Контора пишет

23.10.200747050
К мучительным бюрократическим процедурам в госучреждениях уже все давно привыкли. Но зачем это нужно коммерческим структурам, которые, обрастая бумагами и бумажками, становятся похожи на неповоротливые перегруженные баржи?

«Пока коллективы маленькие, многие вопросы решаются коллегиально, и люди знают, кто с кем общается, над какой задачей работает. Когда же компания разрастается, сотрудники могут и не знать, чем занимается сосед. Поэтому смысл формализации в том, чтобы не терялись контакты, оставалась наработанная база данных, чтобы сотрудники знали, что делать, как и когда, с кем решать те или иные вопросы», – считает Александр Новгородский, генеральный директор ЗАО «Литер».

Инструкции, отчеты, расписки, соглашения и прочие представители бумажного племени возникли, разумеется, не от хорошей жизни. Каждый прецедент, с которым сталкивается компания в процессе ее роста и развития, оставляет свой «бумажный» след в ее архиве. Утратив однажды контактные данные клиентов по причине внезапного увольнения менеджера или напоровшись на штрафные санкции из-за сотрудника, случайно «забывшего» передать важную информацию финансистам, руководитель такой компании становится осторожным и внимательным. Он становится бюрократом. И уже, как следствие, требует соблюдения всевозможных формальностей и от своих подчиненных.

Линия обороны

«Как-то мне довелось проводить тренинги по тайм-менеджменту в компании, работающей на справочно-информационном рынке. В процессе диагностики оказалось, что продавцы рекламы по приходу на работу тратят один-два часа на заполнение отчетов о прошедшем дне, которые руководством никак не использовались, поскольку сдавался еще и отчет за весь месяц работы. Ежедневные отчеты служили неким дисциплинарным актом, по нашему мнению, нецелесообразным», – рассказывает Вадим Насадюк, руководитель консалтинговой компании «Обрий». И таких примеров немало. Поэтому, по мнению Александра Новгородского, отчеты необходимы, когда штат компании превышает 10-15 человек, главное – максимально оптимизировать отчетный процесс. Эксперты считают, что отчеты должны иметь стандартизированную форму, а их написание – занимать не более 15 минут в день. Однако в небольших и еще не очень забюрократизированных компаниях частенько происходит иначе. Когда в один далеко не прекрасный день рассерженный руководитель вдруг объявляет подчиненным, что отныне они должны ежедневно сдавать отчеты, расписываться в журнале посещений, фиксировать телефонные звонки и т.п., сотрудников это может повергнуть в шок. Но проходит несколько недель, все утрясается – и жизнь офиса входит в обычный ритм. Это в случае, если внедренные правила – для всех. Но обычно появляются «священные коровы», которым дозволено звонить куда угодно, да и на их посещение руководство закрывает глаза. В итоге шаги по урегулированию и формализации внутренних отношений (процедур) приводят к еще большей дестабилизации в коллективе. Разумеется, такой подход ничего общего не имеет с разумной бюрократией, у которой, как выяснилось, имеется масса положительных сторон.

Во-первых, Вадим Насадюк считает, что правила письменного документооборота (в т.ч. отчеты и различная внутренняя переписка) для многих сотрудников служат дисциплинирующим фактором, а для многих из них – еще и методом, повышающим ответственность. Как внешний вид, речь, иерархия – служат элементом самодисциплины.

Во-вторых, по мнению Анны Басюк, руководителя HR-департамента розничных сетей компании Aventures Group, документализация и стандартизация бизнес-процессов позволяет экономить время сотрудников и деньги компании. Письменный документооборот дает возможность сохранять и накапливать позитивный опыт. Компании страхуют себя от того, что с уходом какого-либо сотрудника вместе с ним уйдут знания, опыт, наработки. Если неопытному сотруднику требуется совершить какое-либо действие или принять решение, он может обратиться к соответствующему документу и узнать, как правильно поступать в данной ситуации.

«Также многим известны факты так называемых отмашек, когда можно услышать в среде сотрудников: …так я же тебе говорил! документ лежал здесь… вы не справляетесь со своими обязанностями, мы вам не оплатим работу… мы же договаривались за 600? и т.п. Понятие «человеческий фактор» может сыграть негативную роль, когда в поединке сходятся личная ответственность и страх перед последствиями», – делится наблюдениями Вадим Насадюк.

Однако внедрение формализации – процесс довольно сложный и длительный. И хотя отдельные элементы регламентированных правил, норм и отношений присутствуют в любой компании, их необходимо пересматривать. Раз в два-три года, или даже чаще, если структура компании претерпевает значительные изменения, эта система нуждается в оптимизации. Чтобы процесс внедрения проходил успешно, необходимо тщательно изучить слабые места предприятия и выработать общую схему действий. Наиболее оптимальным, по мнению Александра Новгородского, может стать сотрудничество ответственного лица, допустим, директора по общим вопросам, и начальников структурных подразделений. После того как, например, финансовый директор реализует формализацию отчетов в своей области, а директор по производству – в своей, все эти процедуры должны быть согласованы и сведены к стандартным формам.

«Правильно и четко организованные структура компании, прописанные функции, полномочия сотрудников, ресурсы позволяют эффективно работать в конкурентных условиях и быть устойчивым к влиянию внешних факторов, связанных с политическими, макроэкономическими, законодательными рисками. Я уж не говорю о том, какие результаты имеет бюрократическая подготовленность при общении с контролирующими и проверяющими органами. Когда требуется не только соблюдение законов и правил, но и надлежащее документальное отражение этого процесса», – считает Анатолий Строкань, административный директор НПП «Атис-плюс».

Впрочем, такое единодушие среди экспертов в поддержке внедрения различных формальностей и стандартов основывается на понимании того, что современный бизнес требует абсолютной четкости и согласованности действий, достичь которых без прописанных правил и процедур не удастся.

Бюрократический иммунитет

Неформальные отношения начинают тормозить развитие фирмы, делая работу бессистемной и бесконтрольной. В этот момент качественного перехода от компании друзей, родственников и приятелей к бизнес-структуре обычно и отсеиваются соратники. Кто-то не может смириться с новой иерархией и системой отношений, кто-то, ощущая себя неуютно в строгом костюме, покидает ставшее не столь уж родным предприятие. «Можно предположить, что у каждого сотрудника, в силу его различных индивидуальных особенностей, существует свой порог толерантности к формальности, в частности – к бюрократии. В случае, если он низкий, такому человеку может быть дискомфортно в условиях регламентации, субординации, систематизации и прочих «-ций». Обычно обладателями такого низкого порога бывают неординарные, творческие люди, среди них есть способные и даже талантливые. Это совсем не означает, что в компаниях с развитым уровнем формализации им не место. Просто необходимо проявлять определенную гибкость и создавать условия для таких специалистов, если их должность действительно предполагает творческую деятельность. Также следует иметь в виду, что среди обладателей низкого ко всякого рода формальностям порога нередко встречаются также люди праздные, безответственные, личностно незрелые, не обладающие теми способностями о которых они заявляют», – считает Виталий Матусевич, психолог, независимый эксперт-консультант по вопросам НR.

Поэтому, планируя организационные изменения, следует подумать и об адаптации старых, проверенных сотрудников к новым условиям и о соблюдении разумного баланса между деловыми и дружескими отношениями. Однако это – скорее, совет для небольших молодых компаний. Обычно в компании бюрократия приходит с ее разрастанием и возрастом. Взгляните на транснациональные компании: для них формализация – норма жизни. Да и многие украинские компании – банки, страховые компании и т.д. – в силу самого рода деятельности обязаны бюрократизировать внутренние процедуры.

Но не только неформальные взаимодействия на определенном этапе развития компании могут создавать проблемы. Бессистемная и нерациональная формализация организационных процессов может навредить значительно больше. «Возникает неразбериха со служебными обязанностями, конфликты между подчиненным и начальником, пустая трата рабочего времени», – поведал Вадим Насадюк. – В качестве примера могу привести фирму – дистрибутора парфюмерии, которая держит в штате одного мерчандайзера и четырех продакт-менеджеров. Как оказалось, по служебной инструкции все «продакты» – его начальники. А результатом такой работы стала перегрузка, конфликт, и человек оказался на грани увольнения. В другом случае довольно крупная фирма (производитель электрооборудования) попросила оценить персонал по профессиональным качествам и по тому, как выполняются служебные обязанности. В процессе работы оказалось, что у большинства должностные и служебные инструкции существуют только в уме, а не на бумаге, у других же они не пересматривалась с советских времен».

И все же, несмотря на негатив, которым веет от слова «бюрократия», можно по-иному взглянуть на это неоднозначное явление. С одной стороны, четко прописанные компетенции, обязанности, нормы – воплощение стабильности, с другой – они мешают принятию нестандартных и неординарных решений. Балансирование между необходимостью избежать зашоренности и в то же время не погрузиться в пучину организационного хаоса – высокое искусство, простое и сложное одновременно.

БЮРОКРАТИЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ
ВРЕД

• Увеличивает время на принятие решений и реагирование
• Убивает на корню инициативу и творчество
• Снижает уровень лояльности, сопричастности к общему делу, обезличивает сотрудников
• Создает в работе эффект рутинности
ПОЛЬЗА
• Систематизирует информационные потоки
• Позволяет четко распределять ответственность
• Обеспечивает большую устойчивость к дестабилизации (в т.ч. со стороны контролирующих инстанций)
• Регламентирует поведение сотрудников, что снижает количество конфликтных ситуаций

«Власть денег»

Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей