Первая российская конференция по производству биотоплива

29.03.200638320

Первая российская  конференция  «Переработка рапса на биологическое топливо» состоялась 22 марта 2006 г. в выставочном центре «ВертолЭкспо» (Ростов-на-Дону).


Конференция открылась приветственным письмом министра сельского хозяйства России А.В. Гордеева участникам конференции о важности производства рапса как масличной культуры. Особо  было подчеркнуто его продовольственное и техническое значение.  


На конференции были представлены технологии производства ярового и озимого рапса. Результаты  показывают, что данная культура  обязана  занять  важное место  в  севообороте  масличных культур. Как было сказано, «рапс – индикатор развития земледелия».  Культура выгодна экономически, превосходно подготавливает  структуру почвы, повышает ее плодородие, очищает от сорняков, значительно повышает фитосанитарное состояние поля.  Мировыми лидерами производства рапса являются страны с развитыми технологиями земледелия: Европа, Канада, Австралия, Китай, Индия.


Для  аграриев  встал  вопрос  о рынке сбыта данной продукции. Действительно, спрос европейских покупателей на рапс огромный, но на вывоз масличных действует 20% запретительная экспортная пошлина, как на подсолнечник, так и на рапс. К переработке рапса  на внутреннем рынке готовы не все заводы, да и внушительный объем подсолнечника на внутреннем рынке вряд ли будет активизировать спрос на рапс. Провал рынка масличных в этом сезоне испытали все аграрии.


Один из сценариев развития рынка сбыта рапса, предложенный на конференции, предусматривал следующее. Было предложено каждому фермеру или группе хозяйств обзавестись маслопрессом, купить в Барнауле на заводе топливной аппаратуры АЗПИ форсунки на трактор МТЗ 82 для модернизации двигателя, что позволит трактору работать полностью на рапсовом масле. Такой трактор был представлен, он работал на холостом ходу все время работы выставки. Но результаты испытаний пока надлежащим образом не оформлены. Как поведет себя такой трактор в поле, пока аграрии не пробовали. Сельхозпроизводителям предлагалось включиться в процесс испытаний.


Также были представлены результаты испытаний двигателя ММЗ-243 трактора МТЗ-82 при работе на смеси рапсового масла с дизельным топливом (25/75%). Причем эти данные были получены с 1992 по 1997 год, но тогда они представляли малый интерес, поскольку соотношение цен между растительным маслом и дизельным топливом не было таким как сегодня.


Фермеры с сомнением отнеслись к программе «каждому фермеру – по маслопрессу». Во первых, она требует крупных вложений финансов и труда, во вторых – технологически несовершенна. В-третьих, у фермеров отсутствуют знания по технологиям, оборудованию, сроках его окупаемости.  Маслодобывающее оборудование должно работать, а не простаивать. Дизельное топливо нужно весной и осенью. Пресс малой производительности заставит фермера стоять около него весь год. Пресс большей мощности будет работать месяц-два в году и не будет окупаться. Сколько времени потребуется на снабжение всех фермеров прессами и форсунками?


Принцип «если сделаешь сам – будет дешевле» иногда справедлив, но сельхозпроизводитель должен получать свой нормальный доход от технологий земледелия, и не обязан заниматься другими технологиями. Иначе завтра ему предложат построить свой химзавод для производства собственных дешевых удобрений, сделать свой самолет для опыления полей, а заодно – телевизор, холодильник  и сотовый телефон, а кто землю пахать будет ?


Главное – какие технологии предлагаются нашему аграрному сектору на пороге вступления в ВТО? Не стоит забывать, что в Европе, на родине биодизеля, его производство сегодня ведется на современных заводах мощностью 100-200 тыс.тонн в год. Т.е. каждый завод перерабатывает по 250-500 тысяч тонн маслосемян в год, создавая в регионе устойчивый спрос на сырье. Вот что нужно сегодня нашему фермеру – гарантированный спрос на семена!


Для обеспечения устойчивого спроса рынок этой культуры должен формироваться на федеральном уровне. Только тогда аграрии получат стимул развития технологий возделывания рапса.  Возможно, это будет обеспечено в ближайшей перспективе федеральной программой «РАПС» на 2007-2009г, важнейшие положения которой должны предусматривать  следующее:


– Необходимо принять федеральную программу создания современных высокотехнологичных производств биодизеля в России с годовыми объемами производства 100-200 тыс.тн, так как именно такие предприятия обладают минимальными издержками, и будут способны конкурировать и поставлять продукцию мировых стандартов на экспорт при вступлении России в ВТО.


– Принять федеральную программу формирования рынка рапса и биодизеля. Для этого необходимо ввести для внутреннего рынка новый стандарт топлива «Б5» (смесь 5% биодизеля и 95% дизельного топлива) и применить его на всех автозаправках России и особенно – крупных мегаполисов в целях охраны окружающей среды.  Это как раз тот процент биодизеля в дизельном топливе, который не требует переделки любого двигателя. Хотя мировое машиностроение уже давно занимается совершенствованием своих дизельных двигателей для работы на биодизеле. Так,  Пежо, Ситроен и Рено сегодня гарантируют  работу своих моторов при использовании биотоплива «Б30» (30% биодизеля, 70% дизельного топлива). А Фольксваген предоставляет гарантии на «Б100» (100% биодизель). В России ежегодно производится около 32 млн. тонн автомобильных бензинов и 60 млн. тонн дизельного топлива. 5% биодизеля составит 3 млн.т. Последующая модернизация дизельных двигателей в России должна свестись, как и во всем мире, к повышению содержания биодизеля в дизельном топливе. Т.е. мы должны наблюдать постепенный переход к топливам «Б10», «Б15» , «Б20» и т.д. И на рынке должно быть несколько видов таких топлив.  


Если мы планируем развиваться в рамках ВТО и быть конкурентно интегрированными в мировую экономику, то мы должны переходить на единый принятый международный стандарт  биодизеля: Euro Standard EN 14214, который определяет биодизель не как рапсовое масло, а как метиловые эфиры жирных кислот. Соответственно нужно переходить на единые технологии его производства, рентабельность которых обеспечивается  наличием достаточной региональной сырьевой базы.  А машиностроение должно развиваться по законам развития топливного рынка.


Участник конференции Виталий Шамаев, "Гелио-Пакс"
market@geliopax.ru



Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей