Россиян лечат устаревшими лекарствами

15.11.200529120
На прошедшем съезде участников Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) компания “Фармэксперт” обнародовала данные по российскому фармарынку, из которых видно, что в России доля инновационных лекарственных средств составляет всего лишь 12%, тогда как в странах Западной Европы и США этот показатель во много раз выше. Получается, что россияне не имеют возможности пользоваться последними мировыми научными разработками фармацевтов. По мнению экспертов, исправить ситуацию способны только время и развитие законодательной системы страны.

По данным центра маркетинговых исследований “Фармэксперт”, объем российского рынка лекарственных препаратов за первый-третий кварталы 2005 г. составил 5,5 млрд долл. Так как на четвертый квартал обычно приходится около 30% годового объема, то по итогам 2005 г. рынок может достигнуть более 6 млрд долл. и при таких темпах роста уже в 2006 г. превысить 9 млрд долл., и тогда Россия войдет в десятку крупнейших рынков по этой отрасли.

Однако, по мнению экспертов, в следующем году рост фармарынка может замедлиться – в стране наблюдается снижение темпов увеличения доходов населения. Пока же Россия лидирует в Европе лишь по количеству потребления таблеток на душу населения, однако в основном это дешевые препараты, типа аспирина и активированного угля.

Из общего объема рынка в денежном выражении на долю инновационных продуктов приходится 12%. Инновационные препараты – лекарства, недавно появившиеся на рынке, на которые действует патент изобретателя. Как отмечают эксперты, при этом ассортимент инновационных препаратов в России практически не пересекается с перечнем препаратов, предлагаемых в качестве новинок в развитых странах.

Одно из немногих лекарственных средств, одинаково массово продающихся и у нас, и на Западе, – это “Виагра”. Получается, что россияне потребляют почти что исключительно устаревшие лекарства. После истечения срока действия патента другие предприятия получают право выпускать аналоги этого препарата под своими марками – так называемые дженерики. Так как срок действия патента на лекарства 18 лет, то дженерики очень сложно назвать современными, хотя в подавляющем большинстве они качественные и действенные.

Эксперты называют причиной засилья в России устаревших препаратов – несовершенство нашего законодательства. В нашей стране затруднен вход на рынок новым брендам, так как регистрация новых патентов занимает до нескольких лет. “На рынке сейчас существует избыточное регулирование на стадии допуска на рынок, – говорит председатель совета директоров КонфОП Дмитрий Янин. – И при серьезных ограничениях на входе рынок практически не регулируется по текущей работе.

В результате аптечная индустрия сама пошла на создание механизмов регуляции (системы проверок аптечных сетей), однако все равно в будущем году на всю Россию контролировать работу аптек будут 500 человек”. Но, по словам Дмитрия Янина, эту ситуацию законодательные органы, возможно, будут вынуждены изменить уже в ближайшее время, так как вопросы по контролю за фармарынком и избыточными требованиями при вхождении на него поставлены недавно на переговорах о вступлении России в ВТО.

По словам председателя совета директоров “Фармэксперта” Юрия Крестинского, невысокая доля инновационных препаратов в России объясняется неразвитостью системы медицинского страхования. “Сейчас в России прядка 20% объема потребления лекарств субсидируется государством или страховыми компаниями, тогда как, например, в США этот показатель стремится к 90%”, – поясняет в беседе с RBC daily г-н Крестинский. По его мнению, через 5-7 лет, когда в России доля страхового покрытия стоимости лекарств достигнет 50% (а в более отдаленной перспективе – трех четвертей объема), количество инновационных продуктов значительно вырастет.

“Сейчас в США доля инновационных лекарственных препаратов составляет порядка 70%, остальное приходится на так называемые дженерики”, – подтвердил RBC daily статистику вице-президент национальной ассоциации аптечных сетей США Терри Арт. Однако практика этого одного из наиболее развитых фармарынков показывает, что при неумеренном росте цен на известные бренды может наблюдаться и обратная тенденция: доля дженериков растет. Терри Арт объясняет это высокой стоимостью лекарственных препаратов в США – там в среднем лекарства в 7-8 раз дороже, чем в других развитых странах.

Стоимость лекарств входит в медицинскую страховку, и потребители заинтересованы в экономии не меньше, чем производители, так как дженерики в несколько раз дешевле брендованных препаратов, а размеры страховых взносов становятся меньше. В европейских же странах по-прежнему потребители отдают предпочтение инновационным лекарствам.

http://sostav.ru

Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей