Дорогой дневник

21.09.200629820
Оксана Гончарова, Анастасия Дагаева
Ведомости, 20.09.2006.

Сетевые дневники – блоги – есть уже у 800 000 российских пользователей Интернета. И они охотно делятся в них информацией о своих работодателях.



Полтора года назад сотрудники молочного комбината «Нижегородский» (входит в «Вимм-Билль-Данн») с удивлением обнаружили в Интернете зарплатные ведомости родного предприятия – с указанием того, кто и сколько получает.

Источник утечки нашли быстро: сайт оказался «домашней страничкой» 32-летнего электромонтера комбината, который на досуге пробовал себя в компьютерном мастерстве и взломал локальную сеть компании. А увидев документы с информацией о зарплатах, расстроился и решил отомстить, разместив их на своей странице в Интернете, рассказывает руководитель отдела кадров «Нижегородского», пожелавшая, чтобы в печати не было указано ее имя.

Уволить нечуткого к вопросам конфиденциальности электромонтера за разглашение коммерческой тайны не представлялось возможным. «В прокуратуре нам объяснили, что на то нет никаких оснований: сотрудник по должностной инструкции не имел доступа к коммерческим тайнам и, по логике правоохранительных органов, не мог понести ответственности за то, что разгласил информацию, о секретности которой не имел представления», – вспоминает руководитель отдела кадров. Электромонтер отделался легким испугом: ему разъяснили, что перспектив для личного и профессионального роста в компании у него осталось немного, и он написал заявление об увольнении по собственному желанию.

Если размещенную в Сети сотрудником информацию о внутренней жизни компании находят коллеги, это еще полбеды. Елена Гороховатская, руководитель сектора PR и рекламы хедхантинговой компании Cornerstone, вспоминает другой случай. Менеджер по продажам компании, выпускающей дизайнерскую одежду, разместил на портале Livejournal.com (самом популярном сайте с дневниками) информацию о новом продукте, рекламная кампания которого как раз строилась на поддержании интриги вокруг его презентации.

До увольнения дело не дошло, но сотрудник получил выговор, лишился двух месячных окладов и годового бонуса. «Компании же пришлось иметь неприятный разговор с клиентами и спонсорами, участвовавшими в реализации этого проекта», – рассказывает Гороховатская.

Компаниям все чаще следует брать в расчет то, что работающие у них люди имеют привычку регулярно пользоваться компьютерами. По данным маркетингового агентства ComScore, в России 10,8 млн пользователей Интернета, и 800 000 из них ведут той или иной степени подробности блоги – сетевые дневники, говорят данные поискового сайта Yandex. По данным опроса среди активных пользователей Интернета старше 18 лет, проведенном социологической службой Romir monitoring в мае этого года, 53% опрошенных регулярно читают блоги, а 17% ведут их сами.

«Ни для кого не секрет, что в интернет-дневниках люди часто пишут нелицеприятные вещи о своих начальниках, обсуждают ту или иную рабочую ситуацию, а в некоторых случаях – даже нововведения компании», – говорит ведущий специалист Romir Иван Матвеев.

Юна Скобликова, директор хедхантинговой компании Green Street, не знает случаев, когда бы сотрудников российских компаний увольняли из-за их чрезмерно доверительных отношений с Интернетом. «Чаще всего работодатели предупреждают такие ситуации, жестко регламентируя работу персонала в этой области», – добавляет она. Например, ограничивают доступ на сайты, делая его возможным лишь с нескольких офисных компьютеров, да и то после предварительной заявки и подробного обоснования целей. В качестве примера Скобликова приводит группу компаний, специализирующуюся на производстве и продаже стройматериалов, сотрудники которой могли свободно общаться лишь по локальной сети.

Доступ в Интернет тщательно контролировался: определенный список сайтов, длительность одного интернет-сеанса не более 1,5 часов, регулярный просмотр переписки, вспоминает она. Владельцы бизнеса ввели такие ограничения после того, как компания заняла лидирующие позиции в своем сегменте, – они серьезно опасались утечки информации и происков конкурентов. Правда, все это серьезно тормозило рабочий процесс. «Например, маркетологам срочно требовалось какое-нибудь исследование, – рассказывает Скобликова. – Многоступенчатый контроль не позволял специалистам в этот же день познакомиться с необходимой для работы информацией. И часто получалось так, что о новостях маркетинга или любопытных результатах исследования сотрудники этой компании узнавали через сутки-двое».

«Любая запретительная мера неэффективна», – считает Борис Щербаков, гендиректор представительства международной корпорации Oracle в СНГ. В его компании предпочитают действовать «через увещевания». «Наши сотрудники при приеме на работу подписывают специальное соглашение о неразглашении конфиденциальной информации, – рассказывает он. – Эту же меру предусматривают трудовой договор и корпоративный Кодекс чести». Аналогичные правила приняты в ТНК-BP, утверждает директор компании по персоналу Денис Крянин. Оба уверяют, что ни одного инцидента, когда бы сотрудник нарушил коммерческую тайну компании или нелестно отозвался о своем работодателе в Сети, не было.

Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей