Почти по Дарвину

10.11.200423660



Почти по Дарвину


     "Выживают не самые сильные особи, и не самые интеллектуальноразвитые,

      а те, которые легче всего приспосабливаются к изменениям".


Чарльз Дарвин


 Динамизм жизненных и деловых процессов создает проблему выживаемости (категория имеет различные границы для различных субъектов рынка) даже перед крупными и, на первый взгляд, стабильными игроками. Решение этой проблемы в свою очередь выдвигает требования особого построения системы управления внутренними процессами, организационной структуры и взаимодействия ее компонентов.


Реконструкция своего предприятия, собранного "собственными руками" детища может оказаться непосильной задачей. Даже мысль о признании его несовершенным для некоторых предпринимателей – крамольна. Поэтому прежде чем приступить к этому кропотливому процессу возникает задача психологической, интеллектуальной трансформации собственника (предпринимателя) в управленца нового уровня, принципиально отличного от прежнего амбициозного обладателя.


Более сложные задачи способны решать профессионалы или персоны с задатками адекватного внешним требованиям внутреннего развития (здесь я ни на кого не намекаю). Эти профессионалы, как правило, есть в недрах каждого предприятия, но они, тоже, как правило, непопулярны, зажаты, отстранены от принятия решений и высказывания мнения именно потому, что это мнение отлично от положительного и оторвано от принятого "придворным этикетом".


Внутренние резервы, их реорганизация, построение в соответствие с целями организации – путь к спасению и успеху. Ибо только логическое осмысление рыночного окружения, достаточно агрессивного в силу обострения конкурентной борьбы, собственного финансового положения, организационного потенциала и резервов даст гарантии развития, а значит существования.


Какие внутренние резервы можно определить, не углубляясь в специфику производственной деятельности? Прежде всего, целевой определенностью, функциональной четкостью (фиксацией) производственных и бизнес процессов, степени профессионального и интеллектуального развития кадров предприятия, уровнем их мотивации. Требование фиксации производственных и внутренних процессов предприятия более чем безусловное.


Управление подразумевает :

постановку цели,

формулирование задачи,

предоставление ресурсов (возможности),

указание технологии выполнения,

контроль самого процесса и результатов,

компенсацию за использованный труд,

мотивацию персонала.


Если процессы не зафиксированы, то постановка задачи либо будет продолжительнее, чем ее решение, либо результат будет настолько индивидуален и зависим от исполнителя, что нельзя говорить ни о качестве, ни о количестве, ни о сроках, т.е. ни о каком серийном производстве. Единственная сфера деятельности, стандартизацию которой можно проводить с большой осторожностью – принятие управленческих и стратегических решений. Здесь проявление индивидуальности, креатива, более чем необходимо. НО! Сбор информации, разработка показателей, подготовка отчетов, предварительный анализ – вещи достаточно стандартные для данного предприятия.


Диалектическое отношение к жизненным и деловым процессам создает конструкцию управления как совокупность логистики, внутреннего администрирования и активного разностороннего внешнего реагирования. Приоритет в этой конструкции, должен принадлежать логике. Можете считать это постулатом. Организм не может быть полноценным, если у него нет головы - логистического центра. Степень развития логистического центра определяет перспективы предприятия (бизнеса), способность адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям, сохранять стабильность в объемах производства и реализации продукции, показателях эффективности, создает тем самым его коммерческую стоимость.


Структура логистического центра определяется, прежде всего, целями предприятия, его миссией, а дальнейшее развитие зависит не только от технических средствами, коммуникации связи, программного обеспечения, но и от технологии анализа, персонала, естественно квалифицированного и приверженного родному предприятию и его целям (именно это последнее сочетание особенно сложно).


Постановка главной цели (миссии), анализ возможностей и условий ее достижения, последующая декомпозиция ее на подцели и задачи обусловливает все процессы построения системы управления, структуры, процессов предприятия. Коль скоро это так, то это означает, что при возникновении ситуации изменения условий как внешних, так и внутренних именно логистические процессы, формирующие систему управления предприятием, гарантированно обеспечивают реструктуризацию производственных процессов, реинжиниринг, корректировку целей и задач, адаптацию всего организма предприятия к изменившимся условиям.


Как это может выглядеть на практике? В качестве логистического центра может выступать отдел развития, специалист по развитию, совет директоров, даже совещание специалистов предприятия и отделов, занимающихся текущей производственной деятельностью – но это уже на уровне проекта (не основной, но обязательной и подконтрольной деятельности). Главное в функционировании этих структур, проекте - процесс принятия решения на основе той информации, которая собирается о рынке и о положении предприятия в нем, о внимание к внутренней проблематике и запросах потребителей. "Нет пророков в отечестве своем". Каждый предприниматель, собственник должен отдавать себе отчет в том, что никто другой как именно специалисты его собственного предприятия прекрасно в состоянии решить многие проблемы и обойти острые углы в многих ситуациях текущей и перспективной производственной деятельности.


Если обобщить и подытожить, структуру управления можно изобразить в виде структурной схемы. Причем эта структура управления претендует на достаточную общность, будь то управление предприятием, проектом, процессом, продуктом.



Как видно, между внутренним и внешним построением не прямой связи. Она существует, безусловно, но опосредованно, через логистический блок. Функции логистического блока симметричны, не зависят от того, откуда приходит информация, сигнал о возникших проблемах, предложение о совершенствовании и развитии.


 Они состоят:

Сбор, получение информации, фиксация параметров и закономерностей, определяющих ситуацию;

Анализ полученной информации, моделирование, оценка мнений, подготовка вариантов решений, обоснование;

Принятие логистическим центром стратегических (принципиальных) решений;

Разработка комплекса мероприятий для реализации принятых решений, декомпозиция, составление бюджета, поиск ресурсов, построение графика;

Организация процесса выполнения мероприятия, привлечение ресурсов, организация проекта (управление, участники, постановка задачи, показатели и параметры контроля, мотивация), корректировки запланированных процессов;

Анализ результатов внедрения, показателей, полученных результатов.


Администрирование в системе управления играет двойную функцию, как поставщик внутренней проблематики при выполнении текущих процессов и как орган внедрения проектных мероприятий, субъект и объект реинжиниринга. Главное при выполнении этих функций соблюдение упомянутых принципов управления.


Если блок администрирования имеет конкретную структуру, штаты, персонал, текущие функциональные обязанности, то блок внешнего построения, представленный маркетингом (в широком смысле, не только как исследование потребителя) может быть выделен в отдельную структуру только в крупных компаниях, требующих переработки большого количества текущей информации. В типичном варианте средних предприятий эти функции перераспределены среди структур, участвующих во взаимодействии с внешней средой (сбыт, снабжение, транспорт). Особенность построение управления при подобном совмещении в блоке внешнего построения – создание проекта по сбору и направлению необходимой информации в структуру анализа (на схеме блок логистики).


Реальное воплощение схемы управления может принимать разнообразные формы, не требуя дополнительного набора кадров (чего особенно боятся многие предприниматели). Главное создать именно функциональную схему, заставить ее работать, предоставлять результат. Потребителем результата, главным его заказчиком, выступает само предприятие (генеральный бизнес), потому, что именно результат работы функциональной схемы управления отвечает на злободневный вопрос – "Что делать?".


Сбитнев Александр Викторович,

эксперт по системам управления и развитию бизнеса


Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей