Как справиться с воровством сотрудников

01.12.200642310
Согласно данным Association of Certified Fraud Examiners (международная организация, занимающаяся борьбой с мошенничеством и преступлениями так называемых белых воротничков), западные компании из-за мошенничества сотрудников теряют около 6% своего оборота. Результаты ряда исследований в российских компаниях дают примерно те же цифры.

«Есть все основания предположить, что в торговле этот ущерб несколько выше,– комментирует ситуацию исполнительный директор компании Begin Group Марианна Сливницкая.– При этом воровство существует как на уровне топменеджеров, так и на уровне руководителей подразделений.

Здесь нужно выделять два аспекта воровства: физический, который в большей степени свойственен рядовому персоналу, и мошенничество менеджеров. Третий тип воровства, не столь явный, но, тем не менее, серьезно подрывающий бизнес компании, связан с присвоением корпоративной информации». «Проблема воровства сотрудников настолько масштабна, что я бы назвала ее не проблемой, а спецификой российского бизнеса»,– добавляет президент Московского клуба предпринимателей Людмила Лунькова.

Усушка энд утруска

Генеральный директор компании «Бернер Ист» Алла Мишина прекрасно знакома с этой спецификой. «Когда-то у меня были птицефабрика и колбасный цех в Московской области, которые пришлось закрыть из-за тотального воровства,– вспоминает Мишина.– Мы получали элитные яйца индейки из-за границы самолетом, подгоняли на взлетную полосу машину-инкубатор, чтобы довезти тепленькие яйца до стационарного инкубатора. А там начиналось: сотрудники делали яичницу из яиц индейки стоимостью по $2 каждое; корма для птицы засыпались в закрома для собственной домашней скотины; выращенная индейка воровалась в живом виде; огромное количество мяса воровалось в убойном цехе; мясо, поступавшее на переработку в колбасный цех, воровалось в виде готовой продукции; во время перевозки экспедиторы бесконечно рассказывали про усушку и утруску; собственная розничная сеть тонаров (это, если кто не знает, такие прицепчики с ларечком и грилем – КБ) безжалостно обвешивала покупателей, мудрила с остатками и выручкой и, несмотря на постоянные вычеты за недостачу, дружно работала «без зарплаты». Окончательно «обезжиривал» производство штат деревенских бухгалтеров. Про колхозный менеджмент говорить вообще не приходится.

И вот результат: инвестиции в размере $6 млн за три года были разворованы до основания. Остался только свежий асфальт и вдрызг изуродованное неумелыми руками оборудование».

Менталитет и глупость

К сожалению, никто из опрошенных владельцев ныне существующих мясокомбинатов не захотел поделиться своим видением проблемы. Анонимные эксперты лишь с горечью признались, что проблема эта остра до необычайности. И попытки борьбы с ней ведутся в двух направлениях: жесточайший контроль и повышение лояльности сотрудников. Второй способ как превентивную меру выбрало руководство компании «Скит»: «Чтобы не было искуса в принципе, а главное, чтобы сотрудники были лояльны к своей компании, у нас еженедельно (по пятницам) в конце рабочего дня выдается примерно по 1 кг майонеза каждому работнику»,– рассказывает менеджер по рекламе и пиару ООО «Компания «Скит»« Оксана Смирнова.

Сильнее, чем в пищевом производстве, воруют, пожалуй, только в ресторанном бизнесе.

«Опытные рестораторы тоже называют эту проблему следствием российского менталитета и полагают, что на нее, как на налоги, нужно просто списывать часть прибыли»,– считает Людмила Лунькова. С ней полностью согласен один из владельцев компании «Прайм» Димитриос Самовидис: «В ресторанном бизнесе, общепите, фаст-фуде персонал постоянно разворовывает еду, мелкое оборудование, а потом уже деньги – например, если рядом нет менеджера, пробивая по кассе одну сумму и беря с клиента другую». Господин Самовидис вспоминает случай, когда однажды «Прайм» на Пятницкой ограбил его же собственный сотрудник: разбил ночью стекло, вскрыл сейф, вынул оттуда 100 тыс. руб., а через некоторое время сел в тюрьму.

Схема за схемой

Но большинство воришек и воров пользуются более сложными схемами. Вот как, например, воруют на складах. Менеджер выписывает две накладные: одну для фирмы, другую – с завышенными ценами – для клиента. Разницу кладет в карман. Другой способ: сотрудники склада аккуратно вскрывают поступившие из-за границы коробки с весовым товаром и достают оттуда, к примеру, несколько батонов колбасы, а потом так же аккуратно упаковывают коробки обратно. Клиент почти никогда не перевешивает заграничные коробки, а если и замечает разницу, то только по прибытии на свой собственный склад. Но даже если он и заметил пропажу некоторой части товара, сделать ничего уже не может, поскольку расписался в накладной о получении. Все перечисленное можно проделывать не только с весовым, но и со штучным товаром. Третий вариант: покупать товар с положенной сотрудникам скидкой, а потом, имея под рукой клиентскую базу, продавать этот товар клиентам с изрядной наценкой.

Таким образом можно воровать и товар, и деньги, и клиентов. Кстати, от воровства клиентской базы многие торговые, рекламные и страховые компании страдают чаще и сильнее, чем от воровства денег и товара. Действительно, найти новых клиентов или вернуть старых бывает сложнее, чем заработать деньги или купить товар.

В оправдание наших российских похитителей клиентов можно сказать лишь то, что они в своих стараниях не одиноки: по данным известного британского интернет-издания The Register, 29% из почти 1400 опрошенных директоров подразделений и компаний на Западе признались в том, что, увольняясь, переписывали на личный компьютер клиентскую базу компании и использовали ее в дальнейшем.

Еще одна схема воровства – это активная работа с некондицией. Если это продукты питания, то как некондицию можно списать качественные продукты, чтобы потом продать. Схема процветает среди сотрудников супермаркетов. Есть у них и другой способ залезть в кошелек владельца магазина: при инвентаризации несколько раз учитывать один и тот же ящик консервов или водки, а разницу класть себе в карман. Если рабочий склада по заказу администратора доставляет в зал крупногабаритное изделие в крупной же таре, обратно в этой же упаковке он может вывезти товар помельче и забрать его себе. «Если одни схемы перекрываются, другие тут же изобретаются,– рассуждает Людмила Лунькова.– Вариант, когда одну схему руководство прикрыло, а вторая еще не родилась, невозможен: этот процесс идет без остановок».

Замечены в сговоре

Воровство редко совершается в одиночку. В супермаркетах и торговых компаниях охранники, как правило, вступают в сговор с кассирами, менеджерами, бухгалтерами и так далее. «Самое печальное в этом – не конкретное звено, а сращивание звеньев,– рассуждает генеральный директор компании «Бернер Ист» Алла Мишина.– Отдельно звено обычно не способно ничего украсть, кроме как засунуть за пазуху то, что можно вынести. Трудности начинаются, когда бухгалтер влюбляется в кладовщика или экспедитор заводит неуставные отношения с менеджером по отгрузке. В этой ситуации размеры бедствия могут быть колоссальными. Для изначального предотвращения таких событий я принципиально никогда не беру на работу родственников в любом сочетании». «Основная сложность искоренения подобных схем заключается в том, что обычно ими оперирует не один человек, а целый отдел или даже крупный департамент, сотрудники которого находятся в сговоре»,– считает Марианна Сливницкая.

В черный список

Обжегшись не один раз на воровстве сотрудников, каждый предприниматель борется с явлением своим способом. «Прием на работу всех сотрудников, вплоть до уборщицы, топ-менеджером. Тяжело, но эффективно. Система внутреннего перекрестного контроля, которая позволяет ежедневно просматривать основные движения. Отличное знание технологического процесса и бухгалтерии топ-менеджером. Другие способы у меня не работали или работали, но недолго»,– рассказывает Алла Мишина. Димитриос Самовидис считает, что контроль надо сочетать с доверием: «Человек, облеченный доверием, уже не чувствует себя пешкой, а работает более ответственно».

Против воровства в сетевых супермаркетах, по мнению Марианны Сливницкой, отчасти помогает ротация персонала между магазинами. Попавшегося на воровстве целесообразно заносить в так называемые стоп-листы персонала, которыми делятся между собой крупные магазины. Людмила Лунькова советует повышать уровень зарплаты, чтобы потеря работы обходилась слишком дорого. А также увольнять пойманных воришек с соответствующей записью в трудовой книжке.

Что же касается глобальной проблемы под названием «российский менталитет», то все эксперты убеждены: победить его можно только изнутри. Директор халяльного (это вроде как «кошерный», только по-мусульмански – КБ) супермаркета «Апельсин», мусульманин Ильгам Мухарлямов убежден, что нашим соотечественникам просто не хватает страха перед Богом и людьми. «Я совершал хадж в Саудовскую Аравию, где за воровство отрубают руки, и там люди, уходя из лавок, оставляют их открытыми», – рассказывает он. Людмила Лунькова предполагает, что истоки российского воровства надо искать в генетической памяти нашего народа – слишком долго ему приходилось выживать, а для выживания все средства хороши. «Если дать людям немного просто пожить, то, возможно, проблема отпадет сама собой»,– надеется Людмила.

Деловая газета «Бизнес»

Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей