В Китае приняты «прорывные решения»

15.10.200436490
Переговоры президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Ху Цзиньтао стали саммитом «прорывных решений». Перспективными областями взаимодействия Владимир Путин считает сотрудничество в энергетике, космосе, науке и технике. «На решение этих задач нацелен российско-китайский план действий на 2005-2008 годы. Товарооборот у нас растет, вы это знаете, – растет хорошими темпами. В ближайшее время, я думаю, мы действительно выйдем на 20 млрд долларов США и в среднесрочной перспективе вполне можем достичь рубежа 60 млрд долларов. Абсолютно достижимые цифры и реалистические цели.

Мы считаем, что речь должна идти не только об увеличении товарооборота. Нам нужно менять структуру нашего экономического взаимодействия. Здесь очень важную роль мог бы сыграть инвестиционный комитет, который создан двумя правительствами. Как я уже говорил, отвечая на предыдущий вопрос, мне бы казалось правильным менять структуру в направлении увеличения в этом товарообороте (или, точнее, в этом сотрудничестве) всего, что связано с высокими технологиями. Здесь у нас хороший опыт взаимодействия, нужны только дополнительные мощные стимулы для того, чтобы это взаимодействие шло более быстрыми и высокими темпами».— сказал Путин.

Вот как комментирует современные отношения двух стран глава Российско-Китайского делового совета (РКДС) Борис Титов:

Динамика экономических связей между нашими странами идет по нарастающей, мы выходим уже на уровень товарооборота в 20 миллиардов долларов — самый высокий за всю нашу историю. Однако при этом у нас сохраняется большой потенциал дальнейшего развития, и этот потенциал пока не использован ни в традиционных отраслях нашего сотрудничества, ни в плане развития новых направлений. Визит президента Путина в Пекин, безусловно, окажет самое положительное влияние на экономические отношения России и Китая. А бизнес всемерно готов эти отношения развивать, находить новые сферы сотрудничества. Мы очень надеемся, что наши бизнес-планы найдут понимание и поддержку правительств обеих стран.

В качестве первой инициативы вице-премьер Госсовета КНР г-жа У И обратилась к нам с просьбой предоставить список проектов, которым, в случае их одобрения, будет дан «зеленый свет» в китайских министерствах и ведомствах, в первую очередь — в Министерстве коммерции Китая. Мы в рамках Совета определили 36 таких проектов. Они все разные. Некоторые уже обсуждались с партнерами, некоторые только формируются. Надеемся, что их реализация будет успешной и плодотворной для обеих стран. В нашей концепции действий мы видим три основных направления: содействие расширению российско-китайских деловых отношений в целом, продвижение российско-китайских экономических проектов, улучшение инвестиционного климата для китайских инвестиций в России и российских инвестиций в Китае.
Как известно, руководители двух стран отмечали падение уровня поставок продукции российского машиностроения в Китай как в удельном весе, так и в абсолютном исчислении. Но бизнес должен создать и предложить свою систему поддержки поставок машиностроительной продукции. Еще раз повторюсь: без бизнеса проекты не «вытянешь».

Волнует нас и тема защиты инвестиций — в этом плане мы хотим ускорить подписание российско-китайского межправительственного соглашения о защите инвестиций, которое станет основным нормативным документом в данном вопросе. Поскольку проблема защиты вложений характерна в первую очередь для России, предложим нашему правительству систему мер антикоррупционного характера. Немалую роль сможет сыграть и внедрение механизмов досудебного рассмотрения споров в бизнес-сообществе, по образцу нашей Объединенной комиссии по корпоративной этике.

Вообще же, Россия ждет китайских инвестиций, мы знаем, что у наших восточных партнеров есть ресурсы, но опять же подчеркну — надо правильно выбрать «стратегию вхождения. Проектов подготовлено очень много, диапазон их очень широк: от крупных, как я уже говорил, в энергетической сфере, таких как строительство газопровода от Ковыткинского месторождения и энергомоста из Иркутской области до Пекина — до небольших, технологических.

Остановлюсь на перспективах сотрудничества в области авиастроения. Китай имеет свою авиапромышленность, а Россия, кроме этого, многолетнюю культуру производства самолетов и конкурентоспособные разработки на мировом уровне. Например, «Ильюшин Финанс» предлагает проект среднемагистрального самолета — как известно, машин этого класса в мире производится недостаточно. Объединив усилия, можно было бы создать компанию, которая бы лидировала на рынке, даже потеснив Boeing и Airbus. Кстати, сейчас Россия поставляет в Китай свои Ту-204, но на пути реализации этого контракта возникли некоторые организационные сложности.

Помимо авиации, есть проекты в области медицины и фармацевтики. Есть компании, которые предлагают телекоммуникационные технологии и программное обеспечение для компьютеров.В общем, российский бизнес заинтересован в реализации проектов с Китаем. Уверен, что дальнейшее развитие России невозможно без партнерства с нашим восточным соседом. На этом основаны наши планы.

Что делают в Китае для развития высоких технологий? Китайское министерство науки и технологий планирует в течение пяти лет инвестировать около 1,8 млрд. долл. в специальные государственные программы исследований и развития технологий. Китай будет стремиться концентрировать собственный научный потенциал, а не использовать иностранные достижения. Финансирование планируется направить в такие отрасли: биотехнологии, авиация, информационные технологии, лазеры, робототехника, энергетика, новые материалы, океанография.

С целью стимулирования развития отрасли hi-tech правительство КНР объявило о снижении экспортных налогов для китайских компаний, производящих программное обеспечение, а крупные фирмы теперь имеют право продавать свои продукты напрямую за границу. Китайское правительство отводит информационным технологиям приоритетную роль в десятом пятилетнем плане (2001-2005 гг.). Есть надежда, что интенсивное развитие информационной отрасли позволит стране удвоить темпы экономического роста.

Политика китайского правительства и расцвет информационных технологий привлекают в страну зарубежные фирмы. Компания Siemens собирается вложить более миллиарда долларов в экономику Китая в ближайшие пять лет (это две трети всех инвестиций компании в Азии). Китай стал третьим по величине рынком для Siemens после Европы и США: у компании есть здесь 45 совместных предприятий и более 25 тыс. сотрудников. Siemens является третьим по величине игроком китайского рынка сотовой связи.

К 2005 году в соответствии с заявлением министра информатики Китая объемы рынка информационной индустрии в стране должны удвоиться (что составит более 8% ВВП страны), а к 2010 году - учетвериться. Кстати, в последнее пятилетие рынок hi-tech в Китае рос в среднем на 28% в год.

Особенно примечателен для Китая последний 20-летний период проведения политики реформ и открытости, когда в различных областях науки и техники страны были достигнуты значительные успехи, приковывающие взоры всего мира.
Общеизвестно, что семидесятые годы ознаменовали собой новый этап в развитии научно-технического прогресса, когда “революционные волны” освоения новых и высоких технологий охватили весь мир. Важным ориентиром для страны стали знаменательные слова Дэн Сяопина : "… Китай должен развивать свои новые технологии для того, чтобы занять достойное место в области высокой науки и техники мирового уровня".

В марте 1986 г. правительством Китая была утверждена Государственная Программа развития высокой науки и техники (“Программа 863”). В качестве приоритетных направлений развития наукоемких отраслей были определены следующие:

микроэлектроника и информатика;
аэрокосмическая;
оптико-волоконная;
генная инженерия и биотехнология;
новые энергосберегающие технологии;
природоохранная техника и оборудование для защиты окружающей среды;
медицинское оборудование.

Программой предусматривается проведение фундаментальных исследований и разработка новых технологий на базе развития традиционных отраслей. Общая сумма капиталовложений в Программу составила 10 млрд. юаней. К концу 1995 года было зарегистрировано свыше тысячи важнейших научно-технических достижений, из них 560 разработок получили мировое признание, 73 - удостоены государственных премий, 266 - запатентовано за рубежом.

В 1988 году Китай приступил к реализации общегосударственной научно-производственной программы "Факел", ориентированной на коммерциализацию и индустриализацию наукоемких технологий. Практически эта программа явилась второй стадией "Программы 863". В течение последних 10 лет было учреждено 2500 предприятий, основанных на высоких и новых технологиях, освоено около 4000 видов наукоемкой продукции. К реализации программы были привлечены промышленные мощности оценочной стоимостью в 25.8 млрд.долл., позволившие выручить 4.3 млрд.долл. от проведения экспортных операций.

В результате успешной реализации Программы "Факел" к концу 1995 года было дополнительно произведено промышленной продукции на сумму 79.5 млрд. юаней, доход от продажи составил 69.2 млрд. юаней, налоговые поступления - 13.8 млрд. юаней, поступления от экспорта продукции - 1.08 млрд. долл. США.

Одним из направлений программы явилось создание зон развития новых и высоких технологий (или технопарков). Их основное назначение – стимулирование высокотехнологичных производств и продвижение продукции на рынок, в том числе и внешний, привлечение в страну зарубежных инвестиций и передовых технологий, а также создание благоприятных условий для коммерциализации научно-технических достижений. Поставленные перед зонами развития задачи реализуются в форме создания бизнес-инкубаторов и доведения НИОКР до стадии опытного образца с последующим производством на собственной промышленной базе.

В настоящее время в Китае насчитывается 120 зон освоения новых и высоких технологий различного уровня, среди них 53 государственного назначения. В 1996 году общий доход в этих зонах составил 230 млрд. юаней, промышленной продукции произведено на сумму 210 млрд. юаней, налоговые поступления в госбюджет составили 24 млрд. юаней. Поступления от экспорта продукции - 4 с лишним млрд. долларов США.

В мае 1988 года Постановлением Госсовета Китая был учрежден первый технопарк - Пекинская экспериментальная зона развития новых технологий, расположенная в районе Хайдань. На территории зоны, общей площадью свыше 100 кв. км., расположено около 50 высших учебных заведений, в том числе Пекинский государственный университет и Университет Цинхуа, 130 научно-исследовательских институтов и лабораторий, в которых трудятся более 100 тыс. специалистов. По состоянию на конец 1995 года в экспериментальной зоне было одобрено создание более 2,5 тыс. инновационных фирм, в том числе около 500 с использованием иностранных инвестиций. Освоено производство около 5 тыс. наукоемких изделий, из которых более 300 удостоены различных международных и государственных премий. Общий объем доходов за 6 лет функционирования технопарка достиг 25 млрд. юаней, а валютные доходы от экспорта выросли с 3 млн. долл. в 1988 г. до 100 млн. долл. в 1994 г.

Второй наиболее крупной и успешно развивающейся зоной новых и высоких технологий в Китае является зона “Наньху”, получившая государственный статус в 1991 г. Зона расположена в г.Шеньяне на территории площадью в 22 км2., где находятся 12 высших учебных заведений, 30 научно-исследовательских институтов и 210 научно-исследовательских лабораторий, 220 предприятий новой и высокой технологии, в том числе 30 компаний с участием иностранного капитала. Общая сумма иностранных инвестиций в научно-технические разработки парка оценивается в 6-7 млн.долл.

Технопарк “Наньху” специализируется на производстве сенсорной техники, цифровой контрольно-измерительной аппаратуры, робототехники. За время существования зоны разработано и внедрено в производство около 600 новых видов высокотехнологичной продукции. Необходимо отметить достаточно высокую эффективность функционирования этого технопарка. По подсчетам китайских специалистов, на каждый вложенный юань в “Наньху” приходится примерно 6 юаней стоимости готовой продукции.

Одной из основных стратегических задач китайского правительства по развитию технопарков является предотвращение дублирования и углубление специализации и кооперации между ними. Правильный выбор политики в отношение технопарков приведет к их ускоренному развитию, что окажет существенное влияние на повышение эффективности и технического уровня экономики Китая. Поскольку темпы промышленного роста в технопарках значительно превышают средние по стране, можно предположить, что объем промышленного производства в зонах высоких технологий к следующему году возрастет примерно в 10 раз по сравнению с 1990 г. За этот же период будут освоены тысячи новых наукоемких видов продукции. Технопарки станут реальными “локомотивами” научно-технического прогресса.

После возвращения Гонконга, правительство страны предприняло активные меры для перестройки его экономической структуры с целью создания на его базе регионального “мозгового центра”. В качестве приоритетных направлений развития наукоемких отраслей становится электронная и электротехническая промышленность. К настоящему моменту в Гонконге созданы два научно-производственных парка, специализирующихся на разработке новых поколений электронной техники. К этой работе подключен вновь созданный Университет науки и технологии, а также научно-исследовательский центр одной из крупнейших американских ТНК – “Моторола”. Рассматриваются планы организации третьего технопарка на новой территории, которую предполагается освоить путем осушения морских прибрежных районов.

Достаточно успешно развивается научно-промышленный парк (НПП)“Синчу”, расположенный на Тайване. Он был образован в 1980 г. в местечке Синчу в 70 км. от Тайбэя. Рядом расположены два крупнейших национальных университета Тонгхуа и Чиатунг. В настоящее время в НПП занято около 15тыс. высококвалифицированных специалистов.

На территории парка базируются Научно-исследовательский институт промышленной технологии, Объединенная корпорация по разработке микроэлектроники, Тайваньская компания по производству полупроводников, Организация по исследованиям в области электроники. В 1984 г., с целью укрепления связей между университетской наукой и промышленными предприятиями, в парке был создан Центр по развитию биотехнологии.

Кроме того, здесь действует около 100 промышленных корпораций, больше половины которых – филиалы ведущих транснациональных корпораций, главным образом из США. Среди них наибольшими активами в зоне парка располагают “ИТТ”, “Вэриан”, “Приэм”, “Юнайтед микроэлектроникс Корп.”, “Техас инструментс”.

Основные научно-исследовательские разработки, ведущиеся в “Синчу”, связаны с развитием электронной промышленности. Примерно 30 процентов фирм заняты разработкой и выпуском компьютеров и периферийного оборудования, 25 процентов – электронных компонентов, 20 процентов – полупроводниковых приборов, остальные занимаются исследованиями в сфере биотехнологии, производстве оптических волокон
Важным направлением деятельности технопарка является распространение научно-технической информации, полученной в результате выполнения государственных и частных заказов. Следует подчеркнуть, что до половины всех доходов парк получает от заказов частных компаний. Эта сфера деятельности является важнейшим фактором повышения технологического уровня местной национальной промышленности, поскольку в тайваньской экономике (в отличие от Ю.Кореи) преобладают мелкие фирмы, которые имеют меньше возможностей развития наукоемких отраслей. В ближайшие годы правительство Тайваня планирует создать еще один научно-производственный парк, который будет специализироваться на разработке и выпуске полупроводниковых приборов, развитии биотехнологии.

Научно-производственные парки вносят весьма существенный вклад в развитие экономики Тайваня. По объему выпуска продукции на одного занятого “Синчу” не уступает известной американской Кремниевой долине.

С помощью научно-промышленного парка “Синчу” планируется увеличить долю частных местных и иностранных компаний в общих расходах государства на НИОКР с 55 процентов в 1994 г. до 70 процентов к 2004 г.

Государство стимулирует участие фирм (вне зависимости от форм их собственности) в развитии технопарков. Так, предприятия, использующие перспективные выплачивают подоходный налог в размере 15 процентов от его обычной величины, а фирмы, 70 процентов продукции которых идет на экспорт, только 10 процентов. Кроме того, вновь созданные предприятия освобождаются от уплаты налогов на 2 года с момента аккредитации. Если возведение новых корпусов осуществляется за счет внутренних капиталовложений, не взимается налог на строения. Фирмы освобождаются от экспортных налогов при реализации продукции на внешние рынки. На развитие инфраструктуры зон правительство ежегодно выделяет займы и инвестиции. Для привлечения рискового капитала внедряются системы венчурных инвестиций.

На основании опыта деятельности национальных технопарков произведены расчеты оптимальной модели типового бизнес-инкубатора (БИ). Его площадь составляет 5500 м2, из которых около 1900 м2 предназначены для “инкубации” международных и китайских проектов, 1200 м2 – для коммерческой деятельности, 600 м2 – под управленческие здания и 1800 м2 – для общефункциональных подразделений.

Управленческой группой подобного БИ в составе 25 человек осуществляется коммерческая поддержка 35-40 предприятий, которым предоставляются платные консультации, обучение персонала, финансовая, административная и информационная поддержка, помощь в развитии деловых связей и прочее. Программа подготовки кадров включает специальное обучение в Китае и за границей.

В предварительный бизнес-план включается баланс расходов и доходов. При этом планируемая арендная плата для инновационных предприятий составляет 70 долл. за 1 м2 в год и 140 долл. за м2 в год для коммерческих структур. Размер оплаты меняется в зависимости от предоставляемого набора услуг.

По предварительным расчетам, расходы на капитальное строительство типового БИ составляют 4.7 млн.долл., из которых две трети на паритетной основе предоставляются китайскими и зарубежными инвесторами, а одна треть – за счет банковских кредитов на срок до 10 лет из расчета 8 процентов годовых. Получение прибыли ожидается на пятом году деятельности БИ.

Помимо разработки льготных условий центральным правительством, местные администрации на уровне провинции, городов, уездов и Комитеты по управлению делами зоны также вырабатывают дополнительные льготные положения, в целях поощрения и привлечения отечественных и зарубежных инвесторов. Например, предприятия в зоне освоения новых и высоких технологий г.Харбина пользуются следующими основными льготами:

С даты аккредитации они полностью освобождаются от подоходного налога за первые 3 года, 50% налога (по тарифу 7.5%) оплачивают за вторые 3 года, с 7-го года платят подоходный налог полностью (по тарифу 15%).

Предприятия, стоимость производства на экспорт которого превышает 50% от его годовой валовой продукции, оплачивают подоходный налог по тарифу 10% (после получения утверждения местного налогового бюро).

Импортируемые приборы и оборудование, предназначенные для проведения исследований и освоения высоких технологий, которые не имеет возможности выпускать местная промышленность, освобождаются от таможенной импортной пошлины (после получения утверждения соответствующих органов).

Предприятия пользуются рядом льготных условий при проведении капитального строительства на территории зоны.

Приоритетом китайско-российскогое научно-техническое сотрудничества стало внедрение российских высоких технологий в производство."Если раньше такое сотрудничество главным образом ограничивалось научными исследованиями, то теперь центр тяжести уже переместился на внедрение российских технологий в производство", -- сказал начальник Комитета управления Даляньским технопарком И Цзюнь.

Открыта Китайско-Российская база по внедрению в производство высоких и новых технологий, которая служит трамплином для проникновения российских технологий на китайский рынок и их масштабного внедрения на китайских предприятиях. В 2001 году был учрежден Даляньский центр внедрения в производство российских технологий, который стал главным каналом сотрудничества города с Москвой, Новосибирской областью, Томском и другими российскими регионами.

"В дальнейшем город Далянь намерен расширять научно-техническое сотрудничество с Россией и планирует создание еще 3 центров по внедрению передовых российских технологий в производство", -- пообещал официальный представитель Управления науки и техники.

Чжоу Ли сказал, что Китай и Россия – большие соседи. Китай имеет широкий рынок, множество преимущественных отраслей и передовых технологий, непрерывно растет инвестиционная способность страны. А У России богатые природные ресурсы, прочная промышленная и научно-техническая основа и высококвалифицированные таланты. У обеих сторон имеется большая экономическая взаимодополняемость, огромный потенциал и широкая перспектива сотрудничества.

Особенно в последние годы торгово-экономическое сотрудничество между двумя странами вступило в стадию быстрого развития. В 2000 году товарооборот между двумя странами составил 8 млрд. долларов, в 2001 году – 12 млрд. долларов, а в прошлом году этот показатель достиг 15,76 млрд. долларов, за январь-август этого года -- составил 12,8 млрд. долларов, к концу года, как ожидается, может превысить 20 млрд. долларов. Из приведенных цифр видно, что в последние пять лет двусторонний товарооборот возрастал со среднегодовым приростом более чем на 20 процентов. По таким темпам роста в 2010 году вполне можно довести товарооборот между Китаем и Россией до 60 – 80 млрд.

В статье использованы материалы: Бизнес он-лайн, РИА Новости, Синьхуа, Жэньминь жибао, Росбалт


Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей