Курс на инновации

06.10.200430200

Курс на инновации


Правительство Москвы рассмотрело вопрос о городской целевой программе поддержки и развития МП в инновационной сфере до 2006 года.


По оценкам Всемирной торговой организации, отметил выступивший с докладом руководитель Департамента поддержки и развития МП Евгений Егоров, объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет сегодня в пределах 2,2-2,3 трлн долл. США. Доля России в общемировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукции оценивается в 0,3%; для сравнения, в Китае - 6% Японии - 30%, США - 36%.


 Следует отметить, что основной акцент при реализации инновационной политики делается на малые инновационные предприятия. Е.Егоров сообщил, что в предложенном проекте не содержится глобальных новшеств - речь идет об усовершенствовании технологий и конструкций техники в самых различных сферах жизни общества. К сожалению, сегодня в Москве только 40 тысяч малых предприятий заняты в сфере производства и научных технологий, а непосредственно в инновационном бизнесе - всего 2 тысячи.


Что мешает сегодня развиваться малому предпринимательству? Министр выделил пять моментов. Первое. При наличии спроса на инновационную продукцию не хватает производственных мощностей, оборудования, непосредственно площадей. Второе. Недостаточно обеспечено финансами продвижение продукции на рынках. Если для изготовления опытного образца требуется единица финансовых ресурсов, то для продвижения на рынке нужно в 10 раз больше. Мировой опыт показывает, что после успешного старта коммерческих разработок проблемы предпринимателя не заканчиваются, а по сути только начинаются. Это и противодействие поставщиков импортной продукции, и "недружественное поглощение", и др. Конечные же потребители инновационной продукции готовы ее потреблять только при условии, если она выпускается серийно и обеспечена качественным спросом.


В 2003 году, отметил далее Е.Егоров, в России зарегистрировано 23 тысячи патентов, из них 90% приходится на малый бизнес. Но доля разработок, доведенных до серийного производства, остается в пределах 3%. Этого, конечно, мало. При этом вопреки общероссийской тенденции уменьшения числа научных организаций, занятых исследованиями и разработками, в Москве этот сектор растет: сегодня в столице трудится почти треть общей численности научных работников страны. Используется этот огромный потенциал не всегда эффективно.


Не сформирован рынок высокотехнологичной продукции, отсутствует система сопровождения проектов, начиная с экспертизы, финансовой поддержки на старте и продвижения непосредственно на рынок. "Я думаю, - сказал министр, - новый импульс решению этих задач должен придать принятый Мосгордумой закон "Об инновационной деятельности в городе Москве". В настоящее время поддержка малого наукоемкого бизнеса осуществляется в рамках городской Комплексной программы развития и поддержки МП. Малые предприятия в инновационной сфере получают специализированные услуги от городской организации инфраструктуры малого бизнеса, где проводится экспертиза и частичное финансирование наиболее перспективных инновационных проектов.


 На постоянной основе проходит специализированная выставка наукоемкой продукции малых предприятий города. Проводится обучение предпринимателей особенностям организации и ведения инновационного бизнеса. Создан и приступил к работе Московский городской центр инноваций и высоких технологий.

По словам министра, результат получается выше, когда охватывается не весь инновационный бизнес, а несколько наиболее продвинутых направлений.


 В Москве большой резонанс имела выставка, на которой демонстрировались новинки медоборудования и медтехнологий. Успеху способствовало создание ассоциации производителей медтехники. Именно в этом направлении, считает Е.Егоров, нужно рассматривать совершенствование работы в малом бизнесе, связанной с инновационной деятельностью.


Технология реализации программы, представленной на рассмотрение Правительства Москвы, основывается на простом маркетинговом подходе - выявлении действительно конкретных инноваций, поиске и отборе приемлемых научных решений. В Москве выявлены такие активные сферы формирования потребностей, как диагностические и тестовые системы, оздоровительные продукты питания, биотехнологии, приборы учета и мониторинга, новые материалы, лазерные технологии. В представленной программе заложена технология системной поддержки инновационной деятельности субъектов МП, которые должны обеспечить возможность преодоления барьеров в инновационной сфере для широкого круга субъектов малого предпринимательства.


Е.Егоров коснулся некоторых наиболее актуальных разделов программы. Например, по защите интеллектуальной собственности при ее передаче по технологической цепочке. Далее, по совершенствованию системы налогообложения. На сегодня отменили инвестиционную льготу по налогу на прибыль, чтобы уравнять предпринимателя, который тратит свой доход на потребление, и того, кто тратит на накопление и развитие. Ситуация совершенно ненормальная, считает министр, и в этом отношении нормативная база должна быть, безусловно, изменена.


 Что касается финансовых механизмов поддержки и развития инновационной деятельности субъектов МП, они обеспечат возможность не только финансовой поддержки инновационных проектов, но и позволят привлечь недостающие финансовые ресурсы из сторонних бюджетов и негосударственных источников. "На каждый рубль, заявил министр, мы предполагаем привлечь не менее 3-х из сторонних источников".


 Е.Егоров предложил масштабно решать проблему лизинга. Без новейшего оборудования нельзя сегодня говорить о действительно эффективных проектах. Написано немало предложений, но масштабного лизинга в России как не было, так и нет, - полагает министр. - Прежде всего потому, что найти на рынке без государственного участия необходимые денежные средства очень трудно, практически невозможно. Е.Егоров считает, что частные компании уже не в состоянии решить эти проблемы, ибо под каждый кредит требуется полное 100%-ное обеспечение. И на сегодняшний день то оборудование, которое приобретается лизинговой компанией, к сожалению, не может быть включено в обеспечивающую часть.


 Говоря о развитии городской инновационной инфраструктуры, министр отметил важность наполнения городских информационных площадок, технопарков, бизнес-инкубаторов необходимыми методиками, технологиями, инновационными фирмами, специализированными информационными центрами, технологическими ассоциациями. В проекте постановления предлагается создать биржу инноваций, которая давала бы возможность любому предприятию, любой структуре и организации, имея эту информацию, решить для себя, что интересно, и далее финансировать разработки.


 Наконец, в программе ставится задача развития межрегионального и международного сотрудничества. Участие государства в поддержке именно этого направления, по мнению Е.Егорова, позволит создать систему реализации высокорентабельной конечной продукции для внешних рынков. Малое предприятие само по себе выйти на внешний рынок практически не может - нет у него на это средств. Это могут сделать ассоциации, которые возьмут на себя решение вопросов, связанных с заполнением тех документов, которые требуются при выходе на внешний рынок. По словам Е.Егорова, в результате реализации инновационных проектов общий объем налоговых поступлений в городской бюджет составит не менее 330 млн рублей; ежегодный прирост числа МП в инновационной сфере составит не менее 10%.


Разговор о проблемах инновационного бизнеса продолжил первый зам. префекта Зеленоградского округа г.Москвы Алексей Михальченков, выступивший с содокладом. Проблемы внедрения инноваций он видит в том, что этот сектор экономики может развиваться, только будучи интегрирован в мировые рынки. Мировой рынок научно-технической продукции на сегодня сформировался, и на нем четко определилась специализация разных стран.


 Специализация обеспечивается за счет приоритетного развития соответствующих критических технологий. Их воспроизводство обеспечивается национальными инновационными системами, в которых интегрированы наука, венчурный капитал и самый дорогой товар - знание, воплощенное в современных технологиях, программном обеспечении, ноу-хау. Именно малой фирме присуща максимальная гибкость, максимально короткие сроки внедрения продукта на рынке - при минимальных затратах.


На сегодня, отметил А.Михальченков, в Москве сделаны конкретные шаги по поддержке малого инновационного бизнеса в рамках реализации Комплексной программы; интересно работают технологические парки. В этом году отметил 5-летие "Технопарк-Зеленоград", который за эти годы стал центром, объединяющим многие предприятия Москвы. Тут трудятся 40 инновационных малых предприятий, а в различных программах задействовано до 100 инновационных компаний.


Конечная эффективность такова: за два года налоги, поступившие в бюджет города от технопарка, перекрыли затраты из бюджета на его содержание. "Технопарк-Зеленоград" ежегодно удваивает объемы выпускаемой продукции, причем значительная часть размещенных здесь предприятий работает на экспорт. Для создания комплексной системы поддержки на малых инновационных предприятиях, особенно тех, которые сегодня уже стали на ноги, им должны быть предоставлены условия для развития собственной производственной базы.


 По инициативе префектуры Зеленограда и Департамента поддержки и развития МП, во исполнение постановления Правительства Москвы реализуется проект программы по созданию специализированной территории развития малого бизнеса, для которой на бывшей территории станции аэрации Водоканала - это порядка 13 га - будут построены современные производственные помещения - около 200 тысяч кв. м с полной инфраструктурой обслуживания, как с точки зрения коммунальной, так и с точки зрения научно-технической. Строительство будет вестись из средств соинвесторов, коими выступают новые инновационные предприятия - заказчики площадей.


Зона создается в основном бизнесом высоких технологий, приборостроения, управления, изготовления медицинской измерительной техники, средств связи. И основным привлекательным моментом для участия в этом проекте стала возможность иметь собственные современные площади на отдельной территории, где расположены близкие по профилю предприятия и имеется вся необходимая инфрастуктура поддержки.


Принятый недавно закон "Об инновационной деятельности в г.Москве" стал правовой основой для подготовки и обсуждения проекта программы. Основываясь на принципах формирования инновационной политики Москвы, важнейшей составляющей программы А.Михальченков считает концентрацию производственного и интеллектуального потенциала, материальных и финансовых ресурсов с высокой степенью подготовки инновационного продукта. Эта работа по завоеванию рынка - как отечественного, так и зарубежного - требует профессионального подхода.


В ходе дискуссии отмечалось, что хорошо работающие фирмы, имеющие инновационный продукт, достаточно быстро набираются сил. Но для дальнейшего увеличения объема производства требуются специальные знания и услуги, которыми обладает далеко не каждое малое предприятие. Требуются специализированный консалтинг, сертификация продукции под требования ИСО, регистрация интеллектуальной собственности, нужна целенаправленная патентная работа, особенно за рубежом, управление рисками и т.д.


В числе проблемных вопросов отмечалось создание систем взаимодействия малых предприятий с крупными фирмами - как на принципах субконтрактации, так и в порядке размещения на крупных заводах инновационных продуктов в объемах, с которыми малое предприятие уже не справляется. Это, конечно, и подготовка специализированных кадров, особенно молодежи. В Зеленограде сегодня при поддержке Департамента МП реализуется проект молодежного технопарка, в рамках которого заказчиками молодых специалистов выступят действующие малые инновационные фирмы.


Подводя итоги дискуссии, мэр Москвы Юрий Лужков отметил, что столица вышла на высокий уровень инновационной деятельности. Городу удается восполнить недобор бюджетных инноваций за счет привлеченных средств. Речь идет о фирмах, которые хотят инвестировать в реальных сектор экономики. Только в прошлом году инвестиции в реальный сектор составили 14 млрд долл. США.


 Что позволяет привлекать инвестиции в таких объемах? Ю.Лужков назвал такие факторы, как порядочность власти, прозрачность бизнеса, совершенствование законодательства. Говоря о западных инвестициях, он отметил, что в Россию с Запада идут технологии с отставанием в 5-7 лет - это то, что давно освоено. Речь при этом может идти только о расширении производства продукции, но никак не о выводе инновационного бизнеса в Москве, да и в России, на современный уровень высоких технологий и инновационного потенциала.


Что касается самой программы, Ю.Лужков одобрил ее содержательную часть. А вот по поводу ресурсной части высказался в том смысле, что на реализацию программы выделены "смешные ресурсы". "Когда мы говорим об инновациях, - пояснил свою мысль московский мэр, - то если хотим иметь прорыв, поддержать прорывные технологии и прорывные идеи, но выделять станем чисто "теоретические" ресурсы, результатов не будет". Лужков признал, что со стороны города выделяются мизерные ресурсы и призвал изыскать дополнительные средства. Между тем, есть немало фирм, которые очень заинтересованы в финансировании инновационных проектов.


 В отличие от банков, которые слабо разбираются в технологиях и готовы инвестировать только вместе с городом, фирмы лучше осознают значимость инноваций и не нуждаются в особом режиме гарантирования. Мэр с сожалением заметил, что многие наши перспективные разработки не патентуются за рубежом. "Потом мы видим реализацию этих аналогов, идей, устройств - за рубежом, но претензий предъявить не можем". Ю.Лужков предложил отработать систему поддержки патентования за рубежом. Если наши инновации будут запатентованы в различных странах, западные фирмы не смогут их обойти - им придется платить за патенты.


В эксклюзивном интервью "Бизнесу для всех" министр Правительства Москвы Евгений ЕГОРОВ подчеркнул, что добиться удвоения роста ВВП без инноваций не получится - ни в обрабатывающих, ни в иных отраслях экономики. Но то, что из 40 тысяч московских производящих малых предприятий только 2 тысячи заняты в сфере инноваций, - это недопустимо мало. Чтобы привлечь сюда инвестиции, нужно создавать Фонд гарантий. На заседании Правительства Москвы эта идея не нашла поддержки, однако Е.Егоров намерен продолжить усилия в этом направлении.


– Евгений Владимирович, на заседании говорилось, в частности, о крайне недостаточном участии малого бизнеса в реализации крупных инновационных проектов. В чем вы видите возможность ликвидации этого разрыва? Или, может быть, большая наука просто не желает возиться с малым бизнесом?


– Нет, это не так. Науку питают крупные заказы, а на сегодня таких заказов нет. Ведь если появляется идея, ее нужно проработать. Малый бизнес при отсутствии соответствующих кадров выполнить такие проработки не может. Он должен дать заказ какому-то научному институту, может использовать идею в своих технологиях и конструкциях, чтобы все выверить, провести исследования и только после этого запускать в серию. Разумеется, после заключения со стороны Экспертного совета.


- Что из высказанного на заседании Правительства Москвы вы наверняка используете при доработке проекта программы развития инноваций?

- Сегодня нет рынка высокотехнологичной продукции. Рынок надо создавать. Но для этого нужны рыночные институты - об этом говорилось. На 100% прав Юрий Лужков насчет патентов - ими надо заниматься.


- Разработчиков программы упрекнули за отсутствие четкого механизма внедрения инноваций…


- Такой механизм программа содержит. Создан городской Центр инноваций и высоких технологий, который и займется формированием механизма внедрения и аккумулированием высоких технологий. И то, что мы говорим о создании биржи инноваций, - это тоже часть эффективного механизма коммерциализации разработок.


 


Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей