Погоня за биоцентами

18.04.200527720
Украина и Германия в очередной раз собираются наладить совместное производство биологического дизельного топлива. Рапс в Украине – не экзотика. До 1910 года он занимал 30 – 40 тыс. гектаров пашни. И именно из него давили масло, поскольку подсолнечник тогда сеяли на меньшей площади. В конце 1930-х основной массив товарных посевов рапса, преимущественно озимых сортов, сформировался в районах Западной Украины, Полесье и Лесостепи – 120 – 130 тыс. гектаров. Но затем его производство начало сокращаться и к концу 50-х годов почти свернулось.

Почти два десятка лет назад в Украине прозвучал очередной клич «седлать» крестоцветные, в частности рапс. В Ивано-Франковске даже профильный институт создали – крестоцветных культур. Несмотря на то что функционировали Запорожский институт масличных культур и Винницкая научно-исследовательская станция. Агроформирования выращивали рапс с содержанием эруковой кислоты более 5%. Некондиционный, одним словом. Приезжали к нам поляки, покупали отечественный рапс по 80 долл. за тонну, везли на родину. Потом докупали в Германии двухнулевой, то есть высшего сорта, смешивали с нашим и транспортировали обратно в Германию, имея с этого 50 долл. прибыли. Следовательно, украинец «кормил» поляка – хитрого и умного. А что имел сам? Да ничего. Из-за отсутствия оптовых рынков. Слабое желтое зарево, так и не сумев расцвести на просторах Украины, постепенно погасло.

Периодически, правда, интерес к белко- и калориесодержащей культуре вспыхивал… и снова угасал – не было реальных инвестиций в этот проект. Не помогали даже громкие государственные программы типа «Рапс» образца 1998 года. Но на этот раз в Минагрополитики говорят, что реализация этого проекта обязательно начнётся уже в апреле этого года. Перенимать опыт в Германию отправился министр АПК Александр Барановский.

Если раньше, чтобы заправиться биодизелем, нужно было объехать пол-Берлина, то теперь его продают на всех АЗС. Спрос на биотопливо растет с каждым днем. Во-первых, оно экологически чистое, во-вторых, дешевле других видов бензина.

Ставку на горючее из рапса немцы сделали еще несколько лет назад – и не прогадали. Сейчас Германия – европейский лидер по производству биодизеля. Этой культурой засеяно более миллиона гектаров, а заводы по переработке растут как грибы после дождя. Производителей всячески поощряют – дотациями и низкими налогами. Одна беда – спрос на альтернативное топливо настолько велик, что просто не хватает угодий для выращивания рапса. Немцы ищут партнеров, в том числе и в Украине.

Франц-Георг фон Буссе, глава группы по вопросам сельского хозяйства немецко-украинского совета: «У Украины и Германии хорошие перспективы сотрудничества. Когда немецкие предприниматели больше узнают об условиях работы в вашей стране, думаю, многие захотят построить там заводы по производству биодизеля».

В самой же Германии уже на 1700 заправках можно встретить колонку с надписью BioDiesel. Желающих заправиться этим топливом, представляющим собой смесь из нефтепродуктов и растительного сырья (чаще всего – рапсового масла), становится все больше. Причина проста: новое топливо дешевле традиционного, хотя его потребительские качества практически не уступают обычной солярке.

Разница в цене составляет примерно 10 евроцентов на литр и дает около 10 процентов экономии, по сравнению со стоимостью стандартного дизельного горючего. Относительная дешевизна биодизеля связана с тем, что это топливо в настоящий момент освобождено от налога, составляющего значительную часть цены автомобильного горючего в Германии.

На севере Германии в регионе Пригнитц начато использование соевого и рапсового масла в качестве топлива для рельсовых автобусов – железнодорожных повозок, состоящих из одного моторного вагона. В бак заливается 400 литров этой растительной солярки. Эксперименты с экологически чистыми видами горючего начались в Пригнитце еще в 1999 году. С октября 2003 года на рапсе и сое работают восемь региональных автобусов. Пожалуй, единственное отличие этого вида топлива от обычной – нефтяной – солярки заключается в том, что за повозкой, работающей на растительном топливе, стелется запах жареной картошки. И соевое, и рапсовое масло, используемые в таких случаях, используются как топливо только из соображений экономии, поскольку они дешевле, чем экологическое дизельное топливо. К тому же, в отличие от него, могут храниться практически везде без вреда для природы. Кроме того, растительные виды топлива имеют большую энергоотдачу.

Специалисты Научно-исследовательского института биотехнологий при Штутгартском университете разработали методику, с помощью которой отходы, появляющиеся в процессе изготовления сыра, могут быть переработаны в биологическое дизельное топливо. 10 млн. тонн сыворотки, ежегодно спускаемой в канализацию, можно «пустить в дело». Для этого сыворотку фильтруют, стерилизуют, «заселяют» дрожжевыми грибками, преобразуют в жир – в общем, подвергают целому ряду операций, в результате которых возникают некие поверхностно-активные вещества, из которых в конце концов получают биологическое дизельное топливо.

Подсчитано, что в масштабах всей Германии из молочной сыворотки можно получать 170 тысяч тонн топлива. Цифра, на первый взгляд, внушительная, но на самом деле это меньше одного процента потребляемых в стране нефтепродуктов. Но все-таки больше, чем объем производства салатного или подсолнечного масла. Его выпускают 80 тысяч тонн в год.

Киев к сотрудничеству готов. На встрече с немецкими бизнесменами министр аграрной политики пообещал: его ведомство возьмет курс на производство биодизеля. Рапс можно выращивать, например, на землях, загрязнённых радиацией. Планы наполеоновские – за 4 года засеять более 2 миллионов гектаров. Производить биодизель Украина собирается прежде всего для внутреннего рынка. А немцев просит помочь инвестициями и технологиями.

В конце апреля в Украину приедут немецкие аграрии, чтобы оценить перспективы сотрудничества. Возможно, тогда будут заключены и первые контракты. И вскоре автомобилисты смогут заправлять свои машины биодизелем украинского производства.

Владимир Перец, http://www.from-ua.com

Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей