Золотое правило вновь пришедшего работника
Дожидаться крайнего обострения ситуации не стоит. Укреплять свои позиции на работе необходимо еще до того, как вы выйдете на новую службу.
Береги работу снову
Новая работа, незнакомые коллеги и еще неведомые вам правила игры в коллективе – повод проявить коммуникабельность, ненавязчивость и навыки Штирлица. В противном случае вы – кандидат на вылет номер один. Многое о заведенных в компании правилах можно выяснить заранее. «Стоит еще на собеседовании уточнить обстановку на вашей новой работе и уяснить для себя принятые здесь правила поведения, – считает специалист по поиску и подбору персонала компании «Империя кадров» Илья Потапенко. – В идеале вы должны их принять без особых усилий». Также, по мнению эксперта, неплохо, если ваш эмоциональный склад не чужд большинству сотрудников компании. Уясните для себя, кто там работает – пожилые сторонники «строгих нравов» или молодые «неформалы». Иначе не миновать конфликтов и других трудовых споров, которые, не дай бог, конечно, могут привести к насильственной разлуке с вновь обретенным рабочим местом.
Если на этапе переговоров выведать все и вся не удалось, в первые дни вам придется импровизировать. Осмотритесь, оцените конъюнктуру и поймите главное – вы пришли работать, а не сидеть сложа руки и ждать, когда руководство заметит вашу апатию и бездействие и примет волевое решение расстаться с вами. Если к скорой разлуке с новым работодателем вы не стремитесь, действуйте в соответствии с планом, который предлагают специалисты.
«В любом случае, новичок, приходящий в коллектив, должен прежде всего понять правила поведения в нем и требования, которые этот коллектив предъявляет к новым сотрудникам, – считает генеральный директор компании Begin Group Ольга Гозман. – Лучше вести себя скромно, доброжелательно, но уверенно, познакомиться с коллегами. Не стесняйтесь расспрашивать их о каких-то деталях работы. Ведь от того, насколько быстро вы включитесь в рабочий процесс, зависит ваше будущее».
Короче, золотое правило вновь пришедшего работника, который хочет обезопасить себя от увольнения, – проявлять больше гибкости и здорового любопытства. Да-да, вам придется подстраиваться под коллектив, а не менять уже устоявшиеся правила игры. Ведь идти «в чужой монастырь со своим уставом» смысла не имеет. Важно также понять корпоративную культуру, которая принята в компании.
Явная угроза
Если все ваши попытки зацепиться за компанию оказались тщетными, а вы этого еще не заметили, вам дадут это понять. В любом случае, специалисты по подбору персонала сформулировали несколько признаков надвигающейся беды. Если вовремя на них не отреагировать, ситуация может выйти из-под контроля. И завести вас в тупик, выход из которого только один – увольнение по собственному желанию. Поэтому включите здравый смысл и отслеживайте реакцию руководства на вашу работу. Первое же замечание, касающееся ее качества, которое выскажет ваш начальник, должно вас как минимум мобилизовать.
Есть несколько признаков, которые свидетельствуют о том, что дни вашего пребывания в компании сочтены. «Если вас уже не зовут на собрание отдела, без вас обсуждают новые проекты и планы на будущее, вам перестали доверять работу, которую вы раньше выполняли, значит, решение об увольнении скорее всего уже принято, – говорит Ольга Гозман. – И дело лишь за тем, чтобы сообщить вам об этом».
Последний шанс
Переломить сложившуюся ситуацию будет довольно сложно. Но, согласитесь, для людей с богатой фантазией, крепкими нервами и светлой головой нет ничего невозможного. Здесь от вас потребуется дипломатическая жилка, артистизм и горячее желание удержаться на рабочем месте. Борьба должна вестись по нескольким направлениям. В принципе можно попробовать исправить практически безнадежное положение ударным трудом, качество которого не вызовет нареканий со стороны. Тем самым вы покажете, что работать вы умеете, и былое снижение вашей трудовой активности вызвано объективными причинами. Другой спасительный шаг – попросить руководство выслушать вас. В беседе вам придется объяснить начальнику причины, по которым вы не справились с поставленными прежде перед вами задачами.
«Нужно максимально продемонстрировать свое трудолюбие и профессионализм, руководитель должен понять, что временный спад в вашей работе – случайность, и больше такого не повторится, – рекомендует Ольга Гозман. – Если руководитель воспринимает ситуацию адекватно, а вы в свою очередь действительно хотите сохранить свое место, всегда можно попросить дать вам шанс и попытаться исправить положение. В моей практике было два таких случая, когда сотрудники, которых я хотела уволить, просили отсрочку. И они остались в компании, доказав своей работой, что могут отлично справляться со своими обязанностями».
Уйти красиво
Увы, не всегда экстренные меры по спасению трудовой репутации приводят к позитивным результатам. И тогда приходится мужественно принимать решение об уходе. Нет, можно, конечно, с этим всячески затягивать. И даже пытаться организовать движение сопротивления: скандалить и обращаться за поддержкой к общественности. Все равно, результат будет один – с вами расстанутся, но уже по другой статье.
«Спокойное увольнение без излишних сложностей и тяжелого стресса – идеальная ситуация. Иногда расставание приносит ощутимую пользу и фирме, и самому увольняемому, – уверен Илья Потапенко. – Несмотря на причины увольнения, постарайтесь оставить о себе хорошее впечатление и не портить отношения с руководителями и коллегами. Ведь это влияет на вашу репутацию на рынке труда».
Ваш уход можно красиво обставить. Возьмите инициативу в свои руки и поговорите с руководителем об увольнении. Объясните ему, что ваша нынешняя работа – не совсем то, чем бы вам хотелось заниматься, и вы собираетесь попробовать себя в другой сфере или другой должности. В конце концов, поняв свои ошибки, вам проще будет не повторить их на новом месте работы, а не там, где о вас уже сформировано определенное мнение.
Есть повод для расставания
Павел Манаенков, юрист:
– В российском Трудовом кодексе определены все случаи увольнения работников. Работодатель может обвинить сотрудника в систематическом неисполнении трудовых обязанностей. В этом случае он должен потребовать от работника объяснение причин в письменном виде. Помимо этого работодатель применяет меры дисциплинарного взыскания, он может объявить неугодному сотруднику более двух выговоров. В любом случае увольнение должно последовать не позже чем через месяц после зафиксированного неисполнения работником служебных обязанностей.
Следующий момент, за который можно поплатиться рабочим местом, – прогул или появление на рабочем месте в алкогольном или наркотическом опьянении. Это в КЗоТе называется «однократным грубым нарушением». В этом пункте есть еще один случай, который может повлечь проблемы, – хищение по месту работы. Стоимость похищенного должна превысить 100 рублей. Чтобы уволить человека на законных основаниях по этой статье, в распоряжении работодателя должно быть решение суда, определяющее, что этот работник совершил данное хищение.
Помимо прочего поводом могут стать ложные сведения, предоставленные работником при заключении трудового договора. Например, поддельный диплом о высшем образовании. Разглашение государственной тайны – тоже повод для расставания.
Работника можно уволить в связи с ликвидацией учреждения, в котором он работает. Или в связи с сокращением численности или штата компании. В этом случае не позднее чем за два месяца работодатель обязан уведомить сотрудника в письменном виде под расписку о грядущих неприятностях. Или предложить ему иную вакантную равнозначную должность. Т.е. инженеру никак нельзя предлагать работу дворника и наоборот. Если работник все-таки решил уйти, то по договоренности сторон ему могут выплатить пособие в размере 3-месячного оклада.
Отдельный сложный случай – увольнение работника, который получает зарплату в конверте. Случай из моей практики: к нам обратился человек, которого «выгнали» незаконно. Его официальная зарплата составляла $1500 в месяц. В результате разбирательств суд постановил выплатить ему $15 тыс., т.е. он получил свою зарплату за 10 месяцев. Если бы он получал деньги в конверте, мы не смогли бы отсудить у бывшего работодателя ни копейки.
Наталья Гриднева, http://www.inauka.ru/