Первоначальная оценка коммерческой привлекательности проекта

24.09.200484740

Первоначальная оценка коммерческой

привлекательности проекта


Одна из традиционных отговорок, которой разработчики объясняют свое нежелание писать бизнес-план, звучит так: «Если бы я знал, что проект проинвестируют, я бы написал…». Действительно, точно определить, насколько привлекательным будет проект для инвестора и стоит ли тратить силы на попытку его коммерциализации, можно только с помощью детального анализа. Чтобы не тратить силы и время на поиск инвестиций для коммерчески бесперспективных разработок и не потерять шанс пристроить хороший, но не подготовленный для представления инвестору проект, проведите его предварительную оценку.


Чтобы понять, чего в проекте не хватает, попробуйте заполнить предложенную ниже таблицу. Она не претендует на полноту (например, значимость отдельных пунктов в ней в действительности неодинакова), но позволит оценить коммерческие перспективы разработки.


Оценка реализуемости и привлекательности бизнес-идеи для потенциальных партнеров и инвесторов



















































































Критерии оценки

Слабая – 0 баллов Средняя – 3 балла Высокая – 5 баллов

1. Информация о потенциальном инвесторе

Отсутствует Есть начальные сведения Знаю, к кому обратиться

2. Репутация вашей организации

Слабая (или новая организация) Средняя Очень высокая

3. Наличие опыта реализации подобных проектов

Нет Небольшой Есть несколько реализованных проектов

4. Наличие патента, лицензии, сертификата

Нет В процессе Есть

5. Наличие ноу-хау

Нет Есть, но легко воспроизводимо Воспроизвести труднее, чем купить лицензию у вас

6. Рынок аналогичной продукции существует

Менее 3-х лет Не менее 3-х лет Потребность покрывается за счет импорта

7.Коммерческие преимущества перед аналогами

Неизвестно Умеренные Подавляющие

8. Поддержка и льготы органов власти

Нет или не знаю Возможна Имеется

9. Срок окупаемости проекта

Более 2-х лет 1,5-2 года До 1 года

10. Наличие этапов последующего развития

Нет Один 2 и более

11. Наличие собственных средств

Менее 20% До 51% Более 51%

12. Наличие команды и ведущих специалистов

Менее 50% 50% и более 75-100%

13. Наличие земли и помещений

Менее 50% 50% и более 75-100 %

14. Наличие основного оборудования

Менее 33% 33% и более 66-100%

Всего баллов

     

Теперь вы можете определить, стоит ли вам писать бизнес-план:






























Итоговые оценки


Рекомендации


Сумма баллов


Количество оценок «0»


менее 25


более 6


Идея требует серьезной доработки


26-35


5-6


Необходимы уточнения


36-45


3-4


Пора начинать разрабатывать бизнес-план


46-55


1-2


Имеются явные шансы на успех


56 и более


0


Очень высокие шансы на успех


Большое число нулевых оценок должно навести на серьезные размышления о том, достаточно ли проработана и перспективна бизнес-идея. Если вы поставили себе более 50 баллов и не более двух нулевых оценок, есть основания считать, что у проекта есть все предпосылки для успешной реализации. Разумеется, при начальной оценке проекта на все вопросы вы ответить не сможете, а если сможете (в том числе рассчитать сроки окупаемости проекта), вам пора подумать о карьере в инвестиционной компании :).


Это только первичный анализ, и определить реальную коммерческую ценность и конкурентоспособность вашей разработки с его помощью сложно, но такая предварительная оценка коммерциализуемости проекта и вашей готовности к встрече с инвестором может стать основой для его дальнейшей работы по продвижению проекта. Если результат предварительной оценки окажется обнадеживающим, то в дальнейшем, нарабатывая материал по каждому пункту, вы сможете написать полноценный бизнес-план.


У каждой инвестиционной компании разработаны свои критерии оценки проектов и формы составления бизнес-плана, но все они базируются на общих принципах. При составлении коммерческого предложения вам необходимо будет ответить на множество вопросов – например, таких:


В чем состоит актуальность разработки?


Какова ее новизна – научная, прикладная, потребительская?


Какую потребность удовлетворяет ваша разработка?


Какие эффекты – научные, технические, экономические, социальные, экологические – можно ожидать от ее внедрения?


Кто является вашими конкурентами на каждом этапе разработки и внедрения?


Каковы конкурентные преимущества вашего предложения перед аналогами?


В чем заключаются уникальные характеристики вашей разработки?


Имеется ли образец продукции (лабораторный образец, макет, опытный образец)?


Какая имеется документация (чертежи, конструкторская и/или технологическая документация)?


Насколько отработана технология (лабораторная технология, полупромышленная установка, промышленное производство)?


Какие причины могут помешать реализации проекта?


Каков требуемый объем работ, сроки их выполнения и приблизительная стоимость?


Кто еще участвовал в этой работе, кроме авторов, указанных в публикации или заявке на патент?


Как вы прогнозируете получение доходов и возврата привлеченного капитала?


Как они распределяются (какая часть на что тратится)?


Если вы ответили на эти вопросы, то большая часть информации, необходимой для составления бизнес-плана, уже имеется в вашем распоряжении. Все, что вам нужно сделать – это собрать и упорядочить ее. Одним из наиболее простых и эффективных способов сделать это является SWOT-анализ, от английских:


Strengths – силы ;


Weaknesses – слабости;


Opportunities – возможности;


Threats – угрозы.


В конечном итоге проведение SWOT-анализа сводится к заполнению таблицы – так называемой матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны вашего проекта, а также рыночные возможности и угрозы.


Матрица первичного анализа заключается в том, что сначала все факторы делятся на две части – внешнюю среду и внутреннюю, а затем события в каждой из этих частей – на благоприятные и неблагоприятные.


Сильные стороны ваших разработок – то, в чем вы преуспели, собенности проекта, предоставляющие вам дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся у вас опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации и т.п.



Слабые стороны вашего проекта – это отсутствие чего-то важного для успешной коммерциализации вашей разработки или то, что вам пока не удается и ставит вас в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести отсутствие образца или подтвержденных результатов, отсутствие у вас опыта коммерциализации проектов, знаний о рынке товаров, подобных вашему, собственных средств и т.п.



Рыночные возможности – это благоприятные обстоятельства, которые вы можете использовать для получения преимуществ. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций ваших конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать при реализации конкретного проекта.



Рыночные угрозы – события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на реализацию вашего проекта. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение инвестиционного климата и т.п.


Общий вид матрицы первичного SWOT – анализа выглядит так:



Первый шаг – анализ внутренней среды проекта (его сильных и слабых сторон). Из них следует выбрать наиболее важные – самые сильные и самые слабые – стороны и записать их в соответствующие ячейки таблицы SWOT-анализа. Желательно, чтобы и тех, и других было не больше чем 5-10: слишком большое число переменных усложнит дальнейший анализ.


Чтобы определить сильные и слабые стороны вашей разработки, вам необходимо:


•  составить перечень параметров, по которому вы будете оценивать ваш проект;


•  по каждому параметру определить, что является сильной стороной, а что – слабой;


•  из всего перечня показателей выбрать наиболее важные и занести их сильные и слабые стороны в матрицу SWOT-анализа.


Здесь необходимо учесть следующие группы показателей:


•  Организация: наличие нужных для осуществления проекта специалистов, уровень квалификации ваших сотрудников, их заинтересованность в развитии проекта и т.п.


•  Производство: ваши возможности производства, качество оборудования, наличие у вас патентов и лицензий, себестоимость вашей продукции, проработанность каналов поставки сырья и материалов и т.п.


•  Финансы: предполагаемые издержки производства, доступность капитала, скорость оборота капитала, планируемая прибыльность вашего проекта и т.п.


•  Инновации: степень новизны ваших разработок, сроки внедрения в производство и т.п.


•  Маркетинг: качество, уровень цен, эффективность рекламы, эффективность предполагаемой модели сбыта и т.п.


Второй шаг – определение факторов внешней среды (возможностей и угроз). Этот этап позволит вам оценить ситуацию вне вашей организации и понять, какие у вас есть возможности и каких угроз следует опасаться (и, соответственно, позволит заранее к ним подготовиться).


Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон проекта:


•  составьте перечень параметров, по которому вы будете оценивать рыночную ситуацию;


•  по каждому параметру определите, что является возможностью, а что – угрозой для вашего проекта;


•  из всего перечня выберите наиболее важные возможности и угрозы и занесите их в матрицу SWOT-анализа.


За основу при оценке рыночных возможностей и угроз вы можете взять следующий список параметров:


•  Факторы спроса: емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, структура спроса на вашу разработку и т.п.


•  Факторы конкуренции: наличие на рынке аналогичных разработок, характеристика товаров ваших основных конкурентов, планируемый объем продаж, величина затрат для входа на рынок, распределение рыночных долей между основными участниками рынка и т.п.


•  Факторы сбыта: наличие сетей распределения для вашей продукции, условия поставок материалов и комплектующих и т.п.


•  Экономические факторы: уровень инфляции, изменение покупательной способности основных потребителей вашей продукции, налоговая политика государства и т.п.


•  Научно-технические факторы: уровень развития технологии, перспективы внедрения инноваций в промышленное производство, уровень государственной поддержки разработок т.п.


•  Социальные факторы: традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления сходных с вашим товаров и услуг и т.п.


•  Природные и экологические факторы: влияние вашего проекта на состояние окружающей среды, отношение общественности к защите окружающей среды и т.п.


Как и в первом случае, вам необходимо выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные. Для этого каждую возможность (или угрозу) вам нужно оценить по двум параметрам, задав себе два вопроса: «Насколько высока вероятность того, что это случится?» и «Насколько это может повлиять на мой проект?». Выберите те события, которые произойдут с большой долей вероятности и окажут заметное влияние на ваш проект. Эти 5-10 возможностей и примерно столько же угроз занесите в соответствующие ячейки таблицы SWOT-анализа.


Итак, таблица SWOT-анализа заполнена, и вы видите перед собой полный перечень основных сильных и слабых сторон проекта, а также открывающиеся перед вами перспективы и грозящие опасности. Однако это еще не все. Теперь вам нужно сделать последний шаг и сопоставить имеющиеся у вас сильные и слабые стороны с рыночными возможностями и угрозами. Это позволит вам ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития вашего бизнеса:


•  Как воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны разработки?


•  Какие слабые стороны разработки могут в этом помешать?


•  За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?


•  Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами проекта, нужно больше всего опасаться?


Для сопоставления возможностей вашего предприятия условиям рынка применяется немного видоизмененная матрица SWOT-анализа:



















ВОЗМОЖНОСТИ

1. Появление новой целевой программы

2. Появление нового инвестора

3. …………

УГРОЗЫ

1. Появление аналогичной разработки
2.Появление новой технологии

3. …………

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ


1. Высокий уровень разработки


2. Наличие квалифицированных


сотрудников


3. …………

1. Как воспользоваться возможностями Попытаться войти в число конкурсантов 2. За счет чего можно снизить угрозы Удержать свои позиции за счет улучшения характеристик продукции

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ


1. Высокая себестоимость производства


2. Отсутствие опытного образца


3. ………….

3. Что может помешать воспользоваться возможностями Участие в конкурсе осложняется тем, что проект не до конца проработан 4. Самые большие опасности для фирмы Появившийся аналог может полностью обесценить имеющиеся у нас наработки

Заполнив эту матрицу, вы обнаружите, что определили основные направления развития и сформулировали основные проблемы, которые необходимо решить для успешного развития вашего проекта. К тому же у вас уже наработан материал по каждому пункту, и когда вы начнете составлять бизнес-план, вам просто нужно будет собрать информацию, которая у вас есть, и структурировать ее в зависимости от требований того или иного инвестора.



Андрей Егоров, интернет-журнал "Коммерческая биотехнология" http://www.cbio.ru
Следующая статья: "Ошибки в бизнес-плане".











Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей