Прогноз развития мирового рынка биоэтанола. Проблемы индустрии.

13.10.200854430


Прогноз мирового потребления биоэтанола, млн. литров

Ожидается, что на этанол будет приходиться основная часть роста потребления биотоплива в мире, так как затраты на его производство будут сокращаться быстрее, чем на производство биодизельного топлива.

Новые технологии в области производства биотоплива, в частности, производство этанола из лигноцеллюлозы, позволят решить эту проблему. Тем не менее, для того, чтобы эти технологии стали коммерчески жизнеспособными, необходимо решить значительные технические проблемы.

Согласно оптимистическому прогнозу ожидаемый объем производства биоэтанола в мире в 2020 г. составит 281,5 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в 2008-2020 гг. составит 12,8%.

Согласно пессимистическому прогнозу ожидаемый объем потребления биоэтанола в мире в 2020 г. составит 187,5 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в 2008-2020 гг. составит 10,0%.

В обоих сценариях в 2020 г. объем мировой торговли будет составлять до 10% от мирового объема производства. Лидерами по-прежнему останутся США и Бразилия, их доля в сумме в мировом производстве к 2020 г. будет составлять от 55 до 65%.

США

Согласно оптимистическому прогнозу производство этанола в США увеличится в рассматриваемый период в 2 раза. При этом в 2008 г. прирост по отношению к предыдущему году составит 40%, после чего темпы роста замедлятся. Эти прогнозные показатели значительно превышают требования, предусмотренные в Стандарте возобновляемого топлива США. Пессимистический прогноз более соответствует требованиям, предусмотренным в RFS США.

Согласно оптимистическому прогнозу ожидаемый объем потребления биоэтанола в США в 2020 г. составит 111,4 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в США с 2008 г. по 2020 г. составит 9,7%.

Согласно пессимистическому прогнозу ожидаемый объем потребления биоэтанола в США в 2020 г. составит 90,1 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в США с 2008 г. по 2020 г. составит 8,4%.

В обоих сценариях внутренне потребление биоэтанола будет практически полностью обеспечиваться собственным производством.

Бразилия

Оптимистический вариант развития внутреннего рынка биоэтанола в Бразилии составлен на основе того, что в стране будет осуществлен постепенный переход на потребление смеси бензина с этанолом с содержанием последнего как минимум 85%.

Пессимистический – с содержанием биоэтанола от 25 до 85%. В обоих вариантах расчет потребления биоэтанола проводился с учетом существующих темпов роста потребления бензина в стране.

Согласно оптимистическому прогнозу ожидаемый объем потребления биоэтанола в Бразилии в 2020 г. составит 54,0 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в США с 2008 г. по 2020 г. составит 9,6%.

Согласно пессимистическому прогнозу ожидаемый объем потребления биоэтанола в Бразилии в 2020 г. составит 30,6 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в США с 2008 г. по 2020 г. составит 5,4%.

В обоих сценариях внутренне потребление биоэтанола будет практически полностью обеспечиваться собственным производством. Кроме того ожидается, что значительные объемы (до 15% от объема производства) биоэтанола будут экспортироваться.

ЕС

В ЕС была принята Директива, устанавливающая цели замещения жидкого топлива биотопливом (биоэтанол, биодизель) – 2% к 2005 году, 5,75% к 2010 году и 10% к 2020 году. ЕС готов к 2020 году заменить 10% рынка автотранспортного горючего на биотопливо, однако отмечается, что для эффективного развития этого рынка потребуется организация сырьевого импорта из третьих стран.

В настоящее время действующие мощности по производству биоэтанола в ЕС составляют более 3,5 млрд. литров в год. В ближайшие 3 года объем производственных мощностей может быть увеличен до 6,5 млрд. литров в год.

Согласно оптимистическому прогнозу ожидаемый объем потребления биоэтанола в ЕС в 2020 г. составит 10 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в ЕС с 2008 г. по 2020 г. составит 8,7%. Согласно пессимистическому прогнозу ожидаемый объем потребления биоэтанола в ЕС в 2020 г. составит 7 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в ЕС с 2007 г. по 2017 г. составит 5,6%. В обоих сценариях потребность ЕС в биоэтаноле частично будет компенсироваться импортными поставками в размере от 10 до 25% от емкости рынка.

Китай

В 2006 г. Национальная Комиссия Развития и Реформ Китая опубликовала 5-летний план, в котором была установлена цель – увеличить ежегодное производство этанола до 6 млрд. литров к 2010 г. Правительство Китая, опасаясь увеличения цен на зерновые, не утвердило план.

Аналитики прогнозируют увеличение до 2016 г. производства этанола в Китае, в основном из кукурузы, до 3,5 млрд. литров. Это в 2,5 раз превышает показатель 2008 г. За аналогичный период потребление кукурузы этаноловой отраслью возрастет в 2,6 раза до 9 млн. тонн.

Кроме того Китай может еще увеличить производство этанола на 1,5-2,0 млрд. литров, используя маниоку, сорго, рис и другое сырьё.

Согласно оптимистическому прогнозу ожидаемый объем потребления биоэтанола в Китае в 2020 г. составит 7,4 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в Китае с 2008 г. по 2020 г. составит 10,6%.

Согласно пессимистическому прогнозу ожидаемый объем потребления биоэтанола в Китае в 2020 г. составит 5,6 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в Китае с 2008 г. по 2020 г. составит 8,5%.

В обоих сценариях внутренне потребление биоэтанола будет полностью обеспечиваться собственным производством.

Россия

Для развития внутреннего потребления биоэтанола и его экспорта необходима государственная поддержка развития производства биоэтанола в России, и в первую очередь в области законодательно и нормативно-правового обеспечения, которое должно включить в себя разработку нормативных документов, а именно национального стандарта на денатурированный топливный этанол, и изменение налогообложения биотопливных продуктов.

На сегодняшний день, биоэтанол рассматривается в системе налогообложения РФ не как компонент моторного топлива, а как спиртосодержащий продукт, облагаемый непомерно высоким акцизом. Первый шаг, необходимый для развития производства топливного биоэтанола в России – отмена акциза на биоэтанол. Следующим этапом государственной поддержки может стать стимулирование производства бензина с улучшенными характеристиками, так как даже использование биоэтанола в смеси с обычным топливом, способствует улучшению экологических характеристик последнего.

Основным препятствием на пути внедрения топливного биоэтанола в России является наличие высокого акциза на любую спиртосодержащую продукцию, что приводит к существенному повышению его стоимости и делает производство этого вида топлива для потребления на внутреннем рынке не рентабельным. Возможно использование биоэтанола в качестве присадки, повышающей октановое число и экологические характеристики бензина, или в качестве исходного продукта для производства ЭТБЭ. Но и здесь существует ряд проблем:

- Во-первых, необходимость обеспечения автозаправок установками для смешивания бензина и биоэтанола. Выполнение этой операции непосредственно на нефтеперерабатывающем заводе затруднено жестким требованием исключения попадания воды в смесь бензина с этанолом, наличие которой даже в небольших количествах приводит к расслоению получаемой смеси бензина с этанолом.

- Во-вторых, применение в России биоэтанольных присадок, ограничивается невысоким спросом на топлива с улучшенными характеристиками, связанным с неготовностью к их использованию российской автомобильной промышленностью.

По мнению экспертов, основным направлением сбыта биоэтанола, производимого в России, должен стать его экспорт в страны ЕС и Японию, где на сегодняшний день действуют льготы на ввозимый биоэтанол, что позволит производству данного продукта стать экономически эффективным.

Предполагается, что первый завод по производству биоэтанола в России, строительство которого началось в ноябре 2006 г. в Омской области, в ближайшее время вступит в строй. Производственная мощность биокомплекса составляет 190 млн. литров биоэтанола в год. На первом этапе производимые на предприятии биоэтанол и ЭТБЭ планируется экспортировать. Эти продукты широко востребованы в государствах ЕС и в некоторых странах Южно-Азиатского региона.

Необходимость использования биоэтанола в России во многом связана с потребностями российских производителей бензина и дизельного топлива. В данный момент лишь «ЛУКОЙЛ» и «Газпромнефть» проявили интерес к закупкам биоэтанола.

Кроме начавшегося строительства завода по производству биоэтанола в Омской области, различными компаниями в России рассматриваются, как минимум еще пять проектов заводов общей мощностью более 900 млн. литров биоэтанола в год.

К сожалению, в настоящее время довольно сложно определить степень государственной поддержки российского рынка биоэтанола в будущем. Компанией Abercade подготовлено два сценария развития российского рынка биоэтанола:

- оптимистический прогноз – высокая степень государственной поддержки рынка, например:
- включение заводов по производству биоэтанола в приоритетный национальный проект «Развитие АПК» с компенсацией процентной ставки по кредиту из федерального бюджета в размере до 100%, включая объекты, связанные одной технологической цепочкой (co-products) с основным производством, а также создание и поддержание инфраструктуры;
- принятие закона «О снижении загрязнения воздуха в мегаполисах», устанавливающий обязательное наличие, по крайней мере, 5% биоэтанола в автомобильном топливе;
- предоставление субсидий производителям сельскохозяйственного сырья, используемого для производства биоэтанола;
- предоставление в соответствии с региональным законодательством льготы по налогам и сборам;

- пессимистический прогноз – низкая степень государственной поддержки рынка.

Тем не менее, наиболее вероятно, что 2010-2011 гг. станут переломными для российского рынка биоэтанола.

Российский автопарк растет в последние годы довольно высокими темпами. По оценкам МАДИ, потребление бензина в России вырастет с 27 млн. тонн (при профиците производства в 4 млн. тонн) в 2006 году примерно до 38 млн. тонн (при дефиците производства в 6 млн. тонн) в 2015 году.

Эксперты отмечают, что дефицит бензинов может возникнуть уже в 2010 году, когда спрос и производство топлива практически сравняются. Именно в это время Россию ждет резкий скачок цен, связанный с превышением спроса над предложением и необходимостью импорта топлива, либо введение нормированного отпуска бензина – а это, в свою очередь, приведет к развитию теневого рынка.

Кроме того, новый спрос будет преимущественно предъявляться на хорошие автомобили, которые используют бензин с октановым числом 95 и выше. В структуре продаж автомобилей в России уже произошел перелом – в 2005 году доля продукции отечественной автомобильной промышленности упала ниже 50%, хотя ее доля в автопарке все еще составляет 75-80%. А это значит, что к 2010-2012 годам, по-видимому, произойдет качественное изменение структуры спроса на топливо в сторону высокооктановых марок бензина. Применение биоэтанола и ЭТБЭ в качестве присадок к бензинам, может в некоторой степени нивелировать обозначившиеся проблемы российского рынка бензинов: несколько сократит дефицит бензина и позволит повысить качество низкооктановых бензинов.

Согласно оптимистическому и пессимистическому прогнозам ожидаемый объем потребления биоэтанола в России в 2020 г. составит 3,3 и 1,0 млрд. литров соответственно. В обоих сценариях потребление будет полностью обеспечиваться внутренним производством. Согласно оптимистическому и пессимистическому прогнозам совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в России с 2009 г. по 2020 г. составит 47,5 и 33,4% соответственно. В обоих сценариях внутренне потребление биоэтанола будет полностью обеспечиваться собственным производством. Кроме того, ожидается, что значительные объемы биоэтанола будут экспортироваться в страны Европы и Азии.

Проблемы мировой индустрии биотоплива

Индустрии топливного этанола грозит первый структурный кризис. Эксперты ставят под сомнение экологическую выгоду производства этанола и экономическую целесообразность отрасли, а некоторые обвиняют ее в повышении цен на сельхозпродукты. По мнению наблюдателей, чтобы избежать серьезного кризиса перепроизводства, экологических проблем и повышения цен на продукты питания, игрокам индустрии топливного этанола необходимо принимать срочные меры.

Первый и главный аргумент противников топливного этанола заключается в том, что на его изготовление расходуются пшеница, кукуруза и прочие сельскохозяйственные культуры, в то время как миллионы жителей Земли страдают от голода. Кроме того, эксперты считают, что именно активизация производителей биологического топлива привела к росту цен на продовольствие, а единственным выходом из сложившейся ситуации является остановка его производства. С таким радикальным подходом согласны далеко не все специалисты. Объемы зерновых, идущие на производство биологического топлива, гораздо меньше общих показателей урожая и стать причиной продовольственного кризиса просто не могут. Производство биотоплива еще не так сильно развито, чтобы оказывать влияние на мировой рынок продовольствия. Сейчас его производство можно назвать экспериментальным.

В свою очередь, председатель FAS USDA Chuck Conner отметил, что роль индустрии биотоплива в росте цен на продовольствие не так высока. Например, в Бразилии инфляция снизилась из-за рекордного производства топливного этанола. Дешевый этанол приводит к снижению цен во всех отраслях промышленности Бразилии. Однако, производство этанола из кукурузы менее эффективно, чем из сахарного тростника. Но даже в этом случае производство этанола влияет на цену кукурузы меньше, чем цены на нефть.

Доля кукурузы, или зерна в стоимости конечного продукта незначительна, тогда как при посадке, выращивании, уборке, доставке, переработке, упаковке, доставке готовой продукции к потребителю тратится большое количество энергии. Например, в странах Евросоюза на стоимость зерна в готовом хлебе приходится всего 1-5%. Поэтому рост цен на нефть приводит к росту затрат по всей цепочке выращивания, производства, доставки. В США стоимость продовольствия росла в среднем на 2,7% в год за последнее трехлетие. По мнению USDA основная причина этого — высокие цены на нефть.

Вторым аргументом противников биотоплива является отсутствие экологического эффекта. Множество экспертов полагает, что быстрая переориентация мирового энергетического рынка на биологические виды топлива может существенно подорвать экологический баланс на планете. Во многих регионах планеты при производстве биотоплива используются грязные технологии, которые более опасны, чем выбросы современных нефтеперерабатывающих предприятий. Уже сейчас в странах Южной Америки, быстро увеличивающих масштабы выращивания сельскохозяйственных культур под производство биотоплива, обозначились негативные тенденции. Под плантации энергетического сырья уничтожаются леса Центральной Америки. Фермеры, в погоне за прибылью, продают все большее количество сельхозпродукции энергетикам, что привело к дефициту продовольственного зерна в некоторых регионах. Прикрываясь непищевым назначением сельскохозяйственных культур, аграрии в больших объемах используют вредные химические удобрения. Без выработки единых международных правил, ограничивающих негативное влияние на экосистемы планеты, многие регионы мира могут оказаться на грани экологической и продовольственной катастрофы.

В связи с этим наблюдатели все чаще говорят о том, что компаниям, занятым в производстве этанола, а также правительствам необходимо искать срочные меры для выхода из сложившейся ситуации и предотвращения возможного кризиса – первого структурного кризиса индустрии топливного этанола. Компаниям, занимающимся производством биоэтанола, необходима консолидация, как в свое время происходило с производителями других энергоносителей – нефти, газа. По мнению экспертов это позволит более крупным производителям эффективнее размещать производство сырья в районах, предназначенных для этого, и решать проблемы, возникающие в процессе производства этанола.


Материал предоставлен
Исследовательской компанией Abercade


Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей