Офшоринг в России и в мире

24.01.200550760
Перевод производственной и исследовательской деятельности, а затем и многих других процессов и операций из развитых стран в регионы с недорогой рабочей силой достиг таких масштабов, что стал не только экономическим, но и политическим фактором: квалифицированные специалисты из развитых стран начинают всерьез опасаться, что скоро дома для них не останется работы.

Среди непроизводственных видов деятельности, передаваемых на офшоринг, сегодня лидирует разработка программного обеспечения, но поток становится все более пестрым и широким и начинает захватывать и биотехнологии. По оценкам McKinsey Global Institute, в ближайшие годы объем передаваемых на офшоринг видов деятельности будет увеличиваться на 30% в год, свыше 3 млн рабочих мест в непроизводственной сфере переместится из США, основного заказчика на мировом рынке, в другие страны.

Возможность снизить расходы на виды деятельности, от которых не зависит конкурентное преимущество компаний, по–прежнему важнейшая, хотя и не единственная предпосылка для офшоринга. По мере того как офшоринговые компании оттачивают свой профессионализм, западные клиенты начинают воспринимать отношения с ними как шанс получить уникальные преимущества — новые процессы, наладить которые своими силами и на таком качественном уровне им было бы трудно, бóльшую финансовую и операционную гибкость, доступ к инновационным технологиям, специалистам и управленческим методикам.

Более того, в некоторых областях технологических и инженерных разработок развивающиеся страны начинают опережать развитые. И делают на этом неплохой бизнес. Доходы одной из нескольких крупных индийских компаний, Infosys, удесятерились всего за четыре года: если в 1999 г. они составляли 100 млн долл., то в 2003 г. — 1 млрд долл. Рыночная капитализация Infosys сегодня превышает 11 млрд долл., в компании работает свыше 30 тыс. человек. Видя экономические успехи стран, сделавших ставку на развитие у себя офшоринговых услуг, в первую очередь Индии, в борьбу за долю глобального потока заказов вступают все новые регионы: укрепляют свои позиции Китай и другие азиатские страны, растет предложение со стороны Восточной Европы

Неплохие позиции на мировом рынке офшоринга завоевала и Россия. Хотя массовый приход в Россию иностранных компаний, которого в конце 1990–х ожидали специалисты, не состоялся.

Российские компании успешно осуществляют проекты для крупнейших компаний мира, среди которых Colgate–Palmolive, Procter & Gamble, Italtel, Merrill Lynch, SAP и др. Положительно оценивают свой опыт и крупные иностранные компании, открывшие в России собственные центры разработки. В Россию их привлекает возможность недорого нанять специалистов уникальной квалификации.

В то же время пока не приходится говорить о том, что на глобальном рынке офшоринга Россия занимает достойное ее потенциала место. Так, например объемы экспорта ИТ–услуг и программного обеспечения достигают примерно 300 млн долл. — более чем скромная цифра по сравнению с показателями таких небольших стран, как Израиль или Ирландия, которые ежегодно получают от офшоринга 3 и 8 млрд долл. соответственно. Однако стремительный рост рынка офшоринга дает России шанс наверстать упущенное.

Западные потребители услуг российских разработчиков условно делятся на две основные группы. Первая (на нее, по экспертным оценкам, приходится до 60% оборота рынка) — это компании столкнувшиеся с проблемой снижения прибыльности, и ищущие пути сокращения издержек. Как инсайдеры рынка, они хорошо осведомлены о возможностях разных стран, в том числе России, не очень требовательны к формальным характеристикам, таким как развитая инфраструктура или доказанный уровень процесса разработки, и при выборе подрядчиков полагаются на собственное мнение и личный опыт. Но у работы с ними есть очевидный минус — низкие цены, ведь в основном западные компании нанимают российских специалистов как субподрядчиков.

Куда более значительные доходы можно получать, повысив привлекательность страны для заказчиков другой группы, компаний — конечных потребителей, то есть предприятий из разных отраслей, в том числе связанных с биотехнологиями и разработкой лекарств, которых не удовлетворяют результаты, достигнутые их европейскими и американскими лабораториями.

Но, чтобы привлечь эти компании, и стране в целом, и отдельным компаниям нужно приложить большие усилия, поскольку работа на крупных заказчиков требует соответствующих условий ведения бизнеса, навыков и масштабов производства, определенных маркетинговых подходов. Крупные западные компании уже сотрудничают с Россией, однако в основном они отдают заказы собственным, расположенным в России центрам разработки, а не отечественным компаниям.

Это тоже неплохо: создаются рабочие места, укрепляется репутация страны. Не стоит забывать, что индийские компании, ныне господствующие на мировом рынке офшоринга, начали развиваться только после того, как западные гиганты стали открывать в Индии свои центры и предъявили миру потенциал страны, обучив достаточное для взрывного роста офшоринга количество специалистов.

Обретя опыт работы в западных компаниях, многие менеджеры перешли в индийские. Так, например, генеральный директор Wipro, компании, оборот который превышает 1,3 млрд долл., а капитализа- ция — 10 млрд долл., начинал в GE. И сегодня иностранные компании продолжают конкурировать с индийскими, заставляя их постоянно совершенствоваться.

Чтобы понять, какие изменения и усовершенствования позволили бы России увеличить свою долю на растущем рынке офшоринга, мы постарались взглянуть на ситуацию глазами наиболее перспективных клиентов — крупных западных компаний. Процесс принятия решения о передаче на офшоринг того или иного вида деятельности состоит, в упрощенном виде, из двух стадий — выбора страны и выбора компании.

Критерии выбора страны:

Критерии выбора страны вполне очевидны: большое количество квалифицированных специалистов (это гарантирует, что не произойдет резкого роста издержек на оплату труда), низкая стоимость ведения бизнеса в целом, складывающаяся из расходов на персонал, аренду и коммуникации. Стабильным должен быть и бизнес–климат, потому что компания, решившая передать в другую страну составляющую своего бизнеса, попадает в зависимость от политической и экономической ситуации в ней.

Желательно, наконец, чтобы страна была в культурном и языковом плане близка стране происхождения клиента. Что касается России, то ее единственное неоспоримое преимущество — большое количество квалифицированных и недорогих специалистов — зачастую сводится на нет высокой стоимостью доступа к коммуникациям и отсутствием развитой инфраструктуры за пределами столиц. В столицах же ситуация обратная: высокие зарплаты при доступной инфраструктуре.

Проигрывает Россия и по условиям ведения ориентированного на экспорт высокотехнологичного бизнеса: он скован множеством барьеров. Во–первых, компании сталкиваются с проблемами при экспорте продуктов высоких технологий.

Чтобы легально вывезти технологическую или биомедицинскую продукцию, нужно предоставить таможне более 20 документов, хотя таможня имеет право по собственному желанию увеличить этот список. Во–вторых, налоги в России выше, чем в странах — конкурентах на рынке офшоринга. Основные издержки разработчиков и и производителей биотехнологической продукции связаны с оплатой труда: зарплата составляет порядка 60% себестоимости. Поэтому из–за существующего уровня налогов на оплату труда снижается конкурентоспособность России на рынке офшоринга.

Наконец, в–третьих, развитию биотехнологического офшоринга препятствуют недостаточно продуманные и признаваемые в других странах процедуры лицензирования и сертификации. И поэтому многим зарубежным заказчикам проще проводить исследования у себя, чем пытаться потом сертифицировать проведенные на територрии России разработки.

Впрочем, консервативный заказчик начинает выбор «страны назначения» не с подробного анализа экономических, правовых и инфраструктурных факторов, а с ее общего имиджа. Решение о выборе страны для передачи работ обычно готовит R&D менеджер компании. А он знает, что ему придется объяснять руководству, почему он отдал предпочтение той или иной стране.

Аргументировать свое решение, если речь идет об Индии, легко: всем известно, что в стране бурно развивается биотехнология, причем настолько, что индийские компании уже начинают теснить американские на рынке дженериков, что ее активно поддерживают власти (последний пример биопарк Tigel).

Положительной информации о России как стране, благоприятной для офшоринга, в развитых странах мало. И в этом — еще одна ключевая проблема страны как места для офшоринга. Мнение сформировано редкими исследованиями трех–четырехлетней давности, которые предостерегают, что вести бизнес в России очень рискованно: там нестабильная ситуация, царит коррупция, слабо защищена интеллектуальная собственность.

Поскольку потенциальные заказчики плохо понимают, что происходит в стране, «в их представлении Россия в два раза хуже, чем на самом деле», как выразился один западный бизнесмен, имеющий опыт реализации технологических проектов в России. Поэтому выбор России грозит гипотетическому менеджеру
теми же сложностями, что и, например, покупка оборудования неизвестного производителя.

Выбирая оборудование известного брэнда, он ничем не рискует: даже если оно выйдет из строя, профессиональная репутация менеджера не пострадает. Но если он предложит неизвестного производителя, то ему сначала придется обосновать свой выбор; если же техника даст сбой, то под вопросом окажется его компетентность. Нетрудно догадаться, что среднестатистический руководитель не пойдет по пути наибольшего сопротивления и просто не станет рассматривать Россию как возможный вариант.

Однако в последнее время как минимум один фактор заставляет западные компании расширять свой географический кругозор. Заказчики начинают понимать, что нельзя развивать отношения только с одной страной или регионом. Так, компания Intel разместила около 20 своих центров разработки по всему миру; ее нежелание сосредоточивать все центры в одной стране принципиально: компания не хочет стать заложницей экономической или политической нестабильности.

О необходимости ослабить зависимость от Индии подумывает все больше американских компаний. Нарождающуюся тенденцию ощущают и сами индийцы: например, компания Таta приобретает компании в Восточной Европе и планирует выйти на рынок России (мы об этом уже писали), чтобы таким образом повысить свою привлекательность. Россия может быть очень привлекательной для компаний из развитых стран в плане возможности сбалансировать свои риски.

Гораздо более придирчиво, чем страну, крупные заказчики выбирают конкретного подрядчика. Заказчик хочет знать все: его интересует, кто и когда вложил деньги в создание компании, каков образовательный уровень сотрудников и т.д. К основным параметрам, на которые заказчик обращает внимание, можно отнести размер и стабильность фирмы, уровень процесса разработки и возможность взаимодействия в ходе проекта.

В большинстве случаев крупный заказчик не станет работать с компанией, которая не может доказать опыт успешной работы с аналогичными клиентами. Компания должна доказать не только опыт выполнения проектов для других клиентов (что делается с помощью их рекомендаций), но и высокий уровень процесса разработки программного обеспечения, который подтверждается сертификатом GMP. Впрочем, российские компании за последние годы совершили настоящий прорыв в области управления процессами и подтверждения качества. Если еще три года назад ни у кого в России не было сертификата, то сейчас компании или уже получили сертификаты или находится в процессе сертификации.

Крупный долгосрочный контракт с клиентом из далекой страны трудно заключить и почти невозможно вести, не создав соответствующих условий для взаимодействия. Сейчас офшоринговые компании не только открывают офисы в странах, на клиентов из которых ориентируются, но и на время проекта отправляют к заказчику нескольких своих сотрудников, чтобы они могли быстро корректировать свою позицию.

Некоторые уже открыли или готовятся открыть офисы за рубежом. В таком офисе должно работать не меньше пяти человек, и эти люди должны быть не просто торговыми представителями, но иметь опыт работы в отрасли, чтобы понимать проблему заказчика и квалифицированно вести с ним диалог. Впрочем, для большинства российских компаний из–за их небольшого размера открыть офис в другой стране, как и заниматься любой другой маркетинговой деятельностью, очень проблематично.

Таким образом, развитию офшоринга в России мешают два основных препятствия: недооценка потенциальными заказчиками возможностей России и серьезные институциональные барьеры. В общественном мнении сложилось твердое убеждение, что, коль скоро эти проблемы не подлежат компетенции отдельных компаний, их нельзя решить без активного государственного вмешательства.

Говоря о необходимости улучшать имидж России, нельзя не упомянуть о том, что российские компании могли бы более плодотворно использовать истории успеха иностранных заказчиков в России. Восточноевропейские страны, в которых работает много центров глобальных корпораций, очень умело используют свои истории успеха для привлечения в страну новых компаний. Две–три яркие истории успеха, которые наглядно проиллюстрировали бы выгоды, полученные западной компанией при размещении заказа в России, могли бы существенно улучшить образ страны и привлечь внимание потенциальных заказчиков. Представителям отрасли необходимо задуматься о выборе или даже целенаправленном «культивировании» таких прецедентов.

В статье использован материал консалтинговой компании McKinsey

Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей