Дорог не подарок, но деньги, которые можно на нем заработать

22.03.200635350
Подарки любят получать все, а значит, этим нужно пользоваться. Говорят, первый корпоративный сувенир был вручен в 1845 году: американский менеджер приложил к своей визитке еще и карманный календарь.С тех пор это направление успешно развивалось и сегодня, по некоторым оценкам, достигло только в США ежегодного оборота в миллиард долларов.

В России область подарков несколько отстала: еще совсем недавно сувениры в нашей стране носили, скорее, характер взятки, нежели рекламы или подогрева лояльности и преподносились только "нужным" людям - врачам и чиновникам. Преодолеть этот этап, к счастью, удалось: с развитием рынка сувениры как будто приобрели официальный статус. Теперь их дарят открыто и правильно, по-западному.

Николай Полуэктов, совладелец брэнда "Косогоров самогон": "Бизнес, по большому счету,- это отношения. Есть они - есть бизнес. А отношения нужно уметь поддерживать. Кому, какие и по какому случаю подарки дарить - решается на уровне интуиции, так же, как и в обычной жизни.

Но если к процессу подойти с умом, то помимо абстрактного укрепления отношений процесс дарения может принести и вполне конкретную, осязаемую пользу: например, партнер денег давно не платил или обещал начать поставки в новую розничную сеть, но "динамит".

Во время вручения подарка можно на это изящно намекнуть, так, что это и не покоробит, и заставит другую сторону дать ответ, пусть в шуточной форме, зато по существу дела.

Конечно, надо стараться не переборщить. А то бывает, что вместе с новогодним подарком пришлют какой-нибудь счет, о котором вы спорите с партнером не одну неделю. Результат предсказуем: подарок принимается как должное, счет остается навеки неоплаченным".

Кроме меркантильных интересов есть еще и имидж компании, который поддерживается в первую очередь вниманием к окружающим. Ольга Гозман, генеральный директор компании Begin Group: "Подарки клиентам и партнерам являются знаком уважения.

Они практически не влияют на бизнес, зато их отсутствие может иметь негативные последствия. Если принято дарить презенты на Новый год, Восьмое марта и т. п., значит, это нужно делать. Подарки на дни рождения клиентов или партнеров не являютсяобщепринятыми, но могут стать приятной неожиданностью, которая повлияет на общий имидж компании-презентера".

Бизнес "на уровне"

Все бизнес-сувениры можно условно разделить на три части: внутрикорпоративные, для клиентов и партнеров, для VIPлиц. Первыми пользуются сотрудники компании - это настенные, настольные и карманные календари, блокноты, планинги, плакаты, ежедневники, блоки для записей и т. п. с логотипом фирмы, которые служат как для создания командного духа внутри коллектива, так и для обмена любезностями на переговорах и встречах.

Ольга Гозман: "Наличие в офисе аксессуаров с фирменной символикой влияет в большей степени на лояльность уже лояльных сотрудников - они с удовольствием пользуются этими вещами. На остальной коллектив это действует меньше, но создает единый стиль, который является частью брэнда. Правда, в этом вопросе гораздо важнее, чтобы в офисе не использовались вещи с чужими логотипами - они могут попасться на глаза клиентам и осложнить заключение сделки".

Наличие внутрикорпоративных сувениров - это еще и яркое доказательство того, что дела компании идут в гору.

Максим Волошин, директор по проектам студии "Дизайн Депо": "Внутрикорпоративные сувениры являются неотъемлемой частью фирменного стиля компании. В "Уралсибе", Росбанке, "Ренессанс капитале", ЛУКОЙЛе и т. д. существуют специальные департаменты, которые занимаются только сувенирной продукцией.

А сделано это для того, чтобы бизнес выглядел "на уровне": если кроме визиток есть еще и фирменные бланки (в цвете, а не черно-белые, выведенные на принтере) блокноты, ежедневники и т. д., то это говорит о стабильности, финансовом благополучии компании. И сотрудникам приятно, когда о них заботятся - выдают на Новый год корпоративный набор.

А чтобы этот набор не сбагривался детям, теще или просто не попадал в урну, нужен грамотный подход - сувенирка должна соответствовать общему стилю компании (дизайн) и быть интересной (хорошая бумага, отсутствие китайских аналогов Parker за 50 руб. и т.д.). Например, "Фаст фуд индастриз" заказала визитки в виде пластиковых бубликов с дыркой. Такие ходы всегда оживляют людей и поддерживают корпоративный дух".

Герой-садовник

Пару недель назад мне доставили посылку от одной компании - предмет из кожзаменителя странной формы и конструкции, к которому прилагались открытка и визитка менеджера по спецпроектам. Предназначение сувенира понять так и не удалось ни мне, ни моим коллегам, которые с завидным энтузиазмом крутили и вертели его в руках добрых минут сорок. В конце концов, поступило предложение позвонить по указанному на визитке номеру и утолить всеобщее любопытство - что и требовалось презентеру.

Такой прием установления контакта сегодня довольно распространен. Его абсолютное оружие в нестандартной идее- это и приглашение к сотрудничеству, и новая волна интереса со стороны уже существующих партнеров и клиентов. Здесь уместен второй тип сувенирной продукции - изделия с надпечаткой, недорогие мелочи: ручки, зажигалки, кружки, открывалки, головоломки, брелоки, игрушки с логотипом или другой информацией о компании.

Максим Волошин: "Партнерам и клиентам часто дарят алкоголь - бутылки шампанского с логотипом компании на этикетке. На мой взгляд, нужно уходить от этой темы напрямую и решать вопросы корпоративных подарков более креативно: например, "Яндекс" несколько лет назад разослал всем партнерам килограммовые мешки однокопеечных монет себестоимостью 30 руб. У меня он до сих пор дома хранится. Имеет смысл придумывать какие-то интересные вещи- головоломки, флешки в виде отрубленного пальца, универсальные зарядки для мобильных телефонов, usb-светильники, пылесосы для клавиатуры и т. д. И обязательные имиджевые настенные календари могут быть нестандартными, например, метровой деревянной палкой с нанесенной сеткой и ножом для зарубок. Такой подарок человек оставит и будет рассказывать о нем своим друзьям и партнерам".

Еще один способ применения подобных сувениров - дополнение идеи презентации, выставки или промоакции. Вообще интересные подарки стали сегодня неотъемлемой частью концепции любого крупного проекта.

Михаил Губергриц, Senior Designer московского представительства компании Interbrand Zinzmayer & Lux AG: "Делая проект для большого коттеджного поселка Петровские сады, япредложил к нему детскую книгу в подарок, где главным героем был Садовник. Мы писали сказки, рисовали иллюстрации. Как правило, сувениры прилагаются на уровне подачи концепции - для этого проекта можно сделать то-то, для этого - то-то. Часто из такой идеи вырастает целый мир брэнда: набор образов, историй и применений (в том числе и на сувенирах), усиливающий легенду. Идеи, за которыми ничего не стоит, у которых нет будущего, уже никому не нужны, это старый подход. Для России комплексный, массивный брэндинг - в новинку, а на Западе все именно на этих мелочах и держится".

Жизненный тонус компании

Особая область корпоративных сувениров - для VIP-персон.

Здесь другие законы жанра. Хотя, скорее, не так - жанр есть, а законов не наблюдается. Важные персоны задарены банальными сувенирами, которые килограммами кладутся на их рабочие столы, а затем пылятся где-нибудь на полке. Это и очередная ручка Parker за $100, и визитница от Mont Blanc за $300, и Johny Walker Blue Label в объемах по 5 л.

Важные персоны - это вообще головная боль для компаний. Дарящей стороне приходится изворачиваться: на очередной праздник ММВБ (Международная Межбанковская валютная биржа) преподнесла своим VIP-клиентам нестандартный подарок- походный холщевый вещмешок с предметами первой необходимости, как то: тушенка, фляжка, шерстяные носки, котелок, спички, сахар, шоколад, нож, махорка и бумага для самокруток. А частный новороссийский порт TP´S заказал производство морских наборов для VIP-партнеров: тельняшка, командирская фуражка и органайзер с логотипами компании.

Петр Банков, креативный директор студии "Дизайн Депо": "Подарок, тем более VIP, не покупается в магазине. Он должен выходить за рамки стокового удовольствия. Это вспышка, озарение, повод гордиться знакомством с человеком, обладающим такими хорошими мозгами и умением жить полноценной жизнью.

VIP-подарки делаются персонально, с любовью, с уважением. Например, мы разработали для одной компании подарок от президента к президенту. Это был милый вечный календарь в зимний сад. Весил много, стоил дорого- если случатся проблемы, всегда можно сдать по весу драгметаллов. Другому клиенту, бывшему работнику ГАИ, в качестве подарка его друзьямбизнесменам мы приобрели в спецмастерской партию милицейских жезлов-открывалок.

Шутка получилась - клиент остался довольным и в глазах друзей страшно остроумным.

Для министерства мы сделали спецеженедельники с набором печатей: "идем обедать", "отчет жене", "не забудь про баню", "одобряю".

www.b-online.ru/

Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей