Мировой рынок биоэтанола в 2007 году

13.10.200841700
Под биоэтанолом понимается неденатурированный или денатурированный (с добавлением до 5,0% бензина) обезвоженный этиловый спирт произведенный укороченной дистилляцией из растительного (сахаро- или крахмалосодержащего) сырья для применения в качестве присадки к моторному топливу.


Мировые тенденции в производстве биоэтанола 2006-2007 гг., млн. литров



Источник: FO Litch


Всего в 2007 г. в мире было произведено 49,6 млрд. литров биоэтанола. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объемов производства биоэтанола в мире с 2002 г. по 2007 г. составил 19,0%. Мировыми лидерами по производству биоэтанола являются США и Бразилия. Их доля в мировом объеме производства составила 87,9%. Также наращивают производство этанола в ЕС, Китае, Канаде, Таиланде, Индии, Австралии. Введены в строй первые мощности в Колумбии, странах Центральной Америки, Турции, Пакистане, Перу, Аргентине, Парагвае.

США

По подсчетам Министерства Энергетики США, Соединенные Штаты используют больше энергии, чем любая другая страна мира. Половина этой энергии расходуется на нужды транспорта, в свою очередь, 98% этой энергии получается за счет использования нефти.

Несмотря на продолжающиеся дискуссии между специалистами и в обществе о преимуществах и недостатках биоэтанола в США в последнее время были запущены довольно значительные мощности по производству биоэтанола, чтобы достичь в ближайшие годы уровня производства в 44,7 млрд. литров.

Ныне в США действуют 134 завода по производству биоэтанола. Их производственные мощности позволяют выпускать 27,4 млрд. литров топливного этанола ежегодно. Еще 77 заводов, общей мощностью 23,5 млрд. литров находятся в стадии строительства (данные American Coalition for Ethanol). Любопытно, что 27% заводов принадлежат фермерам, 30% рынка контролирует Archer Daniels Midland (ADM), еще 43% приходится на долю иных игроков (среди них достаточно крупные компании VeraSun, Aventine, Abengoa и Cargill). Основным сырьем для производства биоэтанола в США является кукуруза.

В 2007 г. объем производства биоэтанола в США достиг максимального показателя и составил 24,6 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объемов производства биоэтанола в США с 2002 г. по 2007 г. составил 25,0%. Доля США в мировом объеме производства биоэтанола в 2007 г. составила 49,6%.

Кроме того в 2007 г. было импортировано 1,7 млрд. литров биоэтанола. Основным поставщиком являлась Бразилия (44,3% от общего объема импорта). Значительный объем (54,1%) был импортирован из стран Центральной Америки (Ямайка, Сальвадор, Тринидад и Тобаго, Коста-Рика).

В 2007 г. объем рынка биоэтанола в США достиг максимального показателя и составил 26,3 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка с 2002 г. по 2007 г. составил 26,1%. Доля импортного биоэтанола в объеме ранка в 2007 г. составила 6,5%.

Бразилия

Бразилия – уникальная страна, которой удается удовлетворять почти 50% внутреннего спроса на топливо за счет биоэтанола. Две трети автотранспорта страны способно ездить на биоэтаноле.

Начало экономического бума в Бразилии пришлось на 1970-е годы. На рубеже 1973-74-х стране нужно было в срочном порядке решать сразу две проблемы: трехкратный рост цен на нефть и значительное падение спроса на сахар. В этой ситуации глава государства Эрнесто Гизель принимает судьбоносное решение о старте государственного проекта по переводу автомобилей на спирт. Параллельно решалась проблема по стимуляции поставщиков сахара, оказавшихся в кризисе.

С 1975 г. вступает в силу закон, обязывающий АЗС добавлять в бензин не менее 20% этанола. Компании, изъявившие желание построить заводы по производству этанола, получали кредиты под минимальные проценты. Государство стало оптом закупать спирт у производителей и одновременно подняло цены на бензин, добившись рентабельности использования этанола в качестве топлива. Успехи оказались ошеломительными: к 1979 году было отмечено пятикратное увеличение объемов производства топливного этанола.

К началу 80-х все крупнейшие автомобильные концерны, производящие и экспортирующие машины в Бразилию, были обязаны выпускать автомобили, способные ездить на чистом этаноле (E100). Граждане, пожелавшие переоборудовать свои бензиновые авто под новый вид топлива получили льготы. Все эти события развивались совместно с широкомасштабной рекламной компанией. В 1985 году Бразилия праздновала новую победу – согласно статистике половина автопарка страны ездила на этаноле.

К 2007 году результаты повсеместного применения этанола оказались следующими: 4,3 млн. транспортных средств работают полностью на этаноле, остальные 17 млн. используют в качестве топлива смесь этанола с бензином. Пять из шести бразильских АЗС продают чистый этанол (E100). В бразильской программе по биоэтанолу занято более 700 тыс. работников, а экономия по импорту нефтепродуктов за 1975-2007 гг. составила более 65 млрд. USD.

В 2007 г. объем производства биоэтанола в Бразилии достиг максимального показателя и составил 19,0 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объемов производства биоэтанола в Бразилии с 2002 г. по 2007 г. составил 8,6%. Доля Бразилии в мировом объеме производства биоэтанола в 2007 г. составила 38,3%. Доля экспорта биоэтанола в объеме производства составила 21,1%. Основными импортерами бразильского биоэтанола являются Япония, США и страны ЕС.

В 2007 г. объем рынка биоэтанола в Бразилии составил 15,0 млрд. литров (92,5% от максимального уровня в 1997 г.). Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка с 2002 г. по 2007 г. составил 4,8%.

ЕС

В ЕС проблема биотоплива вообще и биоэтанола в частности, лежит в русле главной стратегии европейцев – сохранение экологии и борьбы с глобальным потеплением планеты, что в значительной степени базируется на отказе от нефти и газа и переходе на новые возобновляемые виды топлива, в том числе и моторное. В этом контексте основное внимание уделяется биодизелю.

В 2007 г. объем производства биоэтанола в ЕС достиг максимального показателя и составил 2,2 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объемов производства биоэтанола в ЕС с 2002 г. по 2007 г. составил 35,1%. Доля ЕС в мировом объеме производства биоэтанола в 2007 г. составила 4,4%.

В целом ЕС значительно уступает США и Бразилии по объемам производства биоэтанола. Следует заметить, что, несмотря на прогресс в области производства биоэтанола его доля в моторном топливе еще крайне мала и составляет чуть менее 1%.

В 2007 г. в странах ЕС насчитывалось 32 производителя биоэтанола. Самые крупные мощности по производству биоэтанола в Европе расположены в Германии, Испании и Франции. Доля трех европейских стран лидеров в общем объеме производства биоэтанола в ЕС в 2007 г. составила 77,9%. Кроме того значительные объемы биоэтанола в 2007 г. были произведены в Польше, Швеции и Италии. В сумме доля шести стран производителей биоэтанола составила 92,6%.

Помимо производства ЕС активно импортирует биоэтанол. В 2007 г. объем импорта составил более 900 млн. литров. Практически весь объем импортируемого биоэтанола имеет бразильское происхождение.

В 2007 г. объем рынка биоэтанола в ЕС составил 3,0 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка с 2002 г. по 2007 г. составил 38,2%. Доля импортного биоэтанола в объеме рынка составила 38,3%.

Китай

Первые партии биоэтанола в Китае были выпущены в конце 2003 г. За три года Китай сумел войти в четверку крупнейших производителей топливного этанола в мире.

В 2007 г. объем производства биоэтанола в Китае достиг максимального показателя и составил 1,8 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объемов производства биоэтанола в Китае с 2003 г. по 2007 г. составил 124,2%. Доля Китая в мировом объеме производства биоэтанола в 2007 г. составила 3,7%. Внешнеторговых операций с биоэтанолом отмечено не было.

В 2007 г. в Китае насчитывалось шесть производителей биоэтанола. Компания Jilin Fuel Ethanol Co. является крупнейшим производителем биоэтанола в Китае (мощность 600 тыс. тонн). В Китае биоэтанол производят из пшеницы, риса, маниоки и сахарного сорго.

Китай планирует приложить еще большие усилия в развитие возобновляемой энергетики и сократить эмиссию парниковых газов, чтобы поддержать жизнеспособный экономический рост в ближайшие годы. Согласно Национальной Комиссии Развития и Реформ (НКРР), необходимо инвестировать более 2 триллионов юаней, или 10 процентов валового национального продукта, чтобы достичь поставленной цели по возобновляемой энергии к 2020 году. Среднесрочной и долгосрочной целью страны является развитие индустрии возобновляемой энергии, которая станет играть важную роль в обеспечении развития экономического будущего страны.

НКРР планирует поднять долю возобновляемой энергии в общем потреблении энергии до 10% к 2010 году и 15% к 2020 году, по сравнению с 8% в настоящее время. В настоящее время, уголь составляет ежегодно 70% общего энергопотребления Китая, оставляя большой потенциал для развития гидроэлектроэнергии, метана, гелио-, ветроэнергетики и других чистых и возобновляемых источников энергии.

Тем временем Китай продолжит развивать ликвидное биологическое топливо согласно предварительному условию по обеспечению безопасности продовольствия. Китай не будет поощрять использование зерна как сырья для биотоплива, но обратится к непродовольственным зерновым культурам, типа батата и сорго обыкновенного, для производства ликвидного биологического топлива, включая этанол и биодизель. Большинство таких непродовольственных зерновых культур растет на солончаке и бесплодных землях, которые являются неподходящими для того, чтобы выращивать зерно.

Россия

По состоянию на 1 января 2008 г. в России не было отмечено производства топливного этанола. Импорта и экспорта биоэтанола также не было отмечено, поскольку в товарной номенклатуре ВЭД не определены коды товаров соответствующие различным видам биотоплива. Согласно действующему законодательству биоэтанол и топливные смеси с этиловым спиртом являются подакцизными товарами, что в значительной мере влияет на развитие внутреннего рынка.

Согласно разным источникам, в России существует порядка десяти проектов строительства заводов по производству биоэтанола, но только один проект (ГК «Титан», Омская обл.) находится в действии. Кроме того ряд экспертов полагают, что любой российский завод по производству пищевого этилового спирта легко переориентировать на производство биоэтанола. При этом издержки производства (без учета акцизных сборов), составят 9-10 рублей за литр, что даже ниже издержек при производстве пищевого этилового спирта, т.к. нет необходимости использовать оборудование для очистки спирта. Другие эксперты – более прагматичны, и считают, что только заводы с мощностью более 140 тыс. дал спирта могут легко переориентировать свои поточные линии. Они также отмечают, что переориентация потребует значительных инвестиций в технологии.

Высокий акцизный налог на этиловый спирт (23,5 рубля за литр) ограничивает производство биоэтанола для внутреннего рынка. В России биоэтанол классифицирован в общей категории «Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)», и не рассматривается законодательством, как продут специфического назначения. Это обстоятельство сильно контрастирует по сравнению с другими странами, где биоэтанол обычно освобожден от акцизных обязанностей. Согласно действующему российскому законодательству, существует лишь один путь для предотвращения акцизного сбора: когда продукты, содержащие этиловый спирт экспортированы, акцизные сборы возвращаются производителю. По существу, биоэтанол может производиться для внешних рынков без обложения акцизной пошлиной и изменения действующего законодательства.

Сравнительно высокая стоимость производства и возрастающая рыночная стоимость зерна также ограничивают производство биоэтанола в России. Если рыночная цена на зерно будет продолжать увеличиваться, то его применение в качестве сырья для производства биоэтанола будет экономически невыгодным. С другой стороны, такие сырьевые источники как, например, свекловичная меласса-патока могут стать реальной альтернативой.

В краткосрочной перспективе в России ожидаются изменения законодательства в отношении биотоплива. Сейчас в России начинает изменяться законодательная база: принимается полный перечень законодательных актов для того, чтобы этанол стал отдельным продуктом именно как топливная составляющая. При этом в России появилось то, чего не было ранее – намерение использовать биотопливо на внутреннем рынке – сейчас в РФ на государственном уровне разрабатываются стандарты бензинов с добавлением биоэтанола.

Эксперты полагают, что биоэтанол произведенный в России имеет хорошие перспективы для продвижения на рынках Европейского Содружества и Японии. Потенциальный размер рынка российского биоэтанола оценен экспертами в 850 млн. литров.


Материал предоставлен
Исследовательской компанией Abercade


Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей