Тезисы докладов и выступлений участников круглого стола

14.02.200530070
«Законодательное обеспечение развития биотехнологической отрасли промышленности»
(Государственная Дума и Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, Москва, 8 февраля 2005 года

Полный текст всех докладов в виде архива можно скачать по ссылке в конце этой статьи.

Самый интересный, на наш взгляд, доклад мы приводим полностью.

К.Г.Скрябин, академик РАСХН, директор Центра «Биоинженерия» РАН.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АГРОБИОТЕХНОЛОГИИ


В «Повестке дня на XXI век» (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) биотехнология определена как «растущая наукоемкая область – комплекс методов, дающих человеку возможность целенаправленно изменять структуру генетического материала растений, животных и микроорганизмов с выходом на получение ценных продуктов и технологий».

10 лет спустя важнейший политический документ ЕС «Науки о жизни и биотехнология – Стратегия для Европы» декларировал, что «В области сельского хозяйства и производства продовольствия биотехнология обладает потенциалом, позволяющим повысить качество продовольствия и оказать благотворное действие на окружающую среду благодаря использованию усовершенствованных сельскохозяйственных культур…. Для культур с модифицированной резистентностью зафиксировано значительное сокращение использования пестицидов. Усиление природной устойчивости растений и животных к заболеваниям или стрессу может повести к уменьшению использования химических пестицидов, удобрений и химикалиев и усиленному использованию сберегающих способов обработки почвы и, следовательно, – к более устойчивой земледельческой практике, уменьшающей эрозию почв и оказывающей благотворное влияние на окружающую среду. …биотехнология послужит одним из важных инструментов в борьбе с голодом и недоеданием, в обеспечении продовольствием растущего народонаселения при уменьшении ущерба для окружающей среды».

Современная агробиотехнология представляет собой реальный технологический прорыв. Трансгенные культуры выращиваются сейчас в коммерческих целях на всех континентах: в Северной и Латинской Америке, Азии, Океании, Западной и Восточной Европе, Китае и Индии. Уже сегодня чистый доход от новых технологий составил в США -1,9 млрд. долл. (2003 г.), в Аргентине – 1,7 млрд.долл. (2002 г); по прогнозу, в 2010 г. Китай получит 5 млрд.долл. Имеются данные по улучшению состояния окружающей среды и получению реальных социальных выгод. Сохранены 1,5 млрд.га мировых пахотных земель в условиях, благодаря возможности сбора большего урожая генетически модифицированных (ГМ) культур на меньшей площади; в Китае сократились случаи тяжелой аллергии, провоцируемой ручным распылением пестицидов. Достигнута экономия средств из-за снижения расхода гербицидов на 42,8% на га – в Канаде ( ГМ-рапс) и в целом – на 13,0 млн.кг в США ( ГМ-соя); а также за счет уменьшения потребления топлива на 31, 2 млн. л (Канада, ГМ-рапс).

Иллюстрацией поступательного и неуклонного развития мировой агро– биотехнологии служат объективные экспертные оценки, по которым в 2004 г под ГМ-культурами оказались занятыми 81 млн.га, их рекордный прирост в прошлом году составил 20% (13.3 млн. га), по сравнению с 15 % – в 2003 г.

По одному лишь критерию – площадь посевов трансгенных сортов должна быть cвыше 50.000 га – в мире выделяют сейчас 14 «мега-стран». Это – США, Аргентина, Канада, Бразилия, Китай, Парагвай, Индия, Южная Африка, Австралия, Румыния, Мексика, Испания и Филиппины. Приоритетными являются 4 биотехнологические культуры: соя, кукуруза, хлопчатник и канола (масличный рапс) с устойчивостью к гербицидам и насекомым-вредителям. По прогнозу, общий рынок ГМ-сельхозпродукции достигнет к 2014 г. 210 млрд долл. США.

Исторически беспрецедентная скорость внедрения трансгенных растений в практику сельского хозяйства за рубежом указывает на объективный спрос и доверие к модифицированным сортам у 8,5 млн фермеров из 17 стран, о признании преимуществ новых ГМ-линий перед традиционными.

Тем не менее, развитию агробиотехнологии противостоят оппоненты с их интуитивными опасениями потенциальных негативных последствий выпуска ГМО в окружающую среду и на рынок.

Учитывая то, что каждая революционизирующая технология несет как социально-экономические выгоды, так и потенциальные риски, мировое сообщество и международные организации (ООН, ЮНЕП, ОЭСР, ЕС, ФАО, ВОЗ) выработало в своих документах и соглашениях ( Конвенция ООН о биологическом разнообразии, Картахенский протокол по биобезопасности, Кодекс Алиментариус), на саммитах Группы «8» рекомендации по построению национальных систем, регулирующих безопасное использование ГМО (растений, животных, микроорганизмов), продуктов питания и кормов из ГМ– источников.

Регулирование предполагает наличие правового поля, организационной и информационной инфраструктуры, реализацию основного положения – проведения независимой научной экспертизы для оценки риска выпуска ГМО в окружающую среду и на рынок, «прозрачность» принятия государственных решений в этой сфере, обеспечение безопасного трансграничного перемещения ГМО.

Система правового регулирования биотехнологии хорошо развита в США, Канаде, странах ЕС, Японии, Аргентине, Китае, Австралии, Индии, и др., где имеются законы, отлаженный разрешительный режим.

За последние 10 лет в нашей стране была создана строгая национальная система регулирования генно-инженерной деятельности и контроля за ГМО (в том числе трансгенными растениями), пищевой продукцией и кормами из ГМ-источников.

Она опирается на сформированную нормативно-правовую базу в области биотехнологии, включающую ряд Федеральных Законов и свыше 60 регламентирующих документов, в том числе постановлений Правительства РФ, постановлений Главного государственного врача РФ, руководств и указаний, ведомственных актов (Приложение 1).

Постановлением Правительства Российской Федерации (от 22 апреля 1997 г № 464) создана Межведомственная комиссия по проблемам генно-инженерной деятельности (Межведомственная комиссия). В течение 7 лет она успешно выполняла рекомендательные, организационные и координирующие функции. В ее состав, возглавляемый Министром промышленности и науки, входили представители 16 министерств и ведомств, включая РАН, РАМН и РАСХН.

К 2004 г в стране была организована сеть из 85 локальных институтских комиссий по биобезопасности, ежегодные отчеты которых позволяют Межведомственной комиссии осуществлять контроль за генно-инженерной деятельностью в стране. К настоящему времени созданы методические основы системы регистрации и инспекции опытных участков для ограниченных полевых испытаний ГМ – растений в разных агроклиматических зонах.

В 2001 г Постановлением Правительства РФ (№ 120) в России была введена обязательная государственная регистрация ГМО на биобезопасность перед первым выпуском их в окружающую среду, промышленным использованием или импортом.

Государственная регистрация ГМО основывается на международном принципе независимой экспертизы и научно-обоснованной оценки риска каждого (заявленного) выпуска ГМО в окружающую среду.

Экспертный совет Минпромнауки России по вопросам биобезопасности, представленный 70 ведущими российскими учеными, работающими в 5 тематических секциях, провел экспертизу ряда сортов ГМ-растений на биобезопасность.

На основании научно-обоснованного заключения Экспертного совета и решения Минпромнауки России в России в 2002 г впервые была осуществлена государственная регистрация 2-х сортов ГМ-картофеля, устойчивого к колорадскому жуку, и выдача соответствующих государственных свидетельств с констатацией их биобезопасности.
Несмотря на то, что в мире посевы ГМ-растений достигают 80 млн га, в России до настоящего времени ни одно ГМ-растение не выращивается и не коммерциализовано.

Сегодня в нашей стране готовы к госрегистрации несколько ГМ-сортов растений. В Центре «Биоинженерия» РАН впервые в России получены и охарактеризованы генетически-модифицированные сорта картофеля отечественной селекции, устойчивые к колорадскому жуку. Разработан точный метод детекции ГМО, позволяющий выявлять ГМ-сорт картофеля и контролировать генетическую однородность его вегетативного потомства. В Центре «Биоинженерия» РАН и в ФИБХ РАН на разной стадии готовности имеется ряд линий ГМ-пшеницы, устойчивых к гербициду, засухе или засолению; созданы линии супер-сладких ГМ-земляники, яблони, груши; ведутся работы по получению ГМ-растений, устойчивых к фитофторозу, по созданию современных сортов сахарной свеклы с улучшенными свойствами.

При наличии уже сформированной системы государственной регистрации ГМО, которая, несомненно, должна совершенствоваться в рамках реализации административной реформы, Россия стоит на пороге принятия решения: должна ли она занять свое место в одном ряду с ведущими странами или идти «своим путем», отрицая возможность использования агробиотехнологии.

Невостребованность агробиотехнологии в России представляет угрозу национальной безопасности. Вклад законодателей в решение этой стратегически важной проблемы имеет ключевое значение.

Приложение 1

Федеральный закон РФ «О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии», 1995
Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (1996 )
Федеральный закон РФ О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», касающихся генотерапии и генодиагностики (2000).
Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», 1991
Федеральный закон РФ «Об экологической экспертизе», 1995
Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе», 1998
Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды», 2002
• Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698 «Об утверждении положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы»
• Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. №464 «О Межведомственной комиссии по проблемам генно-инженерной деятельности». – Создан постоянно действующий орган – МВКГИД – с координирующими, рекомендательными и организационными функциями.

МИНПРОМНАУКИ России:
• Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. №120 «О государственной регистрации ГМО».– Введена государственная регистрация ГМО при первом выпуске в окружающую среду, промышленном использовании и импорте.
• Приказ от 15 марта 2001г. о создании Отдела государственного регулирования ГИД (Департамент наук о жизни и Земле). – Возложен контроль и организационные функции; выдача Свидетельства о государственной регистрации и ведение Сводного реестра.
• Приказ от 10 июля 2001г. № 264 «О создании Экспертного совета Минпромнауки России по вопросам биобезопасности». – Утверждены Положение об Экспертном совете и его состав. Приказ от 15 марта 2002г. № 61 «Об утверждении Правил государственной регистрации ГМО в Минпромнауки России». – Установлена процедура проведения научно-обоснованной оценки риска использования ГМО.
• Методические указания (временные) по оценке биобезопасности ГМ растений, (Экспертный совет Минпромнауки России, Москва 2002 )
• Методические указания (временные)по оценке биобезопасности ГМ микроорганизмов, предназначенных для использования в открытых системах (издание: Экспертный совет Минпромнауки России, Москва 2004)
• Методические указания (временные) по оценке биобезопасности ГМ живых вакцин (издание: Экспертный совет Минпромнауки России, Москва 2004.)
• Миннауки России,1998г. – Положение о комиссии по генной инженерии в организации / предприятии, осуществляющем генно-инженерную деятельность. – Сформирована сеть регулирования и контроля на местах (85 комиссий).
• МВКГИД, 1997– 2003 г.г. – создана система регистрации и инспекции опытных участков для проведения ограниченных полевых испытаний ГМО (10 участков в различных агро-климатических зонах).
• МВКГИД, 2001– по март 2004 г.– введен информационный компонент системы биобезопасности в РФ ( Web-сайт и Бюллетень МВКГИД).

МИНЗДРАВ России
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ
Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов»2000 .
Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 № 2300-1
Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 988 «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий». – Утверждено Положение об обязательной государственной регистрации.
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ:
• от 8 ноября 2000 № 14 «О порядке проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевых продуктов, полученных из ГМИ»– Утверждены Положение об экспертизе и ведение реестра;
• от 16 сентября 2003 № 149 «О проведении микробиологической и молекулярно-генетической экспертизы ГМ микроорганизмов, используемых в производстве пищевых продуктов» – Введена экспертиза такой продукции и ее перечень.
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2 1078-01 2002. – с 1 сентября 2002г. введена обязательная маркировка пищевой продукции, содержащей больше 5% компонентов из ГМИ
• Приказ Минздрава России от 15 августа 2001 № 325 «О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции». – Контроль и проведение обязательной экспертизы пищевых продуктов из ГМИ возложены на Госсанэпиднадзор РФ.
• Методические указания: «Медико-биологическая оценка пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных источников» (МУК 2.3.2.970-00) (издание: Минздрав России, Москва 2000 )
• от 05 марта 2004 № 8 «О введении в действие СанПиН 2.3.2.1842-04» с 1 июня 2004 вносятся изменения, устанавливающие 0,9% пороговый уровень для маркировки пищевых продуктов, полученных из ГМИ, и включающие в перечень пищевых продуктов, подлежащих этикетированию, продукцию, полученную с использованием ГМ микроорганизмов, а также не содержащую ДНК и белок – не утверждено Минюстом России.
* * * * * * * * * * * ** * * * * ** * * * * *

ОРГАНИЗАЦИИ, АВТОРЫ И ТЕМЫ ОСТАЛЬНЫХ ДОКЛАДОВ:

Союз предприятий биотехнологической отрасли, сопредседатель Совета директоров А.И.Иваненко. Состояние отечественной промышленной биотехнологии и перспективы ее развития.

Федеральное агентство промышленности (докладчик не указан). Государственная инновационная политика в сфере биотехнологии.

Общество биотехнологов России, Р.Г.Василов. Концепция, структура и механизмы реализации комплексной программы «Развитие биотехнологии в России на 2006 – 2015 гг.

Правительство Кировской области, Э.А.Носков. Нормативно-правовые и экономические механизмы осуществления региональной программы «Развитие биотехнологии в Кировской области на 2006 – 2010 гг.»

ГНЦ генетики, В.Г. Дебабов. Микробиологические ресурсы. Защита интеллектуальной
собственности в области биотехнологии.

Институт биоорганической химии им. М.М.Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН, академик РАН А.И. Мирошников. О создании промышленных технологий производства генно-инженерных лекарственных препаратов.

ГНЦ ВБ «Вектор», Новосибирск, академика РАН Л.С. Сандахчиев. Предложения.

ФГУП «НПО «Микроген», А.В. Катлинский (название доклада не указано).

Ассоциация «Росмедпром», Ю.Т. Калинин. Предложения по проекту резолюции.

ФГУП «Государственный научный центр по антибиотикам», И.А. Василенко. Техническое регулирование в области биотехнологии.

Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия, В.А. Галынкин. О некоторых недостатках в законодательно-правовой базе в биотехнологии.

ООО «Хема-Медика», Москва, А.П. Редькин, Ю.С. Лебедин. Об упрощении порядка экспорта/импорта.

ФГУП «ГипроНИИмедпром», Г.Н. Черновисов. Материалы к анализу современного состояния биотехнологической промышленности.

Компания «ХимРар», Московская область, А.А.Иващенко. Высокопроизводительный биоскрининг как инновационная технология для ускоренного развития фармацевтической и агрохимической индустрии.

СКАЧАТЬ ТЕКСТЫ ДОКЛАДОВ (архив rar, 45 kB)

Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей