«Биолар»: все краски будущего

22.06.200550160
В далекие 60-е, когда в СССР вслед за электрификацией, коллективизацией и индустриализацией была объявлена «всеобщая химизация», на торфяных болотах латвийского поселка Олайне выросли сразу три гиганта - «Биохимреактив», Олайнский фармацевтический завод и завод по переработке пластмасс. Распад Союза оказался для них тяжелым испытанием, которое каждый преодолел по-своему. «Биохимреактив» выжил и превратился в «Биолар» - предприятие, которое сегодня выпускает продукцию более ста наименований, экспортируя ее по всему миру. Планы компании для непосвященного - научная фантастика, а между тем за ними трезвый расчет и точное видение перспективы.


Юрий Петрович Данилко, нынешний президент «Биолара», знает свое производство наизусть, отработав в «химии» не один десяток лет. Он окончил Рижский политехнический институт по специальности инженер-механик химических производств и по распределению попал на Рижский лакокрасочный завод, где прошел длинную карьерную лестницу от начальника смены цеха металлотары до замдиректора.

От разбитого корыта

В 1990-м, в день своего 20-летия работы на заводе, Юрий Данилко в силу разных причин его покинул, оказавшись в совершенно свободном плавании. Уходил не на пустое место - у него уже тогда был кооператив «Нитра», кстати, один из старейших в Латвии, и заниматься он стал тем, что знал лучше всего - налаживать химическое производство. Затем его пригласили на «Биолар», где встала непростая задача - приспособить к жизни предприятие, которое некогда имело 3000 сотрудников, выпускало 1500 наименований товара, но оказалось совершенно недееспособно в новых условиях. К моменту приватизации на заводе работало 25 человек и он еле-еле дышал - перебиваясь на случайных заказах, торговле металлоломом, распродавая оборудование.

Как выяснилось, предприятие вместе с исторической родиной утратило право на производство части своей продукции. К несчастью (а может, и к счастью), провалилась главная надежда новой команды - попытка наладить выпуск акриловой дисперсии. «Умерло» и мощнейшее медицинское направление «Биохимреактива»: пришлось отказаться от выпуска фенибута, входившего в аптечку космонавтов, знаменитого лизоцима - базы для многих эффективнейших антиожоговых средств. «Биолар» - наследник разве что былой славы своего родителя - оказался у разбитого корыта.

Действительность. Лакированная и красочная

Спасением стало то, что удалось сохранить гордость «Биолара» - костяк профессионалов, которые в совершенстве знали свое дело. Один из них - директор по науке и производству и химик от бога Янис Ошис - предложил наладить выпуск порофора - катализатора для синтеза акриловой смолы, используемой в производстве фасадных красок. Первым на постсоветском пространстве «Биолар» освоил выпуск сиккативов для сушки красок, и сегодня именно на его продукции работают Лидский и Минский лакокрасочные заводы, киевская «Лакма», «Ярославские краски» и многие другие предприятия.

Именно лакокрасочное направление стало базой для возрождения предприятия, годовой оборот которого сейчас достигает 10 миллионов латов. Границы Латвии ему давно стали тесны. Скажем, по выпуску профессиональных быстросохнущих антикоррозийных систем завод конкурирует с такими громкими брендами, как Sadolin и Teknos. Еще «Биолар» выпускает акриловые смолы для фасадных и дорожных красок, эпоксидно-фенольные лаки и эмали для консервной промышленности и еще длинный список продукции, которая по качеству готова тягаться с лучшими мировыми образцами и более чем конкурентоспособна по цене.

Недавно на предприятии был разработан новый лак «Эко» (один из его авторов - знаменитейший и авторитетнейший лакокрасочник Александр Ручкин), в котором содержание свободного формальдегида равно нулю, а растворители и спирты заменены на биопродукты. И если по лаку и краске в Латвии «Биолар» все же ведет непрерывное капсоревнование со своим давним другом-соперником Рижским ЛКЗ, то в химии ему равных по большому счету нет. Тут поиски новых технологий заходят так далеко, что сегодня многие разработки компании кажутся почти фантастическими, хотя за ними будущее, причем не такое уж далекое, убежден Юрий Данилко.

Рапс, грибы и молочная кислота

Команда на «Биоларе» работает творческая и смелая, здесь все время ищут новые возможности развития. Было дело, выпускали мицелий - другими словами, рассаду для грибов, тех самых шитаки и вешенок, что так экзотично смотрятся на полках наших супермаркетов. Но в конце концов решили, что этот бизнес выгоден только при полном цикле производства, а для этого у завода просто не хватило людей. Однако мнения, что выгодны прежде всего наукоемкие и сложные технологии, там не изменили.

Так, исходя из этого пять лет назад «Биолар» приватизировал завод лимонной кислоты. Попробовали возродить производство, но поняли, что в Латвии хоть и недорогое сырье и дешевая рабочая сила, но конкурировать с китайцами получится вряд ли. Ставку все-таки надо делать на биотехнологии, считают в компании, в мире на научные разработки в этой сфере тратятся миллиарды долларов. В конце концов углеводородное сырье, т. е. привычные нам сейчас нефть и газ, все равно рано или поздно закончится, а потребности человечества в энергоресурсах все время растут.

Сейчас «Биолар» вплотную занимается разработкой производства молочной кислоты. Удастся найти дешевый способ ее получения, а от этого по цепочке пойдут эфиры - мономеры - полимеры, т. е. сырье совершенно нового типа.

- Вот вы можете не поверить, а ведь не так уж далек тот день, когда, купив в магазине продукты в полиэтиленовой упаковке, вы спокойно бросите ее на грядку на дачном участке, а спустя пару лет на этом месте вырастут чудесные помидоры, - увлеченно рассказывает президент «Биолара».

Конечно, это будет не завтра, но отнюдь и не в следующем веке. Точных прогнозов никто давать не возьмется, но это вопрос ближайшего десятилетия-двух, считает Юрий Данилко. И «Биолар» совершенно не собирается быть в стороне от новой технологической революции.

Кстати, здесь внимательно изучили и вопрос о возможностях налаживания собственного производства биэтанола, правда, еще присматриваются. Пытаются наладить выпуск новых, современных связующих для водных эмалей и красок. Есть кое-какие наметки по возрождению меднаправления - все-таки не зря ж оно так славилось. Словом, жизнь на месте не стоит и по-другому сегодня предприятию не выжить, а «Биолар» не только не собирается сдаваться, но готов конкурировать и на восточном и на западном рынках. Все данные у него для этого есть.

Забор - это искусство

Почему-то все считают, что нет ничего более простого и примитивного, чем краска для забора, недоумевает Юрий Петрович. Приходят люди в магазин и просят: «Да мне чего подешвле-попроще - забор деревянный на участке подновить!»

Оказывается, мало того что дерево - капризный и непростой материал, так ведь еще и сам забор имеет различные плоскости (вертикальные доски и горизонтальные лаги), а значит, подход должен быть особый. Внешняя простота иногда очень обманчива...

Но главное - у «Биолара» найдется отличная краска и для деревянного забора!

На злобу дня

Кадры - пожалуй, это одно из самых слабых мест в немаленьких планах развития. Проблема стоит очень остро. По словам Юрия Данилко, квалифицированных специалистов найти очень сложно, есть профи старой и прочной закалки, есть еще зеленые новички, не хватает «золотой середины» - еще активного и уже опытного поколения 30- 40-летних.

Инвестиции - к ним в компании относятся осторожно. Понимают, что не обойтись, но лишние кредиты предпочитают не брать. Есть и свои принципы экономии - использование не нового, но очень хорошего оборудования. Сейчас такое найти можно, и это последствия глобализации: крупные корпорации скупают и закрывают малышей, и «начинку» последних можно приобрести по специальной цене.

Риски - конечно, есть. Как и в любом бизнесе. Компания чувствительна к валютным колебаниям, однако старается сыграть на том, что работает и на долларовом, и на еврорынке. Маневрирует. И конечно, не забывает раскладывать проекты в разные корзины. Например, неплохая статья доходов - собственные таможенные склады.

Европейские нормы - непросто с ними. Приходится привыкать и пристраиваться. А куда денешься?

Конкуренция - с крупными транснациональными корпорациями тягаться, конечно, невозможно, да и на своем поле игроков хватает. Но руководство компании гигантизмом не страдает, считая: в наших условиях небольшому, но современному и отлаженному производству работать легче.

Елена Титова, http://www.chas-daily.com

Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей