Не в дверь, так в окно

25.07.200522980
Несмотря на ограниченный доступ к кредитам, финансовое состояние малого бизнеса в большинстве регионов России оценивается его владельцами в целом удовлетворительно. Гораздо менее радужны оценки монополизации местных рынков и издержек взаимодействия с властями и криминалитетом. А лидирует в антирейтинге оценок предпринимателей правовой беспредел. Почти две трети владельцев небольших компаний при возникновении у них хозяйственных споров не обращаются в суд, а прибегают к услугам влиятельных чиновников или бандитов.

Таковы ключевые результаты исследования, проведенного в марте 2005 года общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" совместно с ВЦИОМ. Экспертным путем было выделено восемь ключевых аспектов функционирования малого бизнеса, которые и легли в основу опроса собственников и высших менеджеров малых предприятий.

Отвечая на вопрос о наиболее актуальных рисках, предприниматели акцентировали свое внимание не столько на криминальных угрозах или неадекватных действиях власти, сколько на рисках экономической среды. Причем явным лидером оказались не микроэкономические риски - рост арендных платежей или монополизация локального рынка, - а макроэкономические, а именно угроза резкого ухудшения общей ситуации в экономике.

На жизнь хватает, на развитие - нет

Финансовое состояние бизнеса по результатам исследования оказалось самым благополучным аспектом предпринимательского климата. Позитивные оценки этой стороны жизни компаний в целом по выборке и в большинстве регионов преобладают. Однако когда речь заходит не столько об общей ситуации, сколько о конкретных вещах, таких как доступ к кредитам или возможности для инвестирования и развития, настрой респондентов становится иным. Так, оценивая текущее финансовое состояние бизнеса, ровно половина респондентов заявила, что "положение относительно устойчивое, для поддержания бизнеса хватает, для развития - нет". Вероятно, именно эта формулировка наиболее адекватно отражает истинное положение малого предпринимательства.

Причина подобной ситуации лежит на поверхности. Любой компании, тем более небольшой, очень трудно стабильно инвестировать в свое развитие, не прибегая к заемным средствам. А вот доступ к банковским кредитам у малых фирм остается весьма ограниченным. 60% респондентов заявили, что главным источником финансирования предприятия выступает его собственная прибыль, 30% используют для этого личные накопления, и лишь 16 с небольшим процентов бизнесменов используют для развития в основном кредиты. Всего 26% российских малых предпринимателей заявили об опыте использования банковских кредитов для финансирования своего бизнеса (причем в Москве, как это ни странно на первый взгляд, эта доля существенно ниже средней - всего 10,3%), еще 24,3% сообщили, что пытались, но либо условия оказались невыгодными, либо в кредите отказал банк. Авторы исследования столкнулись с весьма показательными историями, когда респонденты сообщали об использовании потребительских кредитов для финансирования деятельности своих предприятий. Потребительский кредит в российских банках оказалось получить проще, чем коммерческий.

Среди причин того, что получить кредит не удалось, предприниматели чаще всего называли высокие процентные ставки (47,4%) и невозможность предоставить залог в требуемых банком объемах (27,2%). Далее следуют невозможность предоставить требуемые банком финансовые документы и слишком короткие сроки кредитования (порядка 18%).

На какие же цели используют кредиты счастливчики, которым удалось их получить? В большинстве случаев (56,4%) заемные средства используются для пополнения оборотных средств. Около трети опрошенных на занимаемые деньги приобретают материальные активы (землю, помещения, сооружения, оборудование, транспортные средства и т. п.). Нематериальные активы (лицензии, сертификаты, патенты, товарные знаки, результаты НИОКР, программное обеспечение и другие объекты интеллектуальной собственности) на заемные средства приобретали 8,1% опрошенных.

Кабальная аренда

Специфической проблемой для малого предпринимательства является обеспеченность доступа к производственным площадям, включая офисные помещения. Во многих регионах такие площади либо в большом дефиците и поэтому запредельно дороги, либо же их приобретение или аренда сопряжены с необходимостью преодолевать разного рода административные барьеры.

Более половины (55,4%) респондентов сообщили, что рынок недвижимости в регионе имеется, но цены очень высоки и для малого бизнеса недоступны. Весьма значима (15,6%) и доля тех, кто утверждал, что рынка деловой недвижимости как такового нет и площади можно приобрести только через чиновников.

О тяжести арендного бремени красноречиво свидетельствуют следующие цифры: у 54,4% респондентов на арендные платежи уходит 30% всех расходов предприятия и более, а у 18% - 50% и более. Какое уж тут развитие.

Однако весьма любопытно, что, отвечая на вопрос "Что для вас предпочтительнее: снижение размеров платежей или их фиксация на длительный срок (как минимум три года)", 43,3% опрошенных предпочли фиксацию платежей. Этот результат вполне может быть использован региональными властями - в случае их доброй воли - в корректировке своей политики по сдаче в аренду помещений малым фирмам.

Царство "конвертиков"

Взаимодействие предпринимателя с местными властями и проверяющими инстанциями влечет за собой немалые временные и финансовые, в том числе коррупционные, затраты. Наибольшие проблемы создают проверки, которые зачастую связаны с необоснованными претензиями или с прямым вымогательством. В среднем по России в прошлом году каждое малое предприятие проверяли пять раз. Но есть и явные лидеры, к которым проверяющие наведывались более десяти раз в год, то есть фактически каждый месяц, - это Тамбовская и Ростовская области, Мордовия, Московская область. В целом по России большинство предпринимателей считают, что проверяющие установленную законодательством процедуру не нарушают или в основном не нарушают. Наиболее часто, по данным опроса, сталкиваются с нарушениями при проверках бизнесмены Кабардино-Балкарской республики (56%), Карачаево-Черкесии (66%), Северной Осетии (64%) и Московской области (76%).

Исследование подтвердило расхожее мнение, что решение проблем с чиновниками с помощью взяток практикуется довольно часто: свыше 40% респондентов ответили "широко распространена". Среднестатистическое малое предприятие тратит на взятки чиновникам и проверяющим 8,5% выручки.

Специально обратим внимание на Тульскую область, низкий коррупционный показатель которой, видимо, имеет реальные основания. В последние полтора-два года в области проводится довольно интенсивная антикоррупционная кампания. Заведены уголовные дела по обвинению в получении взяток и произведен ряд арестов среди сотрудников администраций районов Тульской области (в их числе есть даже главы районов), правоохранительных органов, военкоматов, пожарной охраны, высших учебных заведений и т. п. Апофеозом антикоррупционной кампании стал арест главы областной налоговой инспекции В. Реша по обвинению в получении взятки. Дело длится уже практически год и получило широкий общественный резонанс. Можно сказать, что это событие стало знаковым как для многих потенциальных взяткополучателей, так и для взяткодателей.

Процедуры регистрации бизнеса две трети опрошенных в целом по РФ оценивают как нормальные. Таким образом, учитывая, что затрудняющихся ответить всего 8%, позиция выражена достаточно четко. Отметим лишь те регионы, в которых респонденты заявляют о проблемах с регистрацией. Это Приморский край (44% респондентов считают, что процедуры регистрации слишком сложные), Краснодарский край (44%), Астраханская область (38,5%), Калужская область (41,2%), Тульская область (52%) и Москва (41,6%).

Закон - тайга

Опрошенные предприниматели выразили вопиющее недовольство качеством их правовой защиты. Во всех до единого российских регионах число недовольных судебной практикой малых предпринимателей существенно преобладает над оптимистами.

В случаях, когда законные интересы представителей малого бизнеса кем-либо ущемлены, сами предприниматели отнюдь не всегда заинтересованы в обращении именно в суд (60,7% всей выборки) и часто предпочитают иные способы защиты интересов. Первый и главный из этих способов - обращение к посредникам из властных структур. Об этом заявили 52% опрошенных. Таким образом, альтернативой суду является, если называть вещи своими именами, коррумпированный государственный аппарат. Слабая, коррумпированная судебная система наносит ущерб обществу по меньшей мере дважды: сначала она выталкивает граждан и бизнес из правового поля, а затем способствует тому, что сотрудники органов государственной власти начинают использовать служебное положение не по прямому назначению.

Есть и другие способы решения проблем бизнеса помимо обращения к чиновникам. В частности, 14% респондентов заявляют, что бизнес обращается к посредникам из криминальных структур, 16% - к вышестоящим должностным лицам. Всего 11% уповают на помощь предпринимательских объединений.

Бизнес "для своих"

Ситуация с конкуренцией в основном неблагополучна. Половина респондентов заявила о существовании в регионе отраслей экономики, доступ в которые искусственно затруднен. С учетом ошибки выборки примерно в одинаковой степени мешают доступу на отдельные рынки администрация региона (20,1%), крупные компании-монополисты (24,1%), администрация города или населенного пункта (20,2%). Интересно, что криминальные группировки в этом списке на последнем месте (5%), а правоохранительные органы оказались строкой выше, получив 9% голосов. Таким образом, главная помеха честной конкуренции и доступу на рынки - региональные и муниципальные власти.

По мнению 65% респондентов, представители администраций используют свое служебное положение для поддержки отдельных фирм "часто" или "иногда". Самой проблемной отраслью с точки зрения вмешательства региональных администраций является строительство и монтажные работы: 43,4% представителей этой отрасли заявили о том, что региональные власти, имея на данном рынке собственные коммерческие интересы, так или иначе препятствуют работе независимых компаний.

"Расчистка" региональных рынков от коммерческой активности чиновников является важной задачей, решение которой не только даст импульс развитию предпринимательства, но и повысит эффективность госаппарата. В связи с этим следует обратить внимание на повышение роли антимонопольных органов.

Лидеры и аутсайдеры

По результатам опроса каждому региону был присвоен интегральный индекс условий малого предпринимательства. Сначала вычислялись индивидуальные индексы по каждой переменной, отражающей тот или иной аспект качества предпринимательской среды (он равен разнице положительных и отрицательных оценок плюс 100; соответственно индекс выше 100 означает, что ситуация, по оценке респондентов, скорее благополучна, ниже 100 - скорее неблагополучна). Затем для каждого региона рассчитывался интегральный индекс как средняя арифметическая индивидуальных индексов.

Картина вышла весьма интересная (см. таблицу 2 с десятками лидирующих и отстающих регионов). Если лидерство богатых регионов - Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Омской области, Ставропольского края - было предсказуемым, то высокие показатели Башкирии, Республики Марий Эл и особенно Усть-Ордынского Бурятского автономного округа приятно удивили. Не порадовали очень низкие показатели интегральных оценок малого предпринимательства в Татарстане, Красноярском крае и особенно в Москве. Столица вообще умудрилась оказаться в общем рейтинговом списке на третьем месте с конца. И это, естественно, требует особых пояснений.

Авторы исследования склонны объяснять этот феномен прежде всего субъективными особенностями восприятия условий бизнеса предпринимателями в богатых и бедных регионах. Гипотеза состоит в том, что, чем выше уровень социально-экономического развития региона, чем выше доля малого бизнеса в структуре валового регионального продукта, тем сложнее малым предпринимателям добиться успешного входа на рынок и дальнейшего развития бизнеса, тем критичней субъективные оценки среды обитания. В этом смысле низкая интегральная оценка предпринимателями условий в Москве вполне объяснима. Московский рынок настолько развит, что взаимодействие факторов и комплексность причин появления проблем не позволяет малым игрокам использовать стратегии поведения, которые на периферии, вероятно, привели бы к успеху. Условия входа на московский рынок столь жестки, а поддержание конкурентоспособности столь затратно, что начинающие или профессионально слабые предприниматели оценивают условия пессимистично.

Что ж, гипотеза вполне политкорректная. Но она не должна успокаивать московские и красноярские власти - со средой для ведения малого бизнеса в зонах их ответственности дела обстоят явно неблагополучно.

Александр Ивантер, http://www.expert.ru

Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей