Противоречивый рост
2297
0
Противоречивый рост
Федеральная служба государственной статистики в среду, первого сентября, порадовала россиян хорошими новостями. Профицит федерального бюджета России в I полугодии 2004 года составил 354,1 млрд. рублей (в I полугодии 2003 года профицит федерального бюджета страны равнялся 184,2 млрд. рублей).
Неужели трудные времена позади и мы уверенно движемся к удвоению ВВП? На наш взгляд, дела обстоят не столь оптимистично. Чтобы понять это, повнимательнее проанализируем структуру доходов и расходов бюджета.
Доходы федерального бюджета за 6 месяцев 2004 года выросли до 1 трлн. 538,7 млрд. рублей против 1 трлн. 243,9 млрд. в январе-июне 2003 года. Из этой суммы на долю налоговых доходов пришлось 1 трлн. 206,9 млрд. рублей против 968,1 млрд. годом раньше.
Расходы федерального бюджета (включая финансовую помощь бюджетам других уровней) увеличились в январе-июне 2004 года до 1 трлн. 184,6 млрд. рублей против 1 трлн. 059,7 млрд. в январе-июне 2003 года.
В структуре доходов федерального бюджета в I полугодии 2004 года поступления НДС составили 473,8 млрд. рублей, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции – 366,3 млрд., платежи за пользование природными ресурсами – 193,6 млрд., налог на прибыль предприятий – 96,3 млрд., акцизы – 71,8 млрд. Неналоговых доходов получено 112,8 млрд. рублей, доходов целевых бюджетных фондов – 7,5 млрд., единого социального налога – 211,4 млрд.
Как видно из структуры доходов, по-прежнему значительную роль играют платежи за пользование природными ресурсами, а если к этому добавить еще и налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции (в которых основную долю составляет сырьевой сектор), то становится очевидным, что экономика по-прежнему носит сырьевую ориентацию.
Рост же доходов бюджета объясняется ростом мировых цен на нефть. Этим объясняются прогнозы правительственных экономистов о замедлении темпов роста в следующем квартале, которые хорошо согласуются с прогнозом падения цен на нефть к концу года.
Логика нефтедобывающих предприятий понятна – пока на мировом рынке растет цена на нефть, нужно экспортировать ее как можно больше. Непонятна позиция правительства, которое не установило квот на продажу нефти на внутреннем рынке. В результате на российском рынке и сложился дефицит сырья, который, естественно, вызвал небывалый рост цен на энергоносители. А до недавнего времени это являлось одним из ключевых конкурентных преимуществ российских предприятий.
В структуре расходов федерального бюджета в январе-июне преобладали затраты на национальную оборону – 192,6 млрд. рублей, социально- культурные мероприятия – 158,6 млрд., правоохранительную деятельность и обеспечение госбезопасности – 136,8 млрд., обслуживание государственного и муниципального долга – 106,8 млрд. Финансовая помощь бюджетам других уровней составила 411,3 млрд. рублей, расходы целевых бюджетных фондов – 4,4 млрд. На промышленность, энергетику и строительство направлено 20,3 млрд., на дорожное хозяйство – 17,3 млрд. рублей.
Чтобы понять, почему это происходит и каким будет рост во втором полугодии (хотя уже сейчас правительственные экономисты признают, что темпы роста замедлятся), следует проанализировать расходную часть, ведь именно здесь создается потенциал для будущего роста. В ней основную долю составили расходы на оборону, безопасность, социально-культурные и правоохранительные мероприятия. Но эти расходы, в отличие от инвестиций в реальный сектор экономики, не могут служить базой для наращивания экономического потенциала. Потенциал будущего роста экономики, инновационной сферы и, в частности, биотехнологии, заложен в целевых программах и расходах на промышленность, а в бюджете расходов они вместе составляют 24,7 млрд., т.е. менее 5%.
Тем не менее, руководители промышленных предприятий настроены оптимистически: в ближайшие 3-4 месяца большинство из них (90%) не предполагают снижения объемов производства, в том числе 37% ожидают их роста. Об этом свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики РФ, составленные на основе обследования деловой активности, в котором участвовали 1093 промышленные организации. Наблюдается увеличение индекса предпринимательской уверенности в отраслях цветной металлургии, в химической и нефтехимической промышленности, в пищевой промышленности. К сожалению, не так хорошо обстоят дела в лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и легкой промышленности. Мнение директоров биотехнологических, фармакологических и других сходных по профилю предприятий в отчет не попало. По очевидным причинам.
Подводя итог, хочется отметить, что ситуация действительно очень благоприятная и сырьевой сектор мог бы стать локомотивом экономики, если бы правительство использовало профицит бюджета для стимулирования развития перспективных направлений, но, к сожалению, как показывает анализ бюджета, этого не происходит.
В статье использованы материалы akm.ru




