получалось два литра напитка, и имели с него 500-600% оборота, – вспоминает Выходцев. – Так родилась идея разработать собственную рецептуру напитка и открыть производство».

1996-1997-й – годы феноменального успеха «Инвайта». Еженедельно в аэропорты «Пулково» и «Шереметьево» прибывало по 80 тонн порошка, который растамаживался и тут же грузился в фуры дистрибьюторов. Но жизненный цикл товара – категория неумолимая. «Я никогда не остаюсь в проекте более 3-5 лет, –говорит Выходцев. – Мне надо видеть стремительный рост или стремительное падение. В менеджменте day-to-day я не заинтересован». В 1998 году, пережив второй резкий рост продаж (был применен стандартный для Запада, но не для России того времени, маркетинговый ход – розыгрыш призов по схеме «купи – собери – отправь по адресу»), Выходцев покинул проект. Позже партнеры высказывали мнение, что Выходцев знал о предстоящем кризисе и именно поэтому ушел.

О кризисе Выходцев не знал, иначе вряд ли обратился бы к иностранным инвесторам за миллионами долларов для нового проекта (на этот раз судьба свела его с восточным капиталом: в Азии был кризис, и местные венчурные инвесторы искали способы диверсификации своих активов). «Я всегда искал капитал за рубежом, – говорит Выходцев, – почему-то в России у соинвесторов до сих пор существует такой подход: в случае успеха – мы в доле, в случае провала – ответственность на тебе. Западный venture capital работает по более близким для меня законам». Тем не менее «близкие» правила игры не избавили Выходцева от проблем.

Сама идея «быстрой каши» родилась просто: пример западных товарищей, перспективность рынка плюс собственный желудок, требующий во время постоянных перелетов здоровой пищи. В настоящий момент Сергей Выходцев является председателем совета директоров НПК «Быстров». «В ближайшее время я оставлю этот пост, но в течение трех лет еще буду являться членом совета директоров, отвечая за развитие предложенной стратегии», – говорит он.

Новый проект Сергея Выходцева, который, как он рассчитывает, «выстрелит» осенью этого года, связан с высокими технологиями. «Видимо, во мне говорит неудавшийся когда-то биохимик (одно из мест учебы – МХТИ им. Менделеева. – Примеч. «ПП»), – рассказывает Выходцев. – Еще в «Быстрове», создавая рацион питания космонавтов МКС (международной космической станции), мы столкнулись с чрезвычайно интересными биотехнологическими решениями, созданными в недрах еще советского авиакосмического комплекса.

Идея с уникальными штаммами полезных для здоровья микроорганизмов захватила меня целиком: это очень прибыльный и интересный бизнес с рентабельностью не менее 50%».

Сейчас на существующих мощностях «быстровского» завода усилено направление R&D (research and development – поиск, разработка и внедрение новых продуктов), закупается оборудование для нового завода в Ленобласти по производству продуктов на базе пробиотических культур (общие инвестиции - $30-50 млн.). «Это, скорее, второе направление бизнеса. Первое – продажа самих штаммов и лицензий на их производство и использование. Мы изучаем советские разработки в этой сфере, доводим их до продаваемой формы, патентуем. Уже заключили договоры с двумя крупными западными компаниями, под нужды которых должны довести продукт под ключ».

Постоянный поиск новых проектов и умение нащупать золотую жилу вряд ли подведут Выходцева. На предположение корреспондента «ПП», что Выходцев на этот раз припозднился с разглядыванием перспективной ниши, он ответил следующим образом: «Да, отчасти вы правы. Хотелось бы выйти на рынок раньше, но я еще успею. Мы предложим передовую линию продуктов, которую только-только освоили у себя на родине западные компании типа Nestle и Danone. Из российских производителей, по моим данным, никто даже близко не подошел к этому направлению».

Источник: газета «Предприниматель Петербурга», http://www.ppspb.ru

Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей