Роль государственно-частного партнерства в биотехнологии

05.12.200341850

Роль государственно-частного партнерства в формировании национальной инновационной системы России в области биотехнологии



Е. Н. Орешкин, заместитель начальника Департамента наук о жизни и земле Министерства промышленности, науки и технологий РФ.

Доклад на Седьмом международном семинаре-презентации инновационных научно-технических проектов в области биотехнологии (Пущино, 24-25 ноября 2003).


Одной из важнейших государственных внутриполитических задач в области экономики является перевод отечественной промышленности от сырьевой направленности в сферу высоких технологий, в сферу инновационной деятельности. Нет необходимости говорить в этой аудитории, почему эта задача является столь актуальной для нашей страны. Нужно лишь отметить, что неудача в достижении этой цели навсегда лишит Россию возможности обеспечивать её гражданам высокий уровень качества жизни, защищать национальные интересы страны на мировой арене и занимать достойное место среди развитых мировых держав. Кроме того, только перевод промышленности на базу наукоемких технологий может позволить максимально эффективно использовать тот огромный научно-технический потенциал, который был создан в доперестроечные годы российской истории.

Говоря об инновационных направлениях в экономике мы немедленно вспоминаем о биотехнологии - области человеческой деятельности привлекающей в последнее десятилетие особое внимание. И не только потому, что биотехнология дает человечеству надежду на избавление от многих тяжелых заболеваний, от угрозы голода, от катастрофических климатических и экологических изменений условий жизни человека на Земле, но и потому, что именно биотехнология позволяет стремительно превратить новое знание, получаемое фундаментальными исследованиями в капитал, дающий мощный толчок развитию различным отраслям экономики. Применение биотехнологических подходов к созданию новых производств или к модернизации существующих позволяет добиться существенного повышения эффективности вложения финансовых и иных ресурсов. Именно использование новейших достижений биотехнологии в производстве позволяет достичь чрезвычайно высоких экономических показателей - 100 и более % рентабельности.

В настоящее время биотехнология, несомненно, является одним из направлений развития промышленности и сельского хозяйства имеющим макроэкономическое значение. По оценкам экспертов, мировой рынок биотехнологической продукции может быть охарактеризован следующим образом:




  • препараты для пищевой промышленности и сельского хозяйства с годовым объемом продаж около 45 млрд. долларов;


  • семенной материал генно-модифицированных растений - 30 млрд. долларов;


  • фармацевтические препараты - 26 млрд. долларов;


  • ферменты для производства моющих средств - 21 млрд. долларов;


  • лечебно-косметические средства, полученные из растительного и животного сырья - около 40 млрд. долларов. 


  • Всего - более 160 млрд. долларов.

Предполагается, что к 2010 году объем этого рынка превысит 2 трлн. долларов.

В течение 10 лет прогнозируется значительное расширение сфер пользования биотехнологии в таких важных областях экономики как тонкая химия (биокатализаторы, продукты органического синтеза), добывающая промышленность (биогеотехнологии, биоремедиация почв), производство полупроводников (новые материалы), информационные технологии (микроэлектронные системы, средства биоинформатики, устройства на базе биологических принципов, биокомпьютеры). В отдельных отраслях внедрение биотехнологических методов приведет к качественному изменению производственной базы. Продукция, получаемая с применением этих процессов, составит к 2010 году около 30% мирового рынка химикатов, который оценивается в 1,5 трлн. долларов, а в обороте средств агрохимии (46 млрд. долларов) на долю биотехнологии растениеводства придется не менее 20 млрд. долларов. Широкое распространение генетически модифицированных культур повлечет ежегодное уменьшение на 30% продаж гербицидов и пестицидов.

Сегодня, когда возможности экономического роста за счет вовлечения в оборот новых ресурсов сильно ограничены, прогнозы со всей очевидностью отдают биотехнологии одну из ключевых ролей в экономическом развитии человеческого общества.

Высокая наукоемкость процессов создания биотехнологической продукции, их длительность и затратность требуют поддержки со стороны государства. Одна из главных задач государственной научно-технической политики - разработка и реализация мер направленных на обеспечение адекватных вложений ресурсов в науку, уменьшающих риски, связанные с проведением исследовательских работ и другими составляющими инновационного процесса.

Руководство индустриальных стран рассматривает биотехнологию качестве важнейшего фактора национального развития в первой половине 21-го века. Во всех промышленно развитых странах функционирование биологической промышленности происходит в рамках государственных исследовательских программ с последующей коммерциализацией результатов частным сектором.

В результате такой политики в экономически развитых стра сформировалась система государственно-частного инновационного партнерства, при котором государственная власть и бизнес выступают как равноправные партнеры, взаимно дополняя друг друга. Государство, поддерживая проведение научно-исследовательских работ и систему образования, являющихся источниками инноваций, создает благоприятные условия и среду стимулирования предпринимательства, а бизнес берет на себя весь коммерческий риск работы на рынке инновационной продукции. Государство получает свою выгоду от сбора налогов и решения социальных проблем, а бизнес - свою прибыль.

В России есть все необходимые условия для дальнейшего развития биотехнологического производства:




  • наличие перспективных разработок,


  • научно-производственный потенциал;


  • общий экономический рост и интенсивно растущий спрос на биотехнологическую продукцию на внутреннем рынке (в настоящее время российские производители на внутреннем рынке занимают только 20-40%).

Поэтому можно утверждать, что необходимым условием развития биотехнологии в России является достижение эффективного взаимодействия государственных и рыночных структур. Исходя из этого, важнейшими задачами в настоящее время можно считать:




  • организацию структур с участием государства, имеющих тесную связь с частным сектором промышленности и взаимодействующих с научными организациями, выполняющими фундаментальные и прикладные исследовательские работы;


  • государственную поддержку, включающую создание венчурных компаний и фондов, частичное освобождение от налогообложения на прибыль, предоставление льготного финансирования для ведения НИОКР, выделение средств на деятельность инновационных центров, "биотехнологических инкубаторов", особых экономических зон, субсидирование расходов на регистрацию биопрепаратов;


  • формирование благоприятной предпринимательской среды, предполагающей доступность капитала, наличие практического опыта, информационную и исследовательскую инфраструктуру, правовую базу и готовность частного бизнеса осуществлять высокорисковые реальные проекты;


  • поддержку на региональном уровне биотехнологических компаний, которые находятся на различных этапах развития и имеют диверсифицированную специализацию (в том числе предоставляют услуги в области консультативной деятельности, информационном обеспечении, лабораторных исследованиях и т.д.);


  • стимулирование образования кластеров (территориальных комплексов) биотехнологической промышленности путем создания в отдельных регионах "критической массы" исследовательских организаций, промышленной базы и учебных центров, способных самостоятельно развиваться в рыночных условиях;


  • обеспечение предпочтительных условий доступа к венчурному финансированию компаниям, работающим в области биотехнологии;


  • устранение узких мест, связанных со спецификой современного этапа развития биотехнологии: решение вопросов с правами на интеллектуальную собственность разработчика, предпринимателя и государства.

Должен отметить, что в последнее время государство уделяет много внимания развитию инновационной сферы в целом - создана и функционирует сеть инновационно-технологических центров, организован Российский венчурный инновационный фонд, подготовлен и находится на доработке Закон об инновационной деятельности, готовятся проекты нормативно-правовых документов в области инвестиционной политики государства в сфере высоких технологий и ряд других.

В области поддержки развития биотехнологического сектора инновационной деятельности также предприняты существенные шаги:




  • реализуется один из первых инновационных мега-проектов "Разработка биотехнологий и промышленное освоение производства семенного материала высоких репродукций генетически модифицированных сельскохозяйственных растений";


  • в процессе создания находится Межведомственная инновационная программа "Биотехнология для медицины и агропромышленного комплекса", основной целью которой является обеспечение условий для коммерциализации научно-технических разработок в сфере биотехнологии и вовлечение их в хозяйственный оборот на основе внебюджетного финансирования;


  • в рамках программы на основе Пущинского научного центра создается "Международный технопарк Пущино", в формировании которого участвуют институты Пущинского отделения РАН, администрация г. Пущино, Правительство Московской области, ряд производственных и финансовых организаций, а также организации из Финляндии, Германии, Франции.

Вместе с тем преждевременно говорить о достижении коренных изменений в сфере инновационной деятельности в России, в частности в сфере биотехнологии. И, наверное, вы чувствуете это на себе. Причин этому несколько.

Прежде всего, отечественные разработчики не ориентированы должным образом на получение конечного коммерческого результата - довольно часто для реализации предлагаются проекты, не востребованные в данный момент рынком, потребителями.

К сожалению, до настоящего времени не существует устойчивой связи между научными организациями и предпринимательскими кругами. Причем в тех случаях, когда такого рода контакты образуются, довольно часто они не приносят желаемого для обеих сторон результата в силу различных точек зрения на процесс коммерциализации инноваций и на распределение долей прибыли.

Ближайшие цели Минпромнауки в области расширения государственно-частного партнерства:




  • создание центра трансфера технологий;


  • создание инфраструктуры международного технопарка на базе Пущинского научного центра РАН;


  • создание сети инновационных предприятий для реализации конкретных инновационных проектов;


  • создание специализированного венчурного фонда в области биотехнологии;


  • развертывание международного сотрудничества для продвижения российских технологий и биотехнологической продукции за рубеж.

 


Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей