Обеспечение качества в фармацевтической компании

27.03.200757920
Система обеспечения качества современной фармацевтической компании имеет исключительное значение. Практика показывает, что, реально функционируя, такая система охватывает все сферы деятельности компании, представляя собой многоцелевой инструмент, подтверждающий соответствие продукта и производства требуемым стандартам GMP, позволяющий защищать свой сектор продаж от конкурентов и выходить на новые рынки сбыта. В рамках этой статьи будет продемонстрирована существующая модель организации службы обеспечения качества для фармацевтического производства, которая согласуется с правилами GMP.

Специалисты любой фармацевтической компании знают, насколько сложно создать надежную систему по обеспечению качества. Все существующие трудности, с которыми сталкивается служба обеспечения качества, можно сгруппировать в такие проблемы:



1. Отсутствие современных теоретических знаний и практических рекомендаций.
2. Отсутствие необходимых ресурсов.
3. Длительный период внедрения и перехода к стандартам GMP.


В августе 2002 г. Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (Food and Drug Administration – FDA) объявило о новой важной инициативе под названием «Фармацевтическая надлежащая современная производственная практика для 21-го столетия» (Pharmaceutical Current Good Manufacturing Practices (CGMPs) for the 21st Century). Эта инициатива вызвана тем, что с 1978 г., когда была опубликована последняя основная редакция CGMP, разработано много улучшений в производственной технологии и системе обеспечения качества. FDA также указывало на необходимость гармонизации CGMP с другими, неамериканскими, фармацевтическими регуляторными системами.

Руководство «Приведение системы обеспечения качества к требованиям современной фармацевтической надлежащей производственной практики» (Guidance for Industry «Quality Systems Approach to Pharmaceutical Current Good Manufacturing Practice Regulations»), проект которого опубликован в сентябре 2004 г., а финальный документ – в сентябре 2006 г., введено, как мостик, между правилами 1978 г. и нынешним пониманием системы обеспечения качества. В этом руководстве описана модель системы обеспечения качества для фармацевтического производства, которая помогает достичь соответствия с правилами CGMP. Модель рассматривается в четырех основных разделах: обязанности руководства, ресурсы, производство, оценка деятельности.

Так, в руководстве указано, что управление компанией играет ключевую роль в проектировании, внедрении и поддержании системы обеспечения качества. Старшие менеджеры компании несут главную ответственность за утверждение организационной структуры системы в соответствии со спецификой работы организации, а также за руководство, необходимое для успешного функционирования системы обеспечения качества. Они позволяют выполнять поставленные планы, гарантируя, что система соответствует миссии и стратегии компании.

Старшие менеджеры определяют приоритеты при внедрении элементов системы и разрабатывают планы действия, обеспечивают их реализацию и поощряют внутреннее взаимодействие при решении проблем качества на всех уровнях организации. Согласно руководству первый руководитель компании несет ответственность за предоставление полномочий работникам службы обеспечения качества определять проблемы и предлагать их решение. Старшие менеджеры отвечают за взаимодействие уполномоченных сотрудников, их ответственность внутри системы и гарантируют, что зоны ответственности определены и понятны.

Организационная структура современной службы обеспечения качества фармацевтической компании в основном включает 4 основных подразделения:

1. гарантии качества и соответствия GMP;
2. контроля качества;
3. регистрации;
4. валидации.


Коротко остановимся на полномочиях этих подразделений согласно Руководству по GMP (Health Canada, 2002). Отдел гарантии качества (ОГК) функционирует в компании как внутренний аудитор и группа подтверждения соответствия требованиям GMP. ОГК также является арбитром между отделом контроля качества (ОКК), производственными подразделениями и техническими службами. Специалисты ОГК проводят GMP-тренинги с персоналом на всех уровнях организации. При решении текущих задач ОГК принимает окончательные решения по качеству продукта и соответствию производства требованиям GMP, проводит расследования выявленных отклонений, несоответствий и жалоб, а также выполняет контроль за изменениями.

Для понимания всей ответственности ОГК можно привести такие факты из опыта практической деятельности. В серийном фармацевтическом производстве в течение трех смен фиксируется до 3-10 официально зарегистрированных отклонений от требований регламента. Принятые решения по каждому докладу о несоответствии стоят компании в среднем 1-2 тыс. дол. США. Однако они идут на такие расходы, демонстрируя FDA приоритет качества над затратами и стремление к решению проблем.

Специалисты ОГК делятся на аудиторов, проверяющих и утверждающих досье на серию, и аудиторов, работающих непосредственно на производственных участках. Аудиторы качества проводят обзор всех производственных записей в критических документах, к которым относятся: документы на серию; стандартные операционные процедуры; документы по обучению; журналы технического обслуживания; документы на сырье; электронные записи. В рамках своих полномочий и требований стандартных операционных процедур аудитор выполняет функции инспектора, проводит корригирующие и предупреждающие действия и контролирует изменения.

В состав ОКК обычно входят микробиологическая и химическая лаборатории, в которых делают анализы по проверке сырья, компонентов, полуфабрикатов и готовой продукции, и гарантируют, что они отвечают требованиям спецификаций. Также там проверяют соответствие окружающей среды и персонала санитарным требованиям. В некоторых случаях, когда компания не имеет своей службы разработки лекарств, ОКК выполняет некоторые функции отдела R&D.

Отдел регистрации проводит регистрацию препаратов и взаимодействует с государственными уполномоченными органами, гарантируя, что все законы, процедуры и государственные акты, установленные страной, в которой зарегистрировано лекарство, соблюдаются компанией.

Отдел валидации проводит квалификационные работы, валидацию аналитических методов, методов очистки, валидацию технологического процесса и компьютерных систем. Кроме специалистов, выполняющих вышеуказанные работы, в отделе валидации должны быть сотрудники, отвечающие за масштабирование технологии при переходе от опытной серии к коммерческому производству.

Важно, что все специалисты службы обеспечения качества взаимодействуют друг с другом при решении проблем, напрямую или косвенно воздействующих на качество. Вся информация о прохождении продукта от сырья до готового лекарственного средства поступает, оценивается, утверждается и архивируется в одном подразделении компании. Только в таком случае можно говорить об эффективности функционирования системы и гарантировать качество продукта. Создание такой структуры не ведет к существенным материальным затратам, а представляет собой только организационные мероприятия внутри компании. При этом эффект от введения единого структурного подразделения очень большой.

Александр Александровский, директор компании PharmSystem Technologies (Канада).
Еженедельника Аптека, 26.03.2007

Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей