Нужны не промышленно-производственные, а технико-внедренческие зоны

11.08.200523370
В среду, 10 августа, в медиа-центре газеты «Известия» состоялась пресс-конференция руководителя Департамента экономической политики и развития г. Москвы Марины Оглоблиной на тему «Особые экономические зоны (ОЭЗ) в Москве. Подготовка инвестиционных проектов».

Открывая пресс-конференцию, М.Оглоблина отметила, что сейчас вопрос создания ОЭЗ является важным как для всей России, так и для Москвы. Россия в целом и каждые субъект РФ должны пройти путь создания особых экономических зон, считает она, в федеральном законе об особых экономических зонах сформулированы основные принципы создания ОЭЗ, но «шишки набиваются во время пути».

По словам М.Оглоблиной, уже сейчас ясны некоторые проблемы, с которыми столкнется Москва при создании ОЭЗ. Прежде всего, они будут связаны с нехваткой достаточно больших территорий для создания таких зон. Москва – город высокой плотности застройки, в нем вообще очень мало свободных территорий. Кроме того, одно из основных требований закона при создании промышленно-производственных и технико-внедренческих зон – "отсутствие на территории, на которой предполагается создавать такую зону, немуниципальной собственности". В Москве таких территорий немного, отметила М.Оглоблина. Также сложной проблемой является создание инженерной инфраструктуры в ОЭЗ. «Вопросы создания инженерии для нас – вопросы серьезные, болезненные и сложные», - подчеркнула М.Оглоблина. По предварительной информации, в бюджете РФ на 2006 год предусмотрено около 8 млрд рублей на создание ОЭЗ. М.Оглоблина считает, что эти средства должны пойти на создание инженерной и транспортной инфраструктуры. Однако только для того, чтобы создать инженерную и транспортную инфраструктуру, например, гиперинкубатора «Нагатино-ЗИЛ» потребуется около 2-3 млрд рублей.

М.Оглоблина считает, что с учетом того, что Москва является центром финансовой жизни и городом значительного научного потенциала, в столице следует создавать скорее не промышленно-производственные, а технико-внедренческие зоны, которые позволили бы развивать новые технологии, реализовывать инновационные проекты. «На это мы сейчас делаем основной упор», - подчеркнула М.Оглоблина.

Однако особые экономические зоны по своей сущности не являются новшеством для экономики Москвы, отметила она. Так, в столице действует ряд технопарков (на базе Курчатовского института, в Зеленограде), правительством Москвы выпущены документы по реализации проекта «Пром Сити Москва-Север», созданию технопарка «Нагатино-ЗИЛ». «Все это является формами ОЭЗ, только без ряда преференций», - отметила М.Оглоблина.

По ее словам, мэром Москвы поставлена задача окончательного определения тех участков, на которых возможно создать ОЭЗ. С этой целью рассматривается ряд городских территорий: территория Центра информатики и электроники в Зеленограде (зона «Алабушево»), район Южного порта, район Нагатино, район Южного Бутова.

Отвечая на вопросы журналистов, М.Оглоблина заявила, что в этих зонах предлагается переложить затраты по созданию инженерной инфраструктуры на инвесторов. «Но мы не собираемся ухудшать инвестиционный климат города. Мы предлагаем переложить затраты на инвестора в таком объеме, который он может реально нести, и при этом проект должен оставаться прибыльным», - пояснила она. В частности, предусматривается два варианта взаимодействия города с инвесторами. Если все обязательства по вводу объекта инвестор выполняет в срок, дополнительные затраты по инженерии на него не возлагаются. Если же инвестор не выдерживает сроков, то все затраты по созданию инженерной инфраструктуры отходят к нему.

Оценивая федеральный закон об особых экономических зонах, М.Оглоблина сказала, что ОЭЗ – «форма правильная, это один из механизмов, которые смогут повысить активность частного капитала, что будет способствовать дальнейшему развитию экономики». Однако, по ее мнению, проблемой является отсутствие подзаконных актов у данного ФЗ. Кроме того, имеет «некоторую недоговоренность» и ряд положений закона. «Но это уже частности, в целом же это нужное и хорошее дело, ввязываемся мы в него не по политическим мотивам, а потому что считаем, что при научно-техническом потенциале столицы Москва является одним из первых претендентов на создание научно-внедренческих зон», - заявила М.Оглоблина.

Говоря о сути ОЭЗ, М.Оглоблина заявила, что, прежде всего, предприятиям зоны будет предоставлен ряд налоговых преференций и льгот. Кроме того, должно произойти упрощение процесса согласования и выдачи различного рода разрешительной документации. «Необходимо сократить процесс согласования и принятия решений хотя бы в три-четыре раза. Но это можно и нужно сделать и без создания особой экономической зоны», - подчеркнула М.Оглоблина.

Отвечая на вопрос ИА «Альянс Медиа», какая роль будет отводиться малому бизнесу при возможном функционировании в Москве ОЭЗ, М.Оглоблина сказала, что сейчас в столице для малого бизнеса действуют технопарки, созданы условия для развития малого предпринимательства, так как оно дает значительную часть доходов бюджета города. В рамках любой экономической зоны будет и малый бизнес, отметила М.Оглоблина. «Однако нигде не прописано, что должны быть какие-либо преференции для крупного, среднего или малого бизнеса. В рамках зоны должны быть представлены все виды бизнеса», - считает она.

http://allmedia.ru

Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей