«Органика»: есть или не есть?

23.11.200536960
Как стало известно «Бизнесу», президент ФК «Уралсиб» Николай Цветков стал совладельцем двух магазинов Grunwald – самого известного проекта в сфере торговли органическими продуктами. По словам людей из окружения главы «Уралсиба», ярый сторонник здорового образа жизни, Цветков собирается превратить свое приобретение в крупную сеть уже в 2006 году.

Правда, эксперты считают рынок органической еды в России малоперспективным. Они отмечают, что спрос на дорогую «органику» невелик, из-за чего первый магазин такого профиля, «Рыжая тыква», закрылся, не просуществовав и полутора лет.

Проект «Экосупермаркет Grunwald» известен на московском рынке уже более двух лет.

В 2003 году планировалось, что он станет первой сетью в Москве, которая будет торговать исключительно органической едой – продуктами, выращенными без использования химических удобрений и ГМ-технологий. Однако за два года ни один из двух заявленных магазинов Grunwald – на Краснопресненской набережной и в Крылатском– так и не был открыт, и на рынке уже сочли проект несостоявшимся.

Но на днях стало известно, что он все же будет запущен, причем с гораздо большим размахом, чем планировалось раньше. Так, по словам источников «Бизнеса», знакомых с ходом проекта, магазин, расположенный на Рублевском шоссе, д. 30, откроется в начале февраля. Вместе с экологическим супермаркетом площадью 1500 кв. м в Крылатском появится и винный погреб площадью 800 кв. м. А в 2006 году проект планируется превратить в сеть – на престижных направлениях будут открыты еще несколько Grunwald поменьше.

Неожиданную реанимацию проекта источники «Бизнеса» объясняют появлением у него нового совладельца – президента финансовой корпорации «Уралсиб» Николая Цветкова .

По их словам, структуры, близкие к Цветкову , приобрели долю в Grunwald несколько месяцев назад. Пресс-служба «Уралсиба» вчера опровергла информацию о сотрудничестве. «Мало ли что нам или Цветкову приписывают?» – заявил начальник отдела общественных связей «Уралсиба» Александр Вихров. Однако один из высокопоставленных сотрудников корпорации уточнил, что в «Уралсибе» могут и не знать о Grunwald: «Магазины органической еды – частный проект Цветкова . К «Уралсибу» или «Копейке» (корпорации принадлежит 50% акций сети «Копейка».-»Бизнес») он никакого отношения не имеет». Интерес главы корпорации к проекту собеседник «Бизнеса» объяснил тем, что тот является давним поклонником здорового образа жизни. «Это действительно похоже на Николая Цветкова . Он увлекается идеей здорового образа жизни, здорового питания и так далее»,– подтверждает президент «Копейки» Александр Самонов. Участники рынка вспоминают, что Цветкову приписывается участие еще в одном «здоровом» проекте – сети элитных фитнес-центров Dr. Loder (вчера там не стали комментировать эту информацию).

По оценке аналитика ИК «Финам» Владислава Кочеткова, покупка Grunwald могла обойтись инвестору не более чем в $300-500 тыс. «В случае с Grunwald продавались только права аренды: сами магазины не работают, и перепрофилировать их подо что-то другое не предполагается»,– объясняет он.

Источники «Бизнеса», знакомые с проектом Grunwald, напоминают, что его руководитель Евгений Тростенцов давно искал инвестора. Сам Тростенцов косвенно подтвердил эту информацию, сообщив, что весной вел переговоры об участии в развитии Grunwald с консорциумом европейских производителей биопродукции.

«Нас их предложение не устроило, так как мне предлагалось создать специализированную сеть, а потом продать ее через три года. Те переговоры мы закончили в мае. Я выбрал более приемлемое для себя предложение»,– говорит он. Состав акционеров Grunwald Тростенцов пообещал назвать после открытия первого магазина, а до тех пор категорически отказался от комментариев, сославшись на мораторий.

Интерес инвесторов к торговле органической едой закономерен. В мире organic food – один из самых динамично растущих сегментов продовольственного рынка.

Согласно прогнозу американской Ассоциации торговцев органическими продуктами (Organic Trade Association), к 2008 году совокупный объем продаж такой еды в США достигнет $23,75 млрд, а ежегодный рост рынка составит 18,5%. По мнению вице-президента Общенациональной ассоциации генетической безопасности (ОАГБ) Татьяны Кравцовой, российский рынок также перспективен для «органических» ритейлеров: «В последние годы интерес потребителей к органической еде устойчиво растет. По данным исследовательской компании КОМКОН, 56% москвичей готовы платить больше за экологически чистые продукты. А в наиболее высокодоходных группах эта доля возрастает до 78%».

Правда, многие участники рынка сомневаются в перспективности проектов, аналогичных Grunwald, в России. «В 2003 году мы запускали проект по торговле органическими продуктами: завезли крупную партию такой еды, выставили на самых лучших местах под брэндом organic food. Но продажи нас огорчили. Как показали опросы, люди просто не понимали, в чем отличие органических продуктов от просто продуктов, и считали разницу в их цене необоснованно завышенной»,– вспоминает директор по коммуникациям ГК «Перекресток» Александр Бархатов. С ним соглашается Анна Прокопьева, эксперт недавно закрывшегося конкурента Grunwald, магазина «Рыжая тыква»: «Если судить по развитию рынка органических продуктов на Западе, где рост достигает 20% в год, можно предположить, что это перспективный рынок. К сожалению, к России это пока не относится – условий нет. «Органика» сама по себе дороже обычных продуктов, к тому же все органические продукты – импортные. В итоге на полке «органика» вся стоит как минимум на 50% дороже традиционных продуктов. А люди не хотят переплачивать».

Сергей Канунников, Деловая газета «Бизнес», 23.11.2005

Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей