Спиртоходы


Краткая история
1876 год.
Николас Отто создал первый двигатель внутреннего сгорания, работавший на этаноле.
1908 год.
Генри Форд выпускает свою знаменитую «Модель Т» – первый массовый автомобиль, который мог работать на бензине, этаноле или их смеси.
1923 год.
Компания Standard Oil первой начала добавлять в бензин 6–12 процентов этанола, чтобы повысить октановое число и улучшить работу двигателей.
1997 год.
Крупнейшие автопроизводители США начали выпуск автомобилей, изначально способных использовать в качестве топлива бензиново-этаноловую смесь E85.
«А вот попробовать этанол не удастся», – улыбается президент компании «Баско» Александр Сутягинский. Действительно, только что достроенный на севере Казахстана комплекс «Биохим» пока работает на холостом ходу. Но уже в следующем году здесь планируется выпустить до 60 тысяч тонн жидкости, способной улучшить качество заливаемого в баки автомобилей бензина, а в перспективе и вовсе заменить его. Но кому в голову придет пробовать топливо? Желающие могли бы и найтись, ведь этанол – это не что иное, как абсолютированный, то есть практически стоградусный, спирт.
То, что бензин в Москве дороже, чем в США, вы наверняка слышали. Если нет, подскажу: средняя цена литра Аи-92 в российской столице составляет сейчас 19,4 рубля. В США за литр такого же бензина просят, в пересчете на рубли, 18,8 рубля. Но почему так происходит? Ну, жадность обобравших народ олигархов – это понятно. Но бензин в США дешевле еще и потому, что его там разбавляют. Нет, не ослиной мочой, а спиртом. У «коктейля» и цена не так велика, и воздух бегающие на нем машины портят куда меньше.
Спиртоходы
Заправлять машины спиртом начали едва ли не раньше, чем бензином. В начале XX века два топлива то конкурировали между собой, то заливались в баки автомобилей в виде смеси. Однако затем интерес к «спиртоходам» упал. Нефтяные месторождения казались неисчерпаемыми, бензин стал дешев, а потому делиться спиртом с машинами сочли неразумным.
Резкое подорожание нефти заставило вспомнить о езде «под градусом». Уже после нефтяного эмбарго 1970-х годов массовое производство «спиртового» топлива развернули в США, Бразилии, Швеции и ряде других стран. По мере роста нефтяных цен росла и доля спирта в горючем. Вскоре с конвейеров начали сходить машины, способные передвигаться на практически чистом спирте (распространенная в США смесь E85 на 85 процентов состоит из этилового спирта). Сейчас среди «спиртоходов» можно найти не только «бюджетные» «Форды» или «Фиаты», но даже дорогущий Koenigsegg CCX. А десятипроцентный E10 и вовсе можно заливать в баки всех современных машин.
В чем выгода
Главное достоинство спиртосодержащего топлива в том, что в выхлопе работающего на нем автомобиля заметно снижается процент разного рода вредных веществ. И в гараже дышать легче, и участником борьбы с глобальным потеплением себя считать можно. Мало? Есть и другие плюсы. Во-первых, после сгорания «проспиртованного» бензина в топливной системе остается меньше грязи. Во-вторых, зимой спирт служит не только топливом, но и присадкой-антифризом. В-третьих, добавка этанола повышает октановое число топлива, ведь сам спирт – это что-то вроде Аи-113. И, наконец, «алкогольное» топливо обходится дешевле обычного бензина.

А что у нас
В России автомобили «под градусом» пока не ездят. И не потому, что нельзя. Можно. «АвтоВАЗ» уже несколько лет назад разрешил заправлять свои машины бензином с пятипроцентным содержанием этанола. А Госстандарт в январе 2004 года утвердил ГОСТ на бензанол, то есть бензин с добавкой 10 процентов спирта. Вот только на заправках его не найти. Год назад, правда, обещали, что установят колонки с бензанолом на столичных АЗС. Но заводов, готовых начать выпуск нового топлива, так и не нашлось.
Теперь ситуация может измениться. Пионером российского рынка альтернативного топлива готовится стать омская группа компаний «Титан». Именно она на паях с казахской «Баско» и выстроила комплекс «Биохим». Первый во всем СНГ завод по производству топливного спирта. Пока в Казахстане, на бывшей целине, где достаточно зерна, необходимого для выработки спирта. Но это, по мнению «пионеров», только начало. «Наш комплекс положит начало строительству аналогичных заводов в России. Думаю, что уже в ближайшие годы у нас в стране появится 10–15 выпускающих биоэтанол предприятий», – уверен генеральный директор ГК «Титан» Михаил Сутягинский. И это, скорее всего, так. Только в этом году стало известно о проектах по строительству заводов для производства топливного этанола в Волгограде, Тамбове, Липецке. Так что уже через пару лет бензину придется потесниться.
Правда, лишь в том случае, если власти отменят абсурдное положение, по которому этанольный бензин считается спиртосодержащей жидкостью, за которую нужно платить акциз. (Этанол с «Биохима» пока планируется перерабатывать на омском заводе «Экоойл» в этилтретбутиловый эфир, добавку для высокооктановых бензинов.) Если же депутаты и министры предпочтут и дальше выступать с заявлениями и проводить встречи, то на российском «спирте» будут ездить в Европе. Или в том же Казахстане, где уже в следующем году планируется принять закон об обязательной добавке этанола в весь продаваемый бензин. Нам же останется только следить за сменой ценников на АЗС да нюхать вонючие выхлопы.
Рекорды «под градусом»
В середине августа нынешнего года пилот автомобиля Chevy So-Cal Cobalt SS установил новый рекорд скорости для «спиртовых» автомобилей. На проложенной по дну высохшего соляного озера Бонневиль (США) трассе он сумел разогнать машину до 218,392 миль, или 349,427 километра в час. До сих пор отметка в 200 миль в час ни одному автомобилю «на спирту» еще не покорялась.Не меньшее внимание привлекает другая уникальная способность «автоспиртовок» – экономичность. В мае 2006 года французский автомобиль «Микроджоуль» доказал, что всего на одном литре этанола он может проехать аж 2885 километров. Ни одному бензиновому автомобилю такое оказалось не под силу.
В тему
– А твоя машина тоже на газированной воде? – спросил Незнайка.
– Нет, моя на спирту. В цилиндр, понимаешь, засасываются пары спирта и поджигаются электрической искрой. Пары, сгорая, расширяются и толкают поршень, а поршень вертит колеса. Машина может работать и на бензине, но от бензина в воздухе остается не очень приятный запах. От спирта же никакого запаха не остается. А то есть машины, которые работают на мазуте, так те – фу-у!
(Николай НОСОВ. «Незнайка в Солнечном городе», 1958 год)
«Есть уже проекты выработки биоэтанола... Но, я полагаю, на нынешнем этапе это чисто государственная задача. Здесь закоперщиком должно стать Минпромэнерго, надо разработать специальную федеральную программу. Ясно, что вот это ресурсное проклятие – наличие углеводородов в таком большом объеме, которое висит над нами, – нас расслабляет и развращает. Да, развращает, поскольку мы не занимаемся вопросом альтернативных видов топлива. А ведь сейчас сама экономика уже подвела к тому, что надо заниматься...»
(Алексей ГОРДЕЕВ, министр сельского хозяйства РФ)
Сергей Воронов, «РОДНАЯ ГАЗЕТА», 5 октября 2006
