Программа ОЭСР по Безопасности Окружающей Среды и Здоровья

14.01.200990010
Программа ОЭСР по Безопасности Окружающей Среды и Здоровья






В рамках Программы Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) по Безопасности Окружающей Среды и Здоровья (БОЗ) рассматривается продукция химической и биотехнологической промышленности, оказывающая влияние на окружающую среду, экономику, наше здоровье и уровень жизни, мировой рынок и частное предпринимательство.

Многие химические вещества, такие как краски, клеи, спреи от насекомых, косметика, чистящие средства для домашнего хозяйства и бензин, находятся в свободной продаже. Огромное количество других химических веществ используется для производства сотен тысяч различных товаров, от машин и компьютеров до синтетических тканей, кухонных приборов и лекарств.

Химическое производство представляет собой одну из крупнейших мировых индустрий и является основной составляющей мировой экономики. Продукция химической промышленности, с ежегодной стоимостью 1500$ долларов США, составляет около 9% от всех товаров, производимых на мировом рынке.

Страны, входящие в состав ОЭСР, производят около 75% мировой химической продукции. Поэтому основная ответственность за обеспечение максимально безопасного производства и использования товаров химической индустрии лежит на правительствах стран-членов ОЭСР.

Начиная с поздних 1970-х, правительствами стран-членов ОЭСР осуществляется регулирование производства химических веществ на основе системы анализа их опасности и риска их применения. Согласно этой системе, производители химических веществ обязаны проводить многочисленные тесты, направленные на определение возможного влияния конкретных химических веществ на здоровье человека и окружающую среду. Результаты анализов и оценки возможных рисков затем оцениваются правительственными организациями для принятия решения о каждом конкретном химическом соединении. Преимуществами системы являются всесторонность и строгость. К ее недостаткам следует отнести возможные значительные временные и финансовые затраты, которые могут потребоваться как от правительств, так и от индустрии.

Программа БОЗ объединяет страны-участницы ОЭСР для разделения расходов и ускорения и повышения качества конечного результата за счет объединения накопленных разными странами знаний и опыта.

Программа направлена на:

- обеспечение высокого качества анализа и оценки химических веществ, учитывая при этом необходимость бережного обращения с животными;
- повышение продуктивности и эффективности управления химическими веществами;
- минимизацию нетарифных барьеров на рынке химических веществ и содержащих их товаров.

В рамках Программы БОЗ рассматривается ряд наиболее злободневных и важных проблем окружающей среды, включая возможное влияние химических веществ на возникновение эндокринных расстройств у человека и представителей дикой природы, а также риски, связанные с использованием пестицидов и безопасностью выпускаемых наноматериалов.

Программа БОЗ продемонстрировала, как можно достичь успешного и высококачественного регулирования производства химических веществ c помощью эффективных методов. Благодаря отказу от проведения ненужных тестов и облегчению работы за счет совместных усилий, Программа БОЗ позволяет правительствам стран-участниц ОЭСР и химической промышленности экономить не менее 60 миллионов Евро в год.


Кратко об ОЭСР

Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) (The Organisation for Economic Co-operation and Development - OECD) была основана в 1961 году. ОЭСР сменила Организацию для Европейской Экономической Кооперации (ОЕЭК) (Organisation for European Economic Co-operation - OEEC), созданную в 1948 году для помощи в выполнении Плана Маршалла (Marshall Plan) (программа экономической помощи Европе после Второй мировой войны, выдвинутая в 1947 американским министром иностранных дел Джорджем К. Маршаллом). В настоящее время в состав ОЭСР входят 30 стран-участниц*. Принципиальной целью ОЭСР является содействие тем курсам, которые направлены на устойчивый экономический рост и занятость, повышение уровня жизни и либерализацию рынка. Под «устойчивым экономическим ростом» в рамках ОЭСР подразумевается рост, сбалансированный по экономическим, социальным и экологическим аспектам.

* В состав ОЭСР входят следующие страны: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Чешская Республика, Дания, Финляндия, Франция, германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Корея, Люксембург, Мехико, Голландия, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Словакия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания и США. Европейская Комиссия также принимает участие в работе ОЭСР.





ОЭСР объединяет участвующие в ней страны для обсуждения и разработки локальных и международных курсов. В ходе работы ОЭСР анализируются проблемы, рекомендуются конкретные действия и организуется форум для стран-участниц по обмену опытом и поиску ответов на текущие вопросы, а также для координирования политики этих стран.

ОЭСР разрабатывает программы в следующих сферах:

- Экономической политики
- Образования
- Занятости, труда и социальных вопросов
- Энергетики
- Окружающей среды
- Финансов, фискальных и корпорационных вопросов
- Продуктов питания, сельского хозяйства и рыболовства
- Международной торговли
- Государственной власти и территориального развития
- Науки, технологий и промышленности
- Статистики
- Развития кооперации.

ОЭСР также имеет междисциплинарные программы по вопросам, касающимся устойчивого экономического развития, надлежащего управления, электронной коммерции и регуляторной реформы.

Надзор за работой ОЭСР осуществляется несколькими руководящими органами. На высшем уровне – это Совет ОЭСР, состоящий из послов всех государств-членов ОЭСР. Основной задачей Совета является рассмотрение и одобрение бюджета и программы работы ОЭСР. Он также может принимать Решения Совета (юридически связывающие все страны-участницы определенным курсом действий) и Рекомендации Совета (строго содействующие действиям). Совет и все другие Органы ОЭСР работают по принципу консенсуса.

В непосредственном подчинении Совета находятся специализированные комитеты, управляющие работой в ОЭСР, под началом которых находятся рабочие группы и комиссии, состоящие из экспертов стран-участниц ОЭСР. Например, руководство Программой БОЗ осуществляется совместным совещанием Комитета по Химическим Веществам и Рабочей Группы по Химическим Веществам, Пестицидам и Биотехнологиям. Комитеты и группы ОЭСР состоят из государственных представителей всех стран-членов организации.

Секретариат ОЭСР, расположенный в Париже и насчитывающий около 1800 сотрудников, координирует и поддерживает ежедневную работу в организации. Программа БОЗ является частью Программы ОЭСР по Окружающей Среде, направленной на решение вопросов политики в области окружающей среды и существующей уже более 35 лет.

Деятельность, осуществляемая в рамках Программы по Окружающей Среде, направлена на поддержание устойчивого развития окружающей среды, а также на содействие росту мировой экономики.

В дополнение к охране окружающей среды, здоровья и безопасности, Программа по Окружающей Среде имеет три области применения:

- экспертная оценка, индикаторы и перспективы окружающей среды;
- управление естественными ресурсами и изменение климата;
- отделение проблем эксплуатации окружающей среды от вопросов экономического роста.

Более подробную информацию о Программе ОЭСР по Окружающей Среде можно получить на сайте.


История Программы БОЗ

ОЭСР занимается проблемами окружающей среды, здоровья и безопасности с 1971 года, – со времени основания Программы по Химическим Веществам, предшествовавшей современной Программе БОЗ.

Во-первых, Программа сфокусирована на определенных промышленных химических веществах, известных по их вредному воздействию на здоровье человека и окружающую среду, таких как полихлорированные бифенилы (ПХБ), ртуть и хлорфторуглероды (ХФУ). Программа была направлена на накопление информации об опасности этих веществ и на выработку совместных действий по уменьшению рисков, связанных с этими веществами.

Одним из важных достижений раннего периода было Решение Совета ОЭСР об ограничении использования ПХБ, принятое в 1973 году. Это решение стало первым согласованным международным действием, направленным на регулирование рисков, связанных с конкретным химическим веществом.

К середине 1970-х стало понятным, что невозможно обеспечить достаточную защиту здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия химических веществ с помощью единовременного сосредоточения на нескольких химических веществах. Тот факт, что на мировой рынок ежегодно поступает несколько тысяч единиц новой химической продукции, привел страны-участницы ОЭСР к пониманию необходимости более комплексного подхода. В рамках Программы стали разрабатываться согласованные методы, которые могли бы использоваться странами для тестирования и оценки рисков, связанных с новыми химическими веществами, до начала их производства и поступления на рынок. Это привело к решающему шагу в направлении международной гармонизации и уменьшения препятствий в торговле, а именно к принятию согласованных между странами-участницами ОЭСР данных по химической безопасности.

В течение 1980-х годов в рамках Программы были запущены новые проекты для разработки методов оценки рисков, способов их регулирования и правил техники безопасности при обращении с химическими веществами, готовности к возможным несчастным случаям, авариям и реагировании. на них. В дополнение к работе с новыми химическими соединениями, страны-участницы приступили к систематическому изучению химических веществ, производящихся в широких масштабах и поступивших в продажу до того, как требования оценки безопасности вступили в силу. В 1990-х годах были инициированы проекты, касающиеся безопасности пестицидов, биоцидов, продуктов современной биотехнологии и регистра выбросов и транспортировки загрязнителей.

Деятельность Программы БОЗ по повышению эффективности и действенности регулирования производства химических веществ будет продолжаться и в дальнейшем. Кроме этого, продолжится разработка методов для тестирования химических веществ и оценки связанных с ними рисков, форумов для обмена информацией и стратегий для устойчивого развития. По мере возникновения новых проблем, Программа будет развиваться в соответствующих новых направлениях.


Кто принимает участие?

Деятельность Программы БОЗ осуществляется, главным образом, представителями правительств стран-участниц ОЭСР. Кроме этого, в проектах и заседаниях организации участвуют эксперты из разных областей промышленности, научного сообщества, организаций по защите труда, окружающей среды и животных, и из нескольких стран, не являющихся членами ОЭСР.

Программа БОЗ тесно сотрудничает с другими международными организациями, особенно в глобальной попытке внедрения рекомендаций Конференции ООН по Окружающей Среде и Развитию (United Nations Conference on Environment and Development - UNCED), проводившейся в 1992 году в Рио де Жанейро, и Плана Реализации Решений Всемирного Саммита по Устойчивому Развитию (Йоханнесбург, 2002). ОЭСР участвует в Межорганизационной Программе по Рациональному Регулированию Химических Веществ (МПРРХВ), помогающей координировать работу девяти межправительственных организаций [1], и в реализации Стратегического Подхода к Международному Регулированию Химических Веществ (СПРХВ), объединяющего правительства более 120 стран и многих заинтересованных сторон.

Программа БОЗ поддерживается примерно 30 сотрудниками Секретариата ОЭСР в Париже, с которыми можно связаться по следующему адресу:

OECD Environment Directorate (Дирекция ОЭСР по окружающей среде)
Environment, Health and Safety Division (Отделение по окружающей среде, здоровью и безопасности)
2, rue André-Pascal
75775 PARIS CEDEX 16, FRANCE
tel: +33.1.45.24.93.16
fax: +33.1.45.24.16.75
e-mail: ehscont@oecd.org

[1] ОЭСР и восемь организаций, входящих в состав ООН: в качестве членов - Организация по продовольствию и сельскому хозяйству (Food and Agriculture Organisation, FAO), Международная организация труда (International Labour Office, ILO), Программа ООН по окружающей среде (UN Environment Programme, UNEP), Организация ООН по промышленному развитию (UN Industrial Development Organization, UNIDO), Учебного и научно-исследовательского института ООН (UN Institute for Training and Research, UNITAR), Всемирная организация здравоохранения (World Health Organization, WHO), и в качестве наблюдателей – Программа развития ООН (UN Development Programme, UNDP) и Всемирный банк (World Bank).


Программа по химическим веществам





Совместное принятие данных

Решение Совета ОЭСР по Совместному Принятию Данных (СПД) (Mutual Acceptance of Data, MAD) 1981 года построено на Руководствах по Тестированию ОЭСР и Правилах Надлежащей Лабораторной Практики (Правила НЛП) (Principles on Good Laboratory Practice, GLP). Этот акт, принятый Советом, обязывает правительства стран-участниц ОЭСР принимать данные тестов, разработанные для регуляторных целей в другой стране, при условии, что эти данные были разработаны в соответствии с Руководствами по Тестированию и Правилами НЛП. Решение Совета 1989 года по Соответствию с Правилами НЛП гарантирует осуществление наблюдения странами за этим соответствием приемлемым для международной общественности образом.

Оба эти Решения Совета означают, что новые неклинические данные по состоянию окружающей среды и данные по безопасности, необходимые для предупреждения об опасности химического вещества или химического изделия, а также для его регистрации, требуется разработать единожды, а затем все страны-участницы ОЭСР могут их использовать в регуляторных целях.

СПД повышает эффективность и продуктивность процедур предупреждения об опасности химических веществ и их регистрации как для правительств, так и для промышленности. СПД гарантирует высокое качество данных тестирования и общую информационную основу для оценки рисков химических веществ и химической продукции для здоровья человека и окружающей среды, что, в свою очередь, содействует принятию решений правительств по этим вопросам и обмену опытом. Кроме этого, предотвращая повторное тестирование, СПД способствует сохранению животных, а также экономии временных и финансовых затрат промышленности. Совместная экономия для правительств и промышленности оценивается не менее чем в 60 миллионов Евро в год.


Руководства по тестированию

Программа Руководства по Тестированию обеспечивает вспомогательную основу разработки и усовершенствования Руководства по Тестированию ОЭСР, представляющего собой набор методов определения опасных химических веществ, смесей и препаратов, разработанных странами-участницами ОЭСР. Страны-члены ОЭСР используют Руководства по Тестированию для определения опасных для здоровья и окружающей среды химических веществ в качестве составной части правил по химической безопасности. Руководства по Тестированию включают тестирование физических и химических свойств соединений (таких как воспламеняемость и растворимость в воде), тестирование влияния на здоровье человека и окружающую среду (например, кратковременную и долговременную токсичность), а также тестирование химических веществ на скорость распада.

Руководства по Тестированию являются достаточно подробными для обеспечения возможности единообразного тестирования химических веществ в лабораториях разных стран. Например, в Руководстве по Тестированию химических веществ на токсичность у животных указаны такие подробности, как количество, возраст и вид животных, подлежащих тестированию; условия их содержания и кормления; концентрации и способ введения анализируемых химических веществ; предписано, какие исследования необходимо провести и какие эффекты следует оценить. В связи с необходимостью согласования Руководств по Тестированию с регулирующими органами стран-участниц ОЭСР, научным прогрессом в области идентификации опасных химических веществ, необходимостью в улучшении соотношения «стоимость-эффективность» у применяемых для тестирования методов и заботой о животных, регулярно возникает необходимость в разработке новых Руководств по Тестированию или в пересмотре уже существующих документов. Руководства по Тестированию могут быть как заново разработанными, так и основываться на существующих международных и национальных стандартах, нормативах и материалах руководств, при условии осуществления экспертной оценки правительственных, научных, промышленных и других не правительственных организаций, таких как профсоюзы и организации по охране окружающей среды и животных.

Руководства по Тестированию ОЭСР, впервые опубликованные в 1981 году, получили международное признание в качестве стандартных справочных руководств по тестированию химических веществ. В общей сложности, к настоящему моменту было разработано более 100 Руководств по Тестированию. Программа «Руководства по Тестированию» включает разработку регуляторных документов, в которых обосновывается необходимость определенных Руководств по Тестированию или обсуждаются научные достижения в рассматриваемых областях. В регулирующих документах имеются предписания по интерпретации полученных результатов и стратегиях тестирования, что позволяет лабораториям получать требующуюся для стран-участниц ОЭСР информацию об опасных химических веществах при одновременном сокращении общего количества требующихся тестов. ОЭСР также разработала нормативный документ для предоставления информации по «Ратификации и международному признанию новых или усовершенствованных методов тестирования для оценки опасных химических веществ». В этом документе содержится ряд принятых международным сообществом правил анализа опасных химических веществ, основанных на информации из различных источников. Предварительный вариант Руководств по Тестированию и управляющие документы доступны для обсуждения на интернет-сайте ОЭСР.

Руководства по Тестированию создавались с целью обеспечения надежного анализа химических веществ. При разработке аналитических методов учитывалась необходимость сокращения используемых моделей на животных, уменьшения количества экспериментальных животных и ограничения наносимого животным вреда. В последнее время одним из основных направлений деятельности программы «Руководства по Тестированию» была разработка «альтернативных» методов анализа химических веществ без использования животных, нацеленная на замену существующих методов, основанных на моделях на животных, таких как методы определения того, раздражают ли кожу определенные химические вещества. Кроме того, проводятся разработки методов определения вредных для здоровья человека и окружающей среды химических веществ по их воздействию на эндокринную систему – так называемых эндокринных разрушителей (endocrine disrupters).


Надлежащая лабораторная практика и мониторинг соответствия

Правила ОЭСР по надлежащей лабораторной практике (Правила НЛП) дополняют Руководства по Тестированию химических веществ, устанавливая стандарты для лабораторного оборудования, проведения экспериментов и форм отчетности. Правила НЛП учитывают все аспекты ежедневной работы в лаборатории, включая территориальную организацию экспериментов и места для хранения образцов, необходимые для предотвращения загрязнения анализируемых проб, очистку и калибровку оборудования, условия содержания лабораторных животных, а также запись и хранение результатов анализа.

Таким образом, Правила НЛП гарантируют, что результаты исследования потенциального вреда, которое может представлять химическое вещество для здоровья человека и окружающей среды, представляемые на рассмотрение регулирующим органам для принятия решения о предупреждении об опасности данного химического вещества или химического изделия или для его регистрации, являются достоверными, качественными и точными.





Наподобие Руководств по Тестированию, Правила НЛП являются общепризнанными стандартами качества для неклинического анализа химических веществ на безопасность для здоровья человека и окружающей среды. Первый вариант Правил НЛП был опубликован в 1981 году. В 1997 году в документ были внесены дополнения, касающиеся исследований в реальных условиях, которые не требовались регулирующими органами 15 лет назад, и новых методов, таких как фиксация и хранение данных в электронном виде.

Решение Совета ОЭСР, принятое в 1989 году, обязывает правительства стран-участниц ОЭСР установить и обеспечить исполнение процедур, направленных на проверку соответствия Правилам НЛП условий проведения исследований посредством инспектирования и аудитов, а также обеспечить международное взаимодействие по этому вопросу. Принятый документ содержит руководство для правительств стран-участниц ОЭСР по выполнению приведенных выше требований.

В настоящее время продолжается разработка дополнительных документов, необходимых для реализации соответствия Правилам НЛП условий проведения исследований, а для содействия правительственным организациям в мониторинге соответствия исследований химических веществ Правилам НЛП также создаются руководства по аудиту и по инспекции исследовательских лабораторий.

Программа НЛП также поддерживает деятельность Рабочей Группы по НЛП, состоящей из глав инспекторатов НЛП в ОЭСР и представителей стран не-членов ОЭСР. Рабочая группа проверяет соответствие программ мониторинга разных стран Правилам НЛП и проводит регулярные совещания для обсуждения возникающих вопросов. А это, в свою очередь, способствует укреплению международного взаимодействия и уверенности инспекторов, а следовательно – и правительств стран-участниц, которые они представляют, в адекватности систем мониторинга других стран-участниц. Кроме этого, в деятельность рабочей группы входит подготовка инспекторов на специальных обучающих курсах, организация конференций для разработки различных нормативных документов и привлечения интереса стран, не входящих в состав ОЭСР, с целью расширения использования Правил НЛП на согласованной международным сообществом основе.





Участие экономик стран, не входящих в состав ОЭСР

Начиная с 1997 года, система Совместного Принятия Данных (СПД) стала доступной для стран, не входящих в состав ОЭСР, предоставляя им возможность участвовать с теми же правами и обязанностями, что и странам-членам ОЭСР, при условии выполнения ими двух Решений Совета. Первой страной, принявшей решения Совета, стала Южная Африка, примкнувшая к СПД в 2002 году. За ней последовали Словения (в 2004 году) и Израиль – в 2005 году. Индия принимает участие в системе в качестве наблюдателя. Ожидается, что в ближайшее время к странам, не входящим в состав ОЭСР и принявших Решения Совета, касающиеся системы СПД, примкнет еще несколько стран. Программа по Химическим Веществам обеспечивает техническую поддержку таким странам в принятии двух Решений Совета.


Оценка и регулирование химических веществ

Новые Химические Вещества

Деятельность новой Программы по Химическим Веществам, направленной на сокращение времени и ресурсов, затрачиваемых правительствами на оценку новых химических веществ, которые представители промышленности хотят ввести на рынок, развивается в нескольких направлениях. Программа также способствует сокращению расходов компаний, потраченных ими на подготовку и представление на рассмотрение правительств информации о новых химических веществах.

На начальном этапе деятельности программы был организован форум, в ходе которого правительства могли принимать соглашения по обмену информацией о процессе уведомления о новых химических веществах. В настоящее время программа сфокусирована на основополагающей задаче по совместному принятию странами уведомлений о новых химических веществах. Предварительный этап, стартовавший в 2004 году, сосредоточен на обмене информацией по опасным химическим веществам. Этот процесс включает разработку административных процедур и отлаженной схемы процесса оценки, а также определение необходимого набора документов, которые могут потребоваться в дополнение к основному пакету документов для принятия предупреждений об опасных химических веществах.

Программа также включает проведение тестирования, предоставление руководства по рабочим определениям ключевых терминов, а также процесс согласования по сокращенным требованиям для принятия предупреждений по некоторым группам химических веществ, таким как определенные полимеры, промежуточные соединения и химические вещества, применяющиеся для научно-исследовательских разработок.

Интернет-система предупреждений, разработанная в рамках программы, позволила существенно сократить расходы и упростить процесс обмена информацией.





Существующие Химические Вещества

Программа ОЭСР по Существующим Химическим Веществам направлена на тысячи химических веществ, использующихся во всем мире, опасность которых не была тщательно изучена, поскольку они поступили на мировой рынок до принятия новой системы уведомлений по химическим веществам. Программа охватывает общий анализ и оценку безопасности существующих химических веществ, с акцентом на тех из них, которые производятся в промышленных объемах.

Основная база данных по этим химическим веществам - Набор Данных по Скрининговой Информации (НДСИ) (Screening Information Data Set or SIDS) - была составлена промышленными компаниями при содействии правительств. Принятие решения о необходимости проведения дальнейшего тестирования химического вещества на безопасность предваряет процесс кооперативной оценки рассматриваемого соединения. Правительства и представители промышленности участвуют в совещании, на котором принимается совместное решение о необходимости проведения таких оценок. Этот всесторонний процесс охватывает около 5000 химических веществ, производящихся в огромных количествах - в объемах, превышающих 1000 тонн в год в каждой стране-участнице ОЭСР или в странах Европейского Союза.

Работу с этими химическими веществами распределяют между правительствами стран-участниц ОЭСР посредством согласованной процедуры, в ходе которой определяется правительство, ответственное за конкретные химические вещества. За этим следует накопление данных для НДСИ, получение недостающих данных, проведение тестирования и написание отчетов, которые и будут составлять, в конечном итоге, принятую ОЭСР оценку опасности химического вещества. При необходимости получения недостающих данных, дополнительные исследования проводятся компаниями по производству химических веществ.

Начиная с 2000 года, результативность программы значительно выросла благодаря волонтерскому вкладу химической промышленности, действующей в рамках инициативы по накоплению данных для НДСИ по многим химическим веществам. К концу 2004 года ОЭСР были приняты оценки примерно по 500 химическим веществам, производящимся в крупных масштабах. Страны-участницы ОЭСР приняли решение по осуществлению процедуры оценки еще 1000 дополнительных химических веществ к 2010 году.

Программа по существующим химическим веществам охватывает также химические соединения, производящиеся в меньших количествах, для которых страны-члены ОЭСР сочли необходимым осуществить оценочный процесс в рамках процедуры оценки групп химических веществ. Эта инициатива способствует развитию и поддержанию ряда баз данных и информационных технологий, направленных на поощрение участия разных стран и индустрии в программе и на предоставления открытого доступа к результатам программы. Специализированная база данных [url=http://www.oecd.org/document/47/0,3343,en_2649_34379_1899439_1_1_1_1,00.html/]Exichem[/url] содержит информацию по всем существующими химическими веществами: с ее помощью можно узнать, какие проводятся исследования по оценке безопасности конкретного химического вещества и кем. Легкий доступ к этим данным в сети Интернет способствует совместной работе стран по всем аспектам химической безопасности. На данный момент в базе Exichem содержится 32000 сведений почти по 12000 химических веществ, и эти данные будут пополняться в будущем.

Начались разработки Интернет-портала «Глобальный HPV Портал» (Global HPV Portal) - общедоступного репозитория данных об опасных химических веществах, производящихся в крупных масштабах (HPV). Глобальный HPV Портал будет содержать сеть взаимосвязанных баз данных, имеющих по одной точке доступа в сети Интернет. Интеренет-портал обеспечит доступ к информации участвующих сторон, хранящейся в локальных базах. Благодаря этому Интернет-сайту подробная информация об опасных свойствах многих химических веществ станет общедоступной. Сайт позволит пользователям по несложным запросам о свойствах химического соединения получать информацию обо всех проведенных исследованиях, результаты которых соответствуют запросу.





Гармонизация Классификации и Маркировки

Программа по Гармонизации Классификации и Маркировки направлена на координирование взаимодействий по опасным химическим веществам. Химические вещества и смеси классифицируются по различным категориям, в зависимости от их физических свойств и от опасности, которую они представляют для здоровья человека и окружающей среды. Затем химические вещества маркируются в соответствии с требованиями той категории, к которой они относятся. Маркировка содержит указания по транспортировке, хранению, использованию химического вещества, а также инструктаж по необходимым мероприятиям при возникновении несчастных случаев, связанных с применением данного соединения.

В настоящее время классификация не скоординирована на двух уровнях. Во-первых, системы маркировки в разных странах существенно различаются. Во-вторых, классификация веществ по безопасности различается в зависимости от области их применения, например, требования по безопасности применения химических веществ могут отличаться от требований к безопасности их транспортировки. Возникшая несогласованность в маркировке продуктов химической промышленности побудила представителей химической индустрии принять два решения: 1) менять маркировку каждый раз, когда продукт пересекает границу или 2) наносить на продукт дополнительные маркировки на пути следования химического продукта с фабрики к потребителю при необходимости. Оба решения привели к возникновению путаницы в системе маркировки химических веществ.

Обсуждение возникших несоответствий между классификацией и маркировкой продуктов химической промышленности на Всемирном Саммите 1992 года, проходившего в Рио де Жанейро, привело к созданию программы ОЭСР по Гармонизации Классификации и Маркировки. Основная часть Всемирно Гармонизированной Системы по Классификации и Маркировке Химических Веществ (ВГС) (Globally Harmonised System of Classification and Labelling of Chemicals, GHS) была разработана в течение прошедшей декады. Техническая часть работы была распределена между тремя основными организациями: Комитетом Экспертов ООН по Перевозке Опасных Грузов, ОЭСР и Международной Организацией Труда (МОТ) (International Labour Organization, ILO). ВГС была принята Экономическим и Социальным Советом ООН в июле 2003 года. Всемирный Саммит по устойчивому развитию, проходивший в сентябре 2002 года в Йоханнесбурге, призвал страны-участницы саммита к скорейшему внедрению ВГС, до 2008 года.

Система ВГС включает: (1) гармонизированные критерии для классификации веществ и смесей по содержанию опасных для здоровья и окружающей среды веществ; (2) гармонизированные элементы маркировки для обмена информацией по опасным веществам (символы, сигнальные слова), сведения об опасности и паспорт безопасности вещества (Safety Data Sheets). В систему не вошли списки классифицированных веществ.
ВГС применима ко всем опасным промышленным химическим веществам и пестицидам. Она разработана, главным образом, для производителей химических веществ и импортеров, и предназначена для информирования покупателей, рабочих и работников экстренных служб об опасности конкретных химических продуктов.

За техническое сопровождение и реализацию системы отвечает Экспертный Подкомитет ООН по ВГС. Деятельность ООН по защите здоровья человека и окружающей среды от опасных химических веществ, сконцентрирована в ОЭСР. Для поддержания ВГС на современном научном уровне, в ОЭСР разрабатываются руководства и критерии классификации в соответствии с научным прогрессом.

Кроме этого, для внедрения ВГС в развивающихся странах, не обладающих соответствующей инфраструктурой, ОЭСР сотрудничает с МОТ и Институтом ООН по Проведению Исследований и Тренингов (United Nations Institute for Training and Research - UNITAR). Основной задачей совместной деятельности организаций является помощь развивающимся странам в обращении с химическими веществами, направленная, в частности, на защиту рабочих, потребителей и окружающей среды.





Методы Оценки

Программа по Оценке Рисков направлена на совершенствование методов оценки опасности химических веществ. Ее основной целью является разработка совокупности методов на основе более совершенных и целостных подходов, по сравнению с использовавшимися ранее методами оценки рисков химических веществ.

Несколько направлений деятельности программы сконцентрированы на оценке продолжительности и интенсивности воздействия химических веществ, являющихся основными компонентами оценки риска. В настоящее время разрабатываются проекты, направленные на:

- создание сценариев, дающих количественную оценку химических выбросов определенных видов индустрии;
- создание руководства по использованию компьютерных моделей и мониторингу данных в оценке воздействия химического вещества;
- разработку руководства по оценке профессионального воздействия пестицидов на сельскохозяйственных рабочих;
- создание удобных форматов сообщений о вредном воздействии химических веществ на потребителей, рабочих и окружающую среду, направленное на улучшение информативности и прозрачности этих сообщений.

Наряду с решением задач по оценке определенных компонентов риска, программа занимается координацией совместной деятельности и улучшением процесса оценки в целом. Например, в рамках программы была разработана и представлена на выбор правительств база данных методов оценки рисков, и совместно с ВОЗ, - список гармонизированной терминологии для более успешной совместной работы правительств. Кроме этого, программой разрабатываются методы для анализа жизненного цикла химических веществ, которые позволят оценить влияние химических продуктов на здоровье и окружающую среду на всем протяжении их существования.


Методы Управления Рисками и Накопленный Опыт

Программа по Управлению Рисками направлена на конечный этап в регулировании химических веществ, а именно на разработку таких методов управления жизненными циклами химических веществ и продуктов химической промышленности, при которых общество получает максимальные выгоды от химических веществ с минимальным риском. Программа разрабатывает способы управления рисками для правительств стран-членов ОЭСР и способствует обмену информацией о полученном опыте применения различных методов оценки рисков в целом или по конкретным химическим веществам.

Примерами механизмов управления рисками являются:

- руководство для правительств по проведению социально-экономического анализа, помогающее принимать решения по управлению рисками;
- руководство для правительств по предоставлению потребителям информации о рисках, связанных с химическими веществами;
- база данных по методам скрининга химических веществ, призванная помочь производителям в определении потенциально опасных химических веществ на стадиях исследований и разработки;
- конференции для обмена информацией о путях поставок химических веществ;
- конференция по подходам, ориентированным на сервис;
- конференция по рассмотрению безопасности химических веществ для окружающей среды;
- опрос по применению перфтороктановых сульфонатов (ПФОС), перфторалкильных сульфонатов (ПФАС) и перфтороктановой кислоты (ПФОК), а также подобных им продуктов;
- паспорта пяти веществ, содержащих бром и применяющихся в пожаротушении, содержащие информацию об их опасности.


Поддержка для (Регуляторного) Принятия Новых Методик

В настоящее время ОЭСР занимается поиском путей внедрения новых многообещающих методов накопления информации о химических веществах для регуляторных целей, а также для наилучшего применения научных достижений к управлению химическими веществами в целом. Работа сконцентрирована на самых современных областях науки, а обмен накопленным опытом по созданию и внедрению новых инструментов по регулированию химических веществ между странами-членами ОЭСР способствует выбору наилучших разработок.


(К)ССА

Странам-членам ОЭСР необходима информация об опасных для здоровья и окружающей среды химических веществах. В то время как большую часть информации получают с помощью тестирования, весьма многообещающим подходом является компьютерная симуляция – «количественные соотношения «структура-активность»»((К)ССА) ((quantitative) structure-activity relationships - (Q)SARs). Кроме прогнозирования информации об опасных химических веществах, (К)ССА обладает потенциалом сокращения временных и финансовых затрат, а также количества требующихся в настоящее время тестов, проводящихся на экспериментальных животных. Пока использование методов (К)ССА в регулировании химических веществ остается ограниченным. ОЭСР ожидает первых результатов применения (К)ССА в странах-членах организации.

ОЭСР разработала Принципы Проверки Обоснованности Применения Моделей (К)ССА в Регуляторных Целях, а также занимается составлением руководств, призванных помочь правительствам стран-членов ОЭСР в использовании этих принципов должным образом и содержащего инструкции по практическому применению моделей (К)ССА в специфических регуляторных контекстах для правительств и промышленности.


Методы анализа эндокринных нарушений

В связи с нарастающим объемом данных о негативном влиянии определенных химических веществ на эндокринную и репродуктивную системы живых организмов и, возможно, на здоровье человека, полученных в разных странах, программа ОЭСР Руководство по Тестированию уделяет особое внимание влиянию химических веществ на эндокринные нарушения. В рамках программы Руководство по Тестированию разрабатываются и оцениваются методы определения экотоксичности и токсичности химических веществ для млекопитающих в качестве основы для Руководства по Тестированию ОЭСР. Новые тесты смогут дополнить существующий набор методик, используемый странами-членами ОЭСР при оценке безопасности химических веществ.


Методы тестирования без использования моделей на животных

Программа ОЭСР Руководство по Тестированию направлена на разработку ряда методов и принципов тестирования химических веществ, применение которых странами-членами ОЭСР позволит накопить необходимую для защиты здоровья человека и окружающей среды информацию о химических веществах. Значительную долю современных Руководств по Тестированию ОЭСР составляют методы, основанные на использовании лабораторных животных, с четкими указаниями по наиболее безболезненному и бережному обращению с животными во время тестирования. В рамках программы проводятся интенсивные исследования, направленные как на разработку тестов без использования лабораторных животных, так и на совершенствование имеющихся методик с целью получения более подробной информации, уменьшения числа животных, необходимых для тестирования химических веществ, и уменьшения боли, причиняемой животным во время тестирования. Сейчас многие Руководства по Тестированию ОЭСР основаны на тестах, исключающих использование животных, таких как тесты на разъедание кожи, на фототоксичность и впитываемость кожным покровом химических веществ. Можно ожидать, что с разработкой и утверждением новых тестов, отвечающих регулирующим требованиям стран-участниц ОЭСР, диапазон доступных Руководств по Тестированию, не содержащих тестов на животных, будет расширяться.


Форматы Отчетности и Оценки

Форматы, применявшиеся ранее компаниями и правительствами для сообщения о результатах тестирования химических веществ, значительно различались. Существующая несогласованность в проведении тестирования усложняет обмен результатами между правительствами стран-членов ОЭСР, поскольку одна и та же информация может быть представлена по-разному, в зависимости от запрашивающего данные правительства (или агентства при правительстве). В 2004 году ОЭСР инициировала новую программу по разработке «матриц» или стандартных форматов для суммирования результатов, содержащихся в отчетах о проведенных тестах по каждому Руководству по Тестированию. Эти стандарты могут применяться для составления резюме о проведенных тестах с новыми и существующими химическими веществами, пестицидами и биоцидами. В дополнение к этому, ОЭСР разрабатывает электронный формат для экспорта/импорта данных, который позволит с помощью компьютерных систем обмениваться данными, содержащимися в резюме проведенных исследований.


Токсикогеномика

В свете регуляторных нужд ОЭСР проводит мониторинг и обзор современного состояния науки для обнаружения новых методов, которые могли бы способствовать проведению оценки безопасности химических веществ. Токсикогеномика является одной из областей науки, которая способна давать информацию о возможной опасности химических веществ. В токсикогеномике изучается реакция клеток на опасные химические вещества и используются «-омик»-технологии, такие как геномная экспрессия мРНК (транскриптомика), экспрессия белков на клеточном и тканевом уровнях (протеомика), метаболитные профили (метаболомика), а также методы биоинформатики и традиционной токсикологии.

ОЭСР приняла решение разработать план действий по изучению и оценке возможности применения этих методов в регуляторных целях. В настоящее время назрела острая необходимость в более широком использовании токсикогеномики среди ученых и представителей регулирующих органов, поскольку она позволяет непосредственно судить о безопасности химических веществ. Высокий уровень интереса общественности к этой проблеме свидетельствует о высоком уровне значимости применения новой технологии. Приведенные выше аспекты ставят новые задачи в соответствии с темпами развития науки и технологий.





При содействии ВОЗ ОЭСР инициирует проекты, направленные на прослеживание опыта применения этих новых методов при изучении влияния химических веществ на здоровье человека и окружающей среды. Методы токсикогеномики, по сравнению с другими методами, обладают одним важным преимуществом - потенциальной возможностью восполнения пробела, существующего между оценками опасности химических веществ для здоровья человека и для окружающей среды.


Химия в Интересах Устойчивого Развития

В настоящее время деятельность ОЭСР в области Химии в Интересах Устойчивого Развития сфокусирована на обмене информацией и руководстве научно-исследовательской работой. Предпринимаемая ОЭСР деятельность помогает правительствам в поддержке исследований, направленных на разработку более безопасных химических продуктов (например, более безопасных растворителей) и процессов (например, использования перерабатываемого сырья). Включение некоторыми странами-членами ОЭСР направления Химия в Интересах Устойчивого Развития в программы по регулированию химических веществ уже послужило толчком к активному внедрению идеологии этого направления в других странах-участницах ОЭСР.


Сопутствующие Программы





В добавление к основной работе с Программой по Химическим Веществам, Программа БОЗ включает Сопутствующие Программы, относящиеся к Безопасности Пестицидов и Биоциодов, Несчастным Случаям при Обращении с Химическими Веществами, Реестру Выбросов и Переносов Загрязнителей, Безопасности Наноматериалов, Биотехнологии и Новые Продукты и Корма.


Пестициды

Программа по Пестицидам призвана гармонизировать процессы тестирования и проведения оценки, способствовать обмену информацией и содействовать снижению опасности сельскохозяйственных пестицидов. Деятельность Программы осуществляется по трем основным направлениям:

Во-первых, Программа по Пестицидам помогает совместной работе стран-членов ОЭСР в пересмотре нормативных документов, касающихся новых и уже имеющихся пестицидов. Для достижения этих целей в рамках Программы были разработаны согласованные на международном уровне форматы по двум основным документам, применяющимся при регистрации сельскохозяйственных химических пестицидов: предоставляемые производителями «досье» о результатах тестирования пестицидов и составленные правительствами стран-членов ОЭСР «монографии», содержащие оценки результатов тестирования пестицидов.

Оба принятых формата значительно улучшают качество и согласованность рассмотрения пестицидов. Принятые форматы облегчают совместную деятельность стран-участниц ОЭСР в этом направлении; а разрешение представления единообразных пакетов документов на рассмотрение разным странам сокращает общий объем требующейся от производителей документации. В 2004 году правительства стран-членов ОЭСР пришли к соглашению о плановой реализации к 2014 году следующих решений: 1) принимать представляемые представителями индустрии данных в формате досье ОЭСР; 2) осуществлять обмен и использование обзора данных, подготовленных в форматах монографий ОЭСР в целях поддержки независимых оценок риска и принятия регулирующих решений; и 3) создавать по одному отчету (или монографии) по каждому из новых пестицидов, которые могут применяться во всех странах-членах ОЭСР.

Во-вторых, в рамках Программы по Пестицидам были разработаны досье и монографии-руководства по представлению информации о возможных агентах биологического контроля - микробах, феромонах и полухимических (семиохимических) веществах. Деятельность Программы направлена на гармонизацию требований к упомянутым выше контрольным агентам, а также к агентам биологического регулирования популяций беспозвоночных, таких как насекомые, клещи и нематоды, практически не представляющих никакой опасности для человека и окружающей среды. Результатом этой деятельности должно стать упрощение процедуры регистрации агентов биологического контроля, а также устранение препятствий на пути к международной торговле.

В-третьих, деятельность программы по упрощению обмена информацией и выбору наиболее предпочтительных и достоверных методов снижения рисков химических веществ направлена на уменьшение той опасности, которую представляют пестициды для здоровья человека и окружающей среды. В этой связи было рассмотрено и протестировано несколько индикаторов риска пестицидов, которые могут быть использованы странами-членами ОЭСР в качестве методов измерения эффективности предлагающихся на рассмотрение способов снижения риска пестицидов. Определенные усилия в рамках программы были направлены также на содействие инициативам по снижению риска пестицидов. К настоящему моменту, несколько аспектов проблемы снижения риска пестицидов были решены в рамках программы, включая более корректное использование пестицидов, управление второстепенными областями применения пестицидов, улучшенное управление транспортировкой и маркировкой, а также использование эффективных прикладных технологий.


Биоциды

Работа с биоцидами в ОЭСР направлена, главным образом, на помощь правительствам в повышении эффективности регистрации биоцидов.

К биоцидам относится разнородная группа химических продуктов, включающая применяющиеся в домашнем хозяйстве и больницах дезинфицирующие средства, продукты для консервации древесины, средства для предотвращения гниения и обрастания днищ судов и других подводных сооружений ракушками, а также изделия для уничтожения вредителей (насекомых, мышей и крыс) в домах и производственных помещениях. Биоциды представляют собой не только группу разнообразных средств; они по-разному регулируются в разных странах-членах ОЭСР. Правительства одних стран-участниц ОЭСР относят биоциды к сельскохозяйственным пестицидам, правительства других – к промышленным химическим веществам, а некоторые классифицируют биоциды в отдельную группу химических веществ.

Программа по Биоцидам сфокусирована на:

- гармонизации тестирования эффективности продукта, направленной на обеспечение юридической действительности надписей, наносящихся на этикетку продукта;
- разработке «сценариев эмиссии», оценивающих количество определенных биоцидов, которое попадет в окружающую среду, время их существования и производимые ими эффекты;
- содействии обмену информацией и рецензиями на химические вещества между правительствами стран-участниц ОЭСР;
- мониторинге новых научных и политических областей.

Программа по Биоцидам объединила свои действия с сельскохозяйственной Программой по Пестицидам для создания электронной базы данных, поддерживающей обмен опытом в рецензировании конкретных продуктов. База данных содержит списки проведенных и планируемых отчетов по оценкам сельскохозяйственных пестицидов и биоцидов, и списки тех стран, которые провели и планируют провести эти оценки. С помощью этой базы данных осуществляется обмен отчетами по конкретным химическим веществам между странами-членами ОЭСР. Система также способствует совместной работе стран в проведении новых оценок. С момента создания базы данных страны-члены ОЭСР обменялись приблизительно тысячью отчетами.


Химические Аварии

Программа по Химическими Авариям адресована тем, кто использует или участвует в транспортировке химических веществ, работникам химических заводов, жителям окрестностей химических предприятий, а также тем, кто участвует в ликвидации аварий. Программа помогает странам-членам ОЭСР предотвращать возникновение аварий и несчастных случаев, связанных с обращением с химическими веществами, а при их возникновении - адекватно реагировать на них.

Программа сосредоточена на трех основных областях:

- разработке общих принципов и политики руководства по предотвращению, подготовке и реагированию на химические аварии и несчастные случаи с химическими веществами;
- анализе проблем, связанных с химическими авариями и несчастными случаями, произошедшими при обращении с химическими веществами, и выработке рекомендаций по улучшению существующей практики;
- коммуникации и содействии обмену информацией и опытом между странами-членами ОЭСР, а также странами, не входящими в состав ОЭСР.

Наиболее важными продуктами программы, касающимися политики руководства, являются второе издание Руководящих Принципов по Предотвращению, Готовности и Реагированию на Химические Аварии и первое издание Руководства по Показателям Характеристик Безопасности, изданных в 2003 году. Оба документа предназначены для органов государственной власти, промышленности (включая руководство и трудящихся) и общественные организации.

Руководящие Принципы определяют ответственность всех сторон, вовлеченных в производство, использование и транспортировку опасных химических веществ. При этом учитываются все аспекты предотвращения и управления химическими авариями и несчастными случаями, возникшими при обращении с химическими веществами, начиная с планирования и конструирования оборудования для реагирования, эксплуатации, обучения, предупреждения общественности, планирования несчастных случаев и реагирования на них. Руководящие Принципы были переведены на несколько языков. Интернет-версия Руководящих Принципов позволяет пользователю осуществлять поиск необходимой информации по документу, а также по темам и ключевым словам.

Показатели Характеристик Безопасности призваны помочь заинтересованным сторонам в определении эффективности реализации Руководящих Принципов. Программа содержит базовый набор методик, на основании которых заинтересованные стороны могут создать свои программы по показателям характеристик безопасности. Интернет-версия позволяет пользователям находить необходимые документы и создавать настраиваемые программы по показателям характеристик безопасности.

С целью накопления информации и формулировки рекомендаций в рамках программы организуются конференции по конкретным проблемам. Примерами обсуждаемых вопросов являются:

- последствия для окружающей среды аварий и несчастных случаев, связанных с химическими веществами;
- аудиты и инспекции опасных установок;
- изучение несчастных случаев и аварий, связанных с химическими веществами;
- обмен информацией, предваряющий запланированное высвобождение химических веществ;
- комплексное управление безопасностью здоровья, окружающей среды и качеством;
- обучение инженеров управлению рисками;
- опыт оценки рисков опасных химических веществ, задействованных в аварийных выбросах;
- использование отчетов по безопасности для регулирования типичных опасных химических веществ, высвобождающихся при авариях;
- уроки прошлых химических аварий и несчастных случаев, связанных с химическими веществами;
- человеческий фактор в химических авариях и несчастных случаях, связанных с химическими веществами;
- сопоставление стоимости аварий и стоимости их предотвращения.





Программа также способствует международному обмену опытом и информацией. В настоящее время проводится управление схемой отчетности об авариях, разработанной ОЭСР совместно с ЕС, накопление и анализ данных по химическим авариям, включая экономические данные, и разработка научных методов, направленных на установление критических уровней выбросов.


Регистры Выбросов и Переноса Загрязнителей

Регистры Выбросов и Переноса Загрязнителей (РВПЗ) (Pollutant Release and Transfer Register - PRTR) являются основным средством информирования общественности о выбросах и переносе потенциально опасных загрязнителей.

РВПЗ представляют собой базы данных или реестры потенциально вредных химических веществ и/или загрязнителей, попадающих в воздух, воду, почву и переносящихся далеко от места аварии. РВПЗ объединяют информацию о том, выброс какого вещества произошёл, а также где, когда, в каком количестве и на каком предприятии произошла авария.

РВПЗ зарекомендовали себя как неоценимые средства мониторинга тенденций в области промышленных загрязнителей, позволяющие идентифицировать горячие точки и устанавливать приоритеты при решении проблем, связанных с защитой окружающей среды. РВПЗ предоставляют важную информацию о загрязнителях предприятиям, заботящимся об окружающей среде и желающим улучшить управление химическими веществами; представителям правительственных регулирующих органов; жителям индустриальных районов, интересующимся информацией о возможных неблагоприятных воздействиях; представителям движений в защиту окружающей среды; инвестиционным организациям для содействия инвестированию в устойчивое развитие; а также научно-исследовательским группам.

Рекомендации Совета ОЭСР по РВПЗ (1996) и соответствующее Руководство (1996) явились отправной точкой, послужившей толчком для разработки РВПЗ в странах-членах ОЭСР и не только. Количество стран-участниц ОЭСР, внедривших РВПЗ, увеличилось больше, чем вдвое, по сравнению с 1996 годом. К 2005 году таких стран насчитывалось 15. Многие страны, участвующие в ОЭСР и не входящие в ее состав, уже предприняли конкретные шаги по направлению к внедрению РВПЗ. В большинстве стран вместо РВПЗ разрабатываются или уже находятся на рассмотрении реестры загрязнений.

В настоящее время деятельность программы РВПЗ направлена на:

- улучшение и распространение методик оценки выбросов загрязнителей;
- управление качеством данных РВПЗ;
- прослеживание выбросов малых и средних предприятий (SMEs -Small and Medium-sized Enterprises), а также опасных химических веществ, испускаемых в окружающую среду химическими изделиями;
- содействие распространению данных РВПЗ среди стран-участниц ОЭСР;
- помощь странам по внедрению РВПЗ.





Безопасность Наноматериалов

Безопасности производимых наноматериалов посвящен новый раздел Программы по Безопасности Окружающей Среды ОЭСР. Проблема безопасности наноматериалов приобретет, по всей видимости, наибольшую актуальность в течение ближайших нескольких лет.

Приставка «нано-» происходит от греческого слова, служащего для именования «карлика». Она используется в метрической системе для определения одной биллионной доли, так что нанометр (нм) является одной биллионной долей метра.

Нанотехнология – это создание так называемых наноматериалов с помощью их конструирования на атомном или молекулярном уровне. Нанотехнологи имеют дело с наноматериалами, чьи размеры находятся в диапазоне от 1 до 100 нм. Наглядное представление о таких размерах иллюстрирует сравнение с человеческим волосом: нанометру соответствует 1/50 000 толщины волоса.

Нанотехнологии могут найти применение в самых разных секторах промышленности, например, в электронике и компьютерных технологиях, в химической индустрии, в технологиях, применяющихся для защиты окружающей среды, в медицине, косметике, пищевой промышленности, в военном и энергетическом секторах. Нанотехнологии являются не только технологиями будущего. Уже сейчас на мировом рынке появляется все больше изделий, содержащих наноматериалы, начиная с лосьонов, кремов и шампуней (в секторе косметики) и заканчивая самоочищающимся стеклом, покрытым наноматериалом из оксида титана.

Нанотехнологии позволяют использовать новые свойства материалов, которые, в свою очередь, могут оказаться полезными при решении задач защиты здоровья и окружающей среды.

В целях полномерного обеспечения выполнения требований безопасности, страны-члены ОЭСР объединили свои действия в реализации Программы БОЗ ОЭСР. Основными задачами этой работы являются: 1) активный обмен информацией по вопросам безопасности; 2) проверка адекватности методологии оценки рисков и схем тестирования в отношении наноматериалов; 3) осуществление международной координации по регуляторным вопросам.

Прежде, чем мы придём к полному пониманию того, какие меры необходимо предпринимать для безопасной работы с наноматериалами, наши знания в области нанотехнологий должны быть значительно расширены.

Совместная работа стран в составе ОЭСР призвана обеспечить адекватное решение проблем, связанных с безопасностью здоровья и окружающей среды, которые будут возникать при расширении экономических возможностей, предоставляемых технологическим прогрессом.


Безопасность в Биотехнологии и Безопасность Новых пищевых Продуктов и Кормов

Две программы – программа по Гармонизации Регуляторного Надзора в Биотехнологии и программа по Безопасности Новых пищевых Продуктов и Кормов, - сфокусированы на одной из наиболее противоречивых и злободневных проблем, с которыми страны-члены ОЭСР столкнулись за последние несколько лет, а именно на безопасности пищевых продуктов, разработанных с помощью методов современной биотехнологии. Обе программы взаимодополняющи: первая из них имеет дело преимущественно с безопасностью окружающей среды, а вторая – с безопасностью пищевых продуктов и кормов для животных.

Обе программы направлены на: 1) помощь странам-членам ОЭСР в оценке потенциальных рисков упомянутых продуктов, с целью обеспечения высоких стандартов безопасности; 2) на поощрение взаимодействия и понимания регуляторных процессов в разных странах; 3) на сокращение потенциальных нетарифных барьеров в торговле. Обе программы также отвечают требованиям по экспертной оценке, как случилось, например, в 1999 году, когда Главы Государств и Правительств Большой Восьмёрки запросили у ОЭСР разъяснений по некоторым вопросам, касающихся биотехнологии и безопасности пищевых продуктов.

Предпринимаемая в рамках обеих программ деятельность сконцентрирована на 4 основных областях:

Первая из них направлена на определение потенциальных рисков для человека, животных и окружающей среды, которые могут представлять пищевые продукты, полученные с помощью современной биотехнологии, и на создание общей научной информационной основы по этой проблеме. Осуществление поставленной задачи достигается, в основном, с помощью написания «консенсусных документов», содержащих информацию о биологии организмов-хозяев (например, зерновых культур, микроорганизмов, рыб и плодовых деревьев), о введенных признаках (например, переносимости гербицидов или устойчивости к вирусам и насекомым) и о питательной ценности (в основном, по ключевым пищевым/кормовым нутриентам и антинутриентам) организмов-хозяев. Консенусные документы также содержат информацию, относящуюся к таксономии, патогенезу модифицируемых организмов, а также по переносимым генам.

Вторая область деятельности связана с распространением информации, относящейся к оценке рисков/безопасности продуктов современной биотехнологии, реализуемая, главным образом, посредством Интернет-сайта [url=http://www.oecd.org/department/0,3355,en_2649_34385_1_1_1_1_1,00.html/]BioTrack Online[/url]. Одним из основных компонентов этого Интернет-сайта является база данных по пищевым продуктам. Эта база данных обеспечивает доступ к информации по тем пищевым продуктам, которые были одобрены согласно требованиям безопасности, предъявляемым в странах-членах ОЭСР к пищевым продуктам и кормам, а также по безопасности для окружающей среды. Данная система уникальной идентификации была разработана в рамках программы ОЭСР. Совсем недавно эта система была признана подходящей идентификационной системой для продуктов, включенных в базу данных «Механизма Посредничества по Биобезопасности» (Biosafety Clearing House), разработанного в рамках Картагенского Протокола по Биобезопасности. На интернет-сайте BioTrack Online можно легко найти консенсусные документы, а также базы данных по полевым испытаниям трансгенных организмов и информацию, касающуюся регуляторных контактов каждой из стран-участниц ОЭСР.

К третьей области деятельности программ относится организация конференций и семинаров, на которых эксперты стран-участниц ОЭСР, а также стран, не входящих в состав ОЭСР, изучают проблемы безопасности продуктов современной биотехнологии. Проводимые конференции и семинары направлены на содействие открытому и плодотворному диалогу между странами, а также на поддержку менее опытных в решении вопросов безопасности стран. Одной из подобных конференций стали конференции по биологии Атлантического лосося, проводившиеся в ноябре 2004 и октябре 2005. На основании результатов конференций было принято соглашение о разработке консенусного документа по биологии Атлантического лосося (первого консенсусного документа, относящегося к представителю царства животных).

К четвертой области деятельности обеих программ относится изучение схожих и различных пунктов в регуляторных основах разных стран-членов ОЭСР. Например, выявление и анализ различий между критериями безопасности окружающей среды, принятыми в разных странах, позволяет предпринять шаги по сокращению найденных различий. А это, в свою очередь, будет способствовать сокращению возможных производственных конфликтов.





Перевела Дарья Червякова

Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей