БАД просит добавки

15.11.200529040
По данным DSM Group, за девять месяцев 2005 года аптечные продажи БАД составили $180 млн, что в полтора раза больше аналогичного показателя прошлого года. Совокупная доля БАД в продажах достигла 5%, а по результатам 2004 года на них приходилось всего 2,5%.

Коммерческий директор компании "Мерцана" (входит в группу "Курортмедсервис", крупного производителя БАД) Иван Гуковский называет еще большие цифры: по его данным, продажи БАД в аптеках до конца 2005 года достигнут $500 млн. "При этом основным каналом сбыта БАД пока остается сетевой маркетинг: ежегодные продажи через этот канал составят около $1,3 млрд.

Впрочем, аптечные продажи постепенно оттесняют MLM, российские потребители больше доверяют аптечным полкам",- отмечает Гуковский.

Эксперты и участники рынка называют сразу несколько причин роста продаж БАД.

Этот рынок менее зарегулирован по сравнению с производством лекарств. "Фармрынок жестко регулируется государством, производственные площадки необходимо приводить к стандартам GMP. Производство же БАД, как профилактических средств, чувствует себя более свободно",- считает один из экспертов отрасли. По его словам, производители БАД могут регистрировать свою продукцию как пищевые добавки или витамины в зависимости от степени зарегулированности каждого из сегментов.

"Сейчас очень активно развиваются отечественные производители, ведь производство, лицензирование и сертификация БАД не требует таких серьезных денежных и временных затрат, как фармпроизводство",- соглашается с ним гендиректор DSM Group Александр Кузин.

Многие фармпроизводители даже регистрируют свои лекарства как БАД, говорит Кузин. "Продвижение продукции, таким образом, упрощается",- утверждает глава DSM Group.

"Зарегистрировать лекарственное средство гораздо сложнее и дольше, чем БАД",- продолжает финансовый директор компании "Здоровье" Александр Шабанов. Да и реклама БАД ограничена гораздо меньше, чем обычных лекарств.

"Например, рекламировать рецептурные фармпрепараты разрешено лишь в специализированных изданиях",- поясняет Кузин. Рентабельность БАД может в разы превышать доходы от продажи лекарств, уверен глава DSM Group.

В "свободе маркетинговой активности" видит основную причину роста продаж БАД и председатель совета директоров ЦМИ "Фармэксперт" Юрий Крестинский. Рекламные бюджеты производителей БАД исчисляются миллионами долларов, констатирует Гуковский. "Увеличились как продуктовое предложение производителей БАД, так и их рекламная активность",- соглашается директор московского представительства "Эвалар" (крупный производитель БАД) Наталья Прокопьева.

Гендиректор аптечной сети "Итек" Дмитрий Краснов называет и еще одну причину роста продаж БАД: "Сейчас потребитель ориентируется на здоровый образ жизни, прослойка людей со средним доходом и выше среднего активно покупает БАД для поддержания тонуса". С ним соглашается и Наталья Прокопьева.

Юрий Крестинский добавляет, что основные продажи БАД приходятся на крупные города, благосостояние населения которых растет: "Потребитель там может позволить себе не только лечение, но и профилактику". А Александр Шабанов отмечает, что росту продаж способствовало также повышение лояльности аптечных ритейлеров к БАД. "Развивающийся в России формат открытой аптечной торговли очень серьезно повлиял на положение БАД. Эта продукция все чаще находит себе место на аптечных полках". Аптечный бизнес в стране ориентирован на фарммаркеты, что повышает лояльность ритейлеров к нашей продукции, считает Прокопьева.

”Бизнес”, 09.11.2005

Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей