Как вести бизнес в России
Как международные компании могут преодолеть трудности и получить выгоду от ведения бизнеса в России?
Вашему вниманию предлагаются 8 заповедей, которые должны помочь западным компаниям расцвести на российской почве. Основой для этих советов послужили интервью с управляющими 36 западных компаний, которые ведут дела в России, а также наш собственный опыт.
Заповедь 1. Руководить авторитетно, но не авторитарно
Россияне ценят сильных, увлеченных своим делом лидеров, которые завоевывают авторитет и доверие в соревновании. Успешный лидер в России неотразимо выглядит, добивается превосходных результатов, а ответственность и успех делит со своими сторонниками. Отстраненность директора компании от процесса управления, напротив, часто воспринимается как слабость.
Заповедь 2. Создать сильную организационную культуру с ясно различимыми иностранными компонентами
Россиянам нравятся трудовые культуры, которые предполагают, что работник пользуется уважением, что он является частью команды, что от него ждут работы в полную силу – все это потому, что эти элементы не являются частью традиционной русской производственной практики. Западная компания должна сохранять и поддерживать эти ценности, даже если ее топ-менеджмент постепенно заполняется национальными кадрами. Сильная организационная культура также помогает управлять действиями работников.
Заповедь 3. Работать над постепенным созданием ответственной трудовой организации
Очень непросто заставить работников-россиян принимать решения и проявлять инициативу: они не привыкли этого делать. Создавать ответственную трудовую организацию следует постепенно, а начать разумно с обещания не наказывать сотрудников за добросовестные ошибки.
Заповедь 4. Уважать местные обычаи, но при этом играть по своим правилам
Не старайтесь подражать бизнес-моделям российских партнеров или конкурентов, поскольку обыграть их на их собственном поле очень сложно. Как правило, в России добиваются успеха те западные компании, которые используют бизнес-модели, доказавшие свою успешность в других странах, при этом несколько адаптируя их к местным условиям.
Заповедь 5. Быть твердым в принципиальных вопросах и гибким в деталях
В условиях изменчивой российской действительности, говорят некоторые, планирование не представляется возможным. Мы считаем, что оно необходимо. Жесткая постановка долговременных задач в сочетании с гибкостью в отношении тактики их решения поможет сотрудникам сориентироваться в море изменчивости.
Заповедь 6. Учиться жить и работать в кризисных условиях
Россия очень предсказуема: непредвиденные события случаются почти каждый день. Компании должны быть готовы не только справляться с трудностями, но и замечать возникающие попутно возможности. Уменьшить количество сюрпризов можно посредством внедрения систем раннего предупреждения – например, дополнительных промежуточных финишей в ходе долгосрочных проектов – которые позволят отследить отставание на ранних этапах.
Заповедь 7. Понимать, что коррупция распространена в России повсеместно и с ней придется иметь дело
Встреча с коррупцией в России неминуема. Справиться с ней компания может попробовать несколькими способами. Она может выступать в качестве субподрядчика другой компании, которая уже подвержена коррупции. Она может упредить коррупцию, предлагая договор, который не будет противоречить принятым в компании этическим стандартам. Нам стало известно об одной фирме, которая предоставляла чиновникам образцы своей продукции в обмен на ежедневные отчеты о потребительских характеристиках товара, организовав тем самым выгодное для себя тестирование. Кроме того, компания может войти в бизнес на поздней стадии его развития или избегать сотрудничества, которое неминуемо вовлечет ее в коррупцию. Россияне оценят коррупционную стратегию компании, так что непреклонность в этом вопросе – ключ к успеху.
Заповедь 8. Вести сотрудничество с правительственными учреждениями всех уровней
Личные связи играют важную роль в России. Политики и правительственные учреждения здесь по-прежнему имеют власть над бизнесом. Иногда личное внимание важнее, чем взятка. Топ-менеджеры компании должны регулярно наносить визиты чиновникам из правительства, приглашать их к себе, участвовать в местной благотворительности и обучающих программах.
Карл Фей, Станислав Шекшня
The Wall Street Journal October 27, 2007
Перевод: Инопресса