Профессор из Калифорнии о коммерциализации разработок

06.09.200426560

Профессор Калифорнийского университета о коммерциализации научных разработок


 


Профессор Калифорнийского университета Виталий Михайлович Быстрицкий в июле 2004 г. прочитал для сотрудников Томского политехнического университета лекцию «Коммерциализация научных разработок», в которой поделился американским опытом и рассказал об одной из стратегий взаимодействия между разработчиками и финансистами, действующей в том числе и в Центре трансферта технологий «Ирвин» при Калифорнийском университете.


 


Проблема коммерциализации научных разработок в нашей стране в последнее время становится все более актуальной. Опыт продвижения новых технологий на рынок России достаточно небольшой. Так как ранее все новейшие разработки в нашей стране шли в военный комплекс, тогда как, например, в Америке лучшие образцы отправлялись на рынок.


 


Каналы финансирования научных изобретений в Америке самые различные, но в основном это правительство, которое учитывает университеты при утверждении бюджета; это крупные компании; индустрия и корпоративные фонды. Еще один канал финансирования, как ни странно, частные лица – это очень богатые люди, которые, к примеру, финансируют строительство новых корпусов университета и будут рады увидеть свою фамилию на табличке, украшающей новый корпус. То же самое и с научными исследованиями, спонсоры прекрасно понимают, что дело это долгое, но, в отличие от российских, готовы вкладывать в это деньги и уверены, что это, в конце концов, принесет прибыль.


 


Многих присутствовавших на лекции, заинтересовала трансфертная технология – движение новых разработок на рынок, действующая в Калифорнийском университете (Ирвин). Основное место в ней занимает центральный офис. Подобное подразделение выполняет следующие функции: осуществление связи (консультация и другая помощь) между университетом и компаниями, ищущими и разрабатывающими новые технологии; отслеживание всех контактов университета с такими заинтересованными компаниями; связь с другими подразделениями университета, решение всех «легальных» вопросов: патентования, заключение договоров, распределение прибыли и т.д. Руководит центральным офисом проректор по науке. Он обладает всей полнотой информации о возможных источниках финансирования проектов. Это могут быть федеральные каналы: государственные дотации, гранты, т.д., а также негосударственные: корпоративные фонды, имеющие прямой интерес в разработках, индустрия, частные спонсоры, считающие какие-либо проекты перспективными в будущем.


 


Для оценки подобных источников финансирования существует специальная программа, которую в своей деятельности использует центральный офис. В этой программе учтена вся информация о различных фондах, компаниях, частных инвесторах, что позволяет решать проблему поиска, его диапазона и т.д. Немаловажную роль в продвижении новых разработок университета играют и так называемые «старт-ап» компании. Они создаются при университете его сотрудниками, а зачастую и основными руководителями проектов, с целью вывода на рынок уже готовых результатов проекта и поиска покупателя. Для этого «старт-ап» компании используют в том числе и возможности центрального офиса.


 


При университете также действуют научные центры, коллективы ученых (5-6 человек), занимающиеся исследовательской работой, использующие лаборатории и оборудование университета. Эти центры пользуются преимуществом при распределении государственных грантов. Для университета подобные центры представляют интерес с точки зрения возможности последующего лицензирования результатов их работы через центральный офис; через этот офис ведется и поиск покупателей на эти результаты.


 


Стратегия, названная «Win. Win. Win» предоставляет каждому из участников проекта свои преимущества («победы»). Так, согласно этой стратегии, университет получает право на коммерциализацию научной разработки, право на получение прибыли; инвестор или спонсор получает прибыль от продажи продукта, а также эксклюзивные лицензионные права для перевода разработки на рынок; исследователь имеет право свободно публиковать свои изобретения, работать на оборудовании университета, а также исследователю предоставляется право на покупку определенного количества акций продукта по первоначальной цене, действовавшей в период, когда продукт еще не вышел на рынок.


 


После того, как компания выходит на рынок, пройдя соответственно все необходимые проверки и процедуры, цена акций повышается, иногда даже в несколько раз (цену определяет рынок), исследователь вправе выкупить положенное ему количество уже подорожавших акций по первоначальной, дорыночной цене. Помимо прав у сторон, соответственно, есть и обязанности. Так, к примеру, всю стоимость исследований должны оплатить спонсоры, либо совместно спонсоры с университетом; кроме того, университеты обязывают спонсоров брать на себя расходы по патентованию. Благодаря имеющимся большим полномочиям, университет даже имеет право настаивать на том, чтобы изобретение, не смотря на то, кто стал его спонсором, приносило пользу народу. В обратном случае, вполне возможно, может последовать наказание, к тому же, финансовые результаты в обязательном порядке должны быть одобрены финансовой комиссией университета. Ежегодно доход университета от «продажи» научных исследований составляет миллион долларов.


 


Источник: сайт Томского политехнического университета


Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей