Смогут ли ученые найти «гены интеллекта»?

12.09.201411370

Генетические исследования более 100 тыс. человек позволили выявить три варианта генов, ассоциированных с уровнем IQ, но степень их влияния на этот показатель оказалась незначительной.

Ученым, которые хотят найти гены, определяющие интеллект человека, предстоит большая работа. Одно из самых крупных и высокоточных генетических исследований познавательных способностей человека [1] закончилось получением неубедительных результатов. По мнению исследователей, чтобы точно определить даже незначительное влияние генов на интеллект и другие характеристики поведения, необходимо провести тщательное исследование генома у более 1 млн. человек.

Исследования, проведенные на близнецах, многократно демонстрировали, что интеллект, особенности личности и поведения человека генетически обусловлены. Но попытки найти ассоциативную взаимосвязь между показателем IQ и конкретными вариантами генов привели к получению большого числа невоспроизводимых результатов. По мнению критиков, данные, полученные в ходе применения некоторых методов исследования, были искажены попытками выдать желаемое за действительное и низкокачественной статистикой. Авторы передовой статьи, опубликованной в январе 2012 г. в журнале Behavior Genetics [2], заключили, что «многие из опубликованных за последнее десятилетие данных ошибочны или вводят читателя в заблуждение, и они не помогли совершить настоящий прорыв в этой научной области».

В 2011 г. международная группа ученых запустила проект, направленный на ужесточение условий проведения исследований, посвященных оценке влияния генов на поведение человека. Команда ученых под названием Social Sciences Genetic Association Consortium стремилась проводить исследования с использованием методов, заимствованных из практики медицинских генетиков, а именно проводить исследования на большой группе испытуемых, применять точные методы статистической обработки данных и воспроизведения полученных результатов. В 2013 г. были опубликованы результаты исследования [3], в котором сравнивались геномы более 126 тыс. человек. Команда ученых обнаружила три варианта генов, влияющих на количество лет обучения и вероятность получения человеком университетского образования. Но степень влияния этих генных вариантов была незначительной: каждый вариант коррелировал приблизительно с одним дополнительным месяцем обучения.

В проспективном исследовании, результаты которого были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences [1], команда исследователей пыталась обнаружить генетические варианты, ассоциированные с показателем IQ и другими когнитивными способностями человека. Для этого они повторно исследовали варианты генов, ассоциированных с обучением, у более 106 тыс. человек, принимавших участие в исследовании 2013 г.

Ученые выбрали 69 вариантов генов, которые находились в наиболее сильной ассоциативной взаимосвязи с уровнем образования участника исследования. Чтобы установить прямую взаимосвязь между этими генами и показателем IQ, специалисты проверили наличие вариантов вышеуказанных генов у участников исследования из второй выборки, состоящей из 24 тыс. человек, которые тоже прошли тесты на определение когнитивных способностей. Результаты исследования показали, что с уровнем образования и более высоким показателем IQ у человека ассоциированы три варианта генов.

Наличие у участника исследования каждого из трех вариантов генов, обнаруженных учеными, в среднем увеличивало результат теста на определение IQ на 0,3 балла. (У приблизительно 2/3 населения показатель IQ составляет 85-115 баллов.) Это означает, что человек с двумя копиями каждого варианта гена при выполнении теста на определение интеллекта получит окончательный результат на 1,8 балла выше, чем человек, который не имеет этих генов.

По словам одного из руководителей исследования Даниеля Бенджамина (Daniel Benjamin), социолога из Корнелльского Университета (Cornell University, США), потребуется провести обследование более 1 млн. человек, чтобы найти достаточное число общих генных вариантов и объяснить 15% разницу в значениях IQ, уровне образования и поведенческих характеристиках у людей.

По словам Кэвина Митчелла (Kevin Mitchell), нейрогенетика из Колледжа Тринити Дублина (Trinity College Dublin, Ирландия), разочарованного результатами исследования, при таком незначительном влиянии вариантов генов вероятность того, что ученые получили ложноположительные результаты, очень высока.

По словам Бенджамина, ученые изначально предполагали, что их исследование может закончиться неудачей. Однако, ученые доказали, что на такие характеристики, как интеллект, влияет множество генов, каждый из которых оказывает небольшое воздействие. Эти данные должны помочь найти правильное направление для проведения будущих исследований, а также охладить ожидания специалистов в отношении результатов, которые они могут получить.

Ученые обнаружили 69 генов, которые коррелируют с более высоким уровнем образования человека, из которых три гена находятся в прямой ассоциативной взаимосвязи с хорошими интеллектуальными способностями их носителя. (фото: Jirsak/Shutterstock)

По материалам NatureNews

Оригинальная статья: Nature doi:10.1038/nature.2014.15858

Литература:
1. Rietveld, C. A. et al. Proc. Natl Acad. Sci. USA http://dx.doi.org/10.1073/pnas.1404623111 (2014).
2. Hewitt, J. K. Behav. Genet. 42, 1–2 (2012).
3. Rietveld, C. A. et al. Science 340, 1467–1471 (2013).


Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей